Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе Республики Беларусь в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1 Принципы и задачи управления собственным капиталом торговой организации в условиях реформирования экономики Республики БеларуСЬ…...

5
1.1 Сущность и классификация капитала предприятия……………………. 5
1.2 Политика формирования собственного капитала торгового предприятия….......................................................................................................
7
1.3 Задачи и принципы управления собственным капиталом организации………………………………………………………………..................
12
2 Информационное обеспечение управления собственным капиталом ЧУП «ФабРИКА «КВЕТКА»............
16
2.1 Краткая экономическая характеристика ЧУП «Фабрика «КВЕТКА»…………………………………………………………………..
16
2.2 Анализ собственного капитала организации …………………………… 20
2.3 Управление собственным капиталом на предприятии…………………... 25
3 Методика управления собственным капиталом торговой организации……………………………………………..
31
3.1
Совершенствование системы управления собственным капиталом……
31
3.2
Финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли, как фактор роста собственного капитала предприятия……….

34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………............ 47

Файлы: 1 файл

Курсовая по собственному капиталу.doc

— 425.00 Кб (Скачать)
tify">     1.3 Задачи и принципы  управления собственным  капиталом организации 
 

     Управление  собственного капитала предполагает управление процессом его формирования, поддержания  и эффективного использования, то есть, управление уже сформированными активами. Это предполагает как управление собственным капиталом в целом, так и управление его структурными элементами.

     Основу  управления собственным капиталом  предприятия составляет управление формированием его собственных  финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде [5, с.23].

     Основными задачами управления собственным капиталом  являются:

  • определение целесообразного размера собственного капитала;
  • увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;
  • определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;
  • определение и реализация дивидендной политики.

     Разработка  политики формирования собственных  финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным принципам [14, с.132] .

     1. Принцип анализа формирования  собственных финансовых ресурсов  предприятия в предшествующем  периоде. Целью такого анализа  является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

     На  первом этапе анализа изучаются  общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

     На  втором этапе анализа рассматриваются  источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.

     На  третьем этапе анализа оценивается  достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде.

     2. Принцип определения общей потребности  в собственных финансовых ресурсах. Рассчитанная общая потребность  охватывает необходимую сумму  собственных финансовых ресурсов,  формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

     3. Принцип оценки стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия [8, с.244-246].

     4. Принцип обеспеченности максимального  объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.

     5. Принцип обеспечения необходимого  объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

     6. Принцип оптимизация соотношения  внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

  • обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов;
  • обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями [15, с. 135].

     Управление  собственным капиталом предприятия  включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами.

     Финансовый  рычаг («финансовый леверидж») - это  финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.

     Эффект  финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

     Эффект  финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и «ценой» заемных средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль) к суммарной величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов).

     Иными словами, предприятие должно изначально наработать такую экономическую рентабельность, чтобы средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.

     Для расчета эффекта финансового  рычага можно применять следующую формулу 1.5 [6, с.164-165]:  

     ЭФР = (Рк - Рзк) х ЗС / СК,                                           (1.5) 

где Рк - рентабельность совокупного капитала (отношение суммы чистой прибыли и цены, уплаченной за заёмные средства и сумме капитала);

      Рзк - рентабельность заёмного капитала (отношение цены, уплаченной за заёмные средства к сумме заёмных средств);

      ЗК - заёмный капитал (среднее значение за период);

      СК - собственный капитал (среднее значение за период).

     Таким образом, эффект финансового рычага определяет границу экономической целесообразности привлечения заёмных средств.

     Высокое положительное значение показателя свидетельствует о том, что предприятие  предпочитает обходиться собственными средствами, недостаточно использует инвестиционные возможности и не преследует цели максимизации прибыли. В этой ситуации акционеры, получив скромные дивиденды, могут начать продавать акции, снижая рыночную стоимость компании.

     В завершении первой части курсовой работы рассмотрим функции управления собственным капиталом предприятия.

     К основным функциям управления собственным  капиталом можно отнести:

     Защитную  функцию. Собственный капитал позволяет  сохранять платежеспособность предприятия путем создания резерва активов, позволяющих предприятию функционировать, несмотря на угрозу появления убытков. При этом, однако, предполагается, что большая часть убытков покрывается не за счет капитала, а текущих доходов предприятия. Капитал играет роль своеобразной защитной «подушки» и позволяет предприятию продолжать деятельность в случае возникновения крупных непредвиденных потерь или расходов. Для финансирования подобных затрат существуют различные резервные фонды, включаемые в собственный капитал.

     Оперативную функцию. Она имеет второстепенное значение по сравнению с защитной. Она включает ассигнование собственных средств на приобретение земли, зданий, оборудования, а также создание финансового резерва на случай непредвиденных убытков. Этот источник финансовых ресурсов незаменим на начальных этапах деятельности предприятия, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов. На последующих этапах развития предприятия роль собственного капитала не менее важна, часть этих средств вкладывается в долгосрочные активы, в создание различных резервов. Хотя основным источником покрытия затрат на расширение операций служит накапливаемая прибыль, предприятия часто прибегают к новым выпускам акций или долгосрочных займов при проведении мероприятий структурного характера – открытии филиалов, слияниях.

     Регулирующую функцию. Она связана с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании предприятий.

     Названные функции собственного капитала показывают, что собственный капитал –  основа коммерческой деятельности любого предприятия. Он обеспечивает его самостоятельность и гарантирует его финансовую устойчивость, являясь источником сглаживания негативных последствий различных рисков, которые несет предприятие.

     Повышение эффективности управления собственным  капиталом стимулируется с одной стороны стремлением к улучшению финансовых результатов деятельности компании и росту благосостояния ее собственников, с другой стороны – зависимостью компании от внешнего экономического окружения, оценивающего ее деятельность со стороны и образующего систему хозяйственных взаимосвязей с нею. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Информационное обеспечение управления собственным капиталом ЧУП «ФабРИКА «КВЕТКА» 
 

     2.1. Краткая экономическая  характеристика ЧУП «Фабрика «КВЕТКА» 

      Частное производственно-торговое унитарное  предприятие «Фабрика «КВЕТКА», является самостоятельным хозяйствующим субъектом, основанным на праве хозяйственного ведения. Оно было создано в соответствии с решением Учредителя в 2005 году. ЧУП «Фабрика «КВЕТКА» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счет в банке (Филиал №6 ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)), печать со своим наименованием, фирменные бланки, штампы.  Основной вид деятельности ЧУП «Фабрика «КВЕТКА» – это серийное производство мебели для ванных комнат, торгового оборудования, офисной мебели. 

     ЧУП «Фабрика «КВЕТКА» арендует производственное и офисное помещение на территории УСК ОАО «Гомельпромстрой».

     Организация осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а в случаях специально предусмотренных  действующим законодательством только после получения специальных разрешений (лицензий). Организация обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления; принятия хозяйственных решений; сбыта; установления цен, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством; оплаты труда (в соответствии с действующим законодательством); распределения чистой прибыли и покрытия убытков.

     Размер  уставного фонда на 01.01.2010 года составлял 83 млн. руб.  Основной вид договора, на основании которого предприятие осуществляет свою деятельность, является договор купли-продажи.  Имущество ЧУП «Фабрики «КВЕТКА» составляют его основные и оборотные фонды, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе (Приложение А).  Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в полное распоряжение ЧУП «Фабрики «КВЕТКА».        Использование чистой прибыли производятся по следующим направлениям:  резервный фонд  – 40%;  добавочный фонд – 37%; расчеты с учредителями по выплате дивидендов – 5%;  другие цели – 18%. 

     Численность работников ЧУП «Фабрики «КВЕТКА» составляет 20 человек, в том числе рабочие – 15, ИТР – 5.  В 2009 году объем производства составил 1008 млн р. В своем составе ЧУП «Фабрика «КВЕТКА» имеет следующие подразделения, производственные участки: административно-управленческий персонал; участок распила, облицовки; участок сверления, присадки; участок прессования; участок фрезеровки; участок сборки готовых изделий. ЧУП «Фабрика «КВЕТКА»  является прибыльным предприятием. Объем выпущенной продукции в 2009 году увеличился на 69,41 процентных пункта или на 413 млн р.,  прибыль увеличилась на  155,17 процентных пункта или на 90 млн р., рентабельность возросла в 1,5 раза или на 52,10 процентных пункта.            Основными поставщиками сырья являются такие организации как СОДО «Тимберленд», ООО «Мир мебельной фурнитуры» ООО «Дэлия-ком», ООО «Мир кромки», ООО «Крафтвинилторг», ЧУП «СтройИнфорс».

     Готовая продукция реализуется в пределах белорусского рынка. Основными покупателями являются ООО «БЕЛКЗ» в г. Могилеве, ООО «Креавитэпсилон» в г. Гродно, ЧУП «СтройИнфорс» в г. Гомеле. Также разрабатывается проект тесного сотрудничества с торговой сетью г. Москвы. Организация  активно участвует в выставках-продажах в том числе и международного уровня.

Информация о работе Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения