Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе Республики Беларусь в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1 Принципы и задачи управления собственным капиталом торговой организации в условиях реформирования экономики Республики БеларуСЬ…...

5
1.1 Сущность и классификация капитала предприятия……………………. 5
1.2 Политика формирования собственного капитала торгового предприятия….......................................................................................................
7
1.3 Задачи и принципы управления собственным капиталом организации………………………………………………………………..................
12
2 Информационное обеспечение управления собственным капиталом ЧУП «ФабРИКА «КВЕТКА»............
16
2.1 Краткая экономическая характеристика ЧУП «Фабрика «КВЕТКА»…………………………………………………………………..
16
2.2 Анализ собственного капитала организации …………………………… 20
2.3 Управление собственным капиталом на предприятии…………………... 25
3 Методика управления собственным капиталом торговой организации……………………………………………..
31
3.1
Совершенствование системы управления собственным капиталом……
31
3.2
Финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли, как фактор роста собственного капитала предприятия……….

34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………............ 47

Файлы: 1 файл

Курсовая по собственному капиталу.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

     Основными направлениями управления капиталом  торгового предприятия являются:

  • работа с источниками финансирования (собственный капитал, распределение прибыли, выпуск и приобретение ценных бумаг и пр.);
  • инвестиции предприятия и оценка их эффективности (доходность капитала, текущая и перспективная стоимость предприятия, оценка финансовых рисков и т.д.);
  • управление основным и оборотным капиталом;
  • финансовое планирование;
  • анализ и контроль финансовой деятельности.

     Важной  частью механизма управления капиталом  на предприятии являются системы и методы его анализа.

       Анализ управления собственным  капиталом представляет собой процесс исследования эффективности использования и формирования капитала на предприятии с целью выявления резервов улучшения его использования и обеспечения эффективного развития предприятия.

       Основными системами и методами анализа управления собственным капиталом являются:

  • горизонтальный (трендовый) анализ, базирующиеся на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения (или тренда);
  • вертикальный (структурный) анализ базируется на структурном разложении отдельных видов показателей. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих;
  • сравнительный анализ, который базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей;
  • анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные результаты финансовой деятельности и уровень финансового состояния торгового предприятия.

     Для создания информационной базы управления необходимо определить методику решения отдельных задач, показатели и факторы; приемы принятия управленческого решения; потребность в информации по задачам управления; устранить дублирование информации, изучив взаимосвязь задач; определить объем, содержание, периодичность, источники информации для формирования системы управления собственным капиталом [1, с.92].

     В связи с этим существенно возрастает важность и роль анализа финансовой деятельности в системе управления предприятием, основным содержанием  которого является комплексное системное  исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью обеспечения финансовой стабильности и финансовой безопасности предприятия. Поэтому основными этапами управления собственным капиталом являются:

     1. Провести анализ пассива. Управление  собственным капиталом целесообразно начать с оценки его структуры и состава по данным баланса, при этом необходимо учитывать особенности каждой его составляющей.

     2. Расчет показателей рентабельности  собственного капитала, определение  доходности деятельности. Исчисляются отношением прибыли к используемым источникам средств. Различные модели управления и оценки использования собственного капитала позволяет финансовому аналитику сделать обоснованный вывод о том, что дальнейший поиск новых показателей анализ пассивного капитала необходим, а возможности – неисчерпаемы.

     3. Провести оценку финансовой устойчивости. Важным показателем, который характеризует  финансовое состояние предприятия  и его устойчивость, является  обеспеченность запасов, то есть  материальных оборотных активов источниками финансирования. Излишек или недостаток плановых источников средств является одним из критериев оценки финансовой устойчивости предприятия, в соответствии с которым выделяют четыре типа финансовой устойчивости:

  • абсолютная финансовая устойчивость;
  • нормальная финансовая устойчивость;
  • неустойчивое финансовое состояние;
  • кризисное финансовое состояние.

     4. Провести увязку активов и  пассивов бухгалтерского баланса.  Данный анализ позволяет оценить  финансовое состояние предприятия,  из которого видно, какова доля средств предприятия и доля источников их образования.

     5. Произвести расчет теоретической  величины собственного капитала. Данный расчет полезен в оценке  финансовой устойчивости, производимой  как самим предприятием, так и  его деловыми партнерами. При этом существуют некоторые проблемы в анализе использования собственных средств:

  • собственный капитал инвестируется на долгосрочной основе и поэтому подвергается наибольшему риску;
  • разработка и выбор оптимальных вариантов источников финансирования деятельности хозяйствующих субъектов;
  • проблема соизмерения затрат и результатов при реализации различных проектов и выбор лучшего для рационального использования инвестиций.

     Основная  цель финансовой работы, проводимой на предприятии, – повысить эффективность управления. Выбор лучшего варианта управленческого решения является заключительной стадией процесса управления собственного капитала. От того, насколько правильно он будет сделан, зависит эффективность принятого управленческого решения.

     Таким образом, различные принципы и методы управления способствуют усилению творческого момента в принятии управленческого решения, являясь надежным орудием, уравновешивающим излишний оптимизм, недооценку ситуации, перестраховку и боязнь риска, а оптимизация структуры капитала будет способствовать росту рыночной стоимости самого предприятия в перспективе развития.

     3.2 Финансовые механизмы  управления формированием  операционной прибыли,  как фактор роста  собственного капитала  предприятия

 
 

     Основу  формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направленных на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия. Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:

  • прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);
  • прибыли от реализации имущества;
  • прибыли от внереализационных операций.

     Среди этих видов главная роль принадлежит  операционной прибыли, на долю которой приходится в настоящее время 90-95% общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).

     Операционный  анализ часто используют при планировании хозяйственной деятельности. Если определен объем продаж, то на его основе можно рассчитать величину расходов и продажную цену, чтобы предприятие могло получить определенную прибыль. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются текущие расходы, цены на продукцию или материалы, структура коммерческой деятельности, то есть оценить изменение параметров хозяйственного процесса.

     Важное  значение имеет прогнозирование  финансовых результатов на основе операционного анализа и классификации затрат предприятия на переменные и постоянные. Переменные расходы изменяются прямо пропорционально росту или снижению объемов продукции и товаров, а постоянные расходы не зависят от объема продукции и товаров и изменяются практически только под влиянием внешних и внутренних факторов финансово-хозяйственной деятельности.

     При составлении прогноза финансовых результатов целесообразно классифицировать затраты не только по функциональному признаку, но и составить прогноз по маржинальной прибыли. Подход, основанный на маржинальной прибыли дает полезную информацию для планирования и принятия решений.

     Маржинальный доход – это разница между выручкой и всеми переменными расходами, включая производственные и административные. В отличие от него валовая маржа или валовая прибыль исчисляются как разница между выручкой и производственной себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг, включая постоянные косвенные производственные расходы [11, с.252].

     Прогноз прибыли отражает производственную деятельность предприятия. Его составление  следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно получить из раздела бизнес плана по планируемому объему продаж.

       Схема формирования прибыли и маржинального дохода представлена на рисунке 2.

 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 – Схема формирования прибыли и маржинального дохода

Источник: [4, c.181].

     Этот  прогноз призван дать представление  о той доле рынка, которую 

предприятие собирается завоевать. Важнейшей задачей  каждого предприятия является получение  большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции – один из важнейших качественных показателей деятельности предприятий.

     Производственная  деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. В учете возможны два варианта учета затрат и калькулирования себестоимости. Первый, традиционный вариант учета затрат для отечественной практики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и постоянные по видам изделия. Основное значение такой системы учета заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия и увеличения его доходности. Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле [4, c.181]: 

     S = VC + FC + GL,                                                         (3.1)  

где S –  реализация в стоимостном выражении (выручка);

      VC – переменные расходы;

      FC – условно-постоянные расходы;

     GL – валовой доход.

     Поскольку в основу операционного анализа  заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем следующее: 

     VC = k + s,                                                                   (3.2) 

где k –  коэффициент пропорциональности.

     Используя формулу базовой модели, а также  условие, что критическим считается  объем реализации, при котором  валовой доход равен нулю, имеем: 

     S = k х S + FC,                                                          (3.3) 

     Поскольку S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем: 

     Sm = FC / (1 – k),                                                     (3.4) 

     Формулу можно представить в наглядном  виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого вводятся дополнительные обозначения:

     Q – объем реализации в натуральном  выражении;

     P – цена единицы продукции;

     V – переменные расходы на единицу  продукции;

     Qc – критический объем продаж  в натуральных единицах.

     Преобразуя  формулу базовой модели операционного анализа, имеем:  

     Qc = FC / P – V,                                                         (3.5) 

     Знаменатель в рассмотренной формуле представляет собой удельный маржинальный доход. Таким образом, экономический смысл  критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

     Очевидно, что формула критического объема продаж может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI). 

Информация о работе Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения