Прибыль и рентабельность предприятия по транспортировке газа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность. В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль и рентабельность, важнейшие показатели эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили перед предприятием необходимость эффективного

Оглавление

Введение
Глава 1.Прибыль предприятия по транспортировке газа 5
§ 1.1 Сущность, значение и функции 5
прибыли, факторы влияющие на ее величину.
§ 1.2 Виды прибыли. Система расчета чистой прибыли. Выручка. 10
§1.3 Принципы распределение прибыли 16
Глава 2. Рентабельность газотранспортирующего предприятия. 18
§ 2.1 Сущность, значение и факторы, влияющие на рентабельность. 18
§ 2.2 Показатели рентабельности и система их расчетов. 21
Глава 3. Расчет прибыли и рентабельности предприятия
по транспортировке и хранению газа АК «УзТрансГаз». 25
§3.1 Расчет и Анализ прибыли АК «Узтрансгаз» 25
§3.2 Расчет и Анализ рентабельности АК «Узтрансгаз» 30
Глава4.Анализ динамики прибыли и рентабельности АК «Узтрансгаз» 33
§4.1 Анализ динамики показателей рентабельности и прибыли АК 33
§ 4.2 Способы снижения затрат на транспортировку газа 35
§4.3 Индексный метод снижения себестоимости газо- транспорта 38
§4.4 Мероприятия по снижению издержек на АК «Узтрансгаз» 40
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая Тимур.docx

— 240.52 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Рентабельность газотранспортирующего предприятия.

§ 2.1 Сущность, значение и факторы, влияющие на рентабельность.

Важная роль в системе  экономических показателей эффективности  предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов деятельности предприятия с различных позиций  в соответствии с интересами участников рыночного обмена.

Рентабельность предприятия  отражает степень прибыльности его  деятельности в исследовании уровней  и динамики финансовых коэффициентов  рентабельности и оборачиваемости, которые являются относительными финансовыми  показателями деятельности предприятия.

Повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике. Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике. Уровень рентабельности интересует кредиторов и заемщиков денежных средств с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска не возврата заемных средств, платежеспособности предприятия.

Факторы влияющие на рентабельность. В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно разделить на внешние связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность “очистить” показатели эффективности от внешнего воздействия.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта раб отников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста  прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно  оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов  процесса производства, к ним относятся :

  • изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;
  • изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;
  • изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение  производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой  продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались  тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

  • повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;
  • использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;
  • повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают  косвенное воздействие и внешние  факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся  географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских  центров, природные условия и  т.д.

§ 2.2 Показатели рентабельности и система их расчетов.

Необходимо отметить, что  названия показателей рентабельности несколько отличаются в различных  источниках, но исходя из их экономического содержания, наиболее часто в литературе можно встретить деление показателей  рентабельности на три группы: рентабельность реализованной продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала. Они могут быть представлены стоимостными показателями или показателями, выраженными в процентах (коэффициентах). Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т.д.).

При расчете рентабельности используется как балансовая, так  и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности  деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей  рентабельности.

Рентабельность  реализованной продукции.Для определения рентабельности реализованной продукции (в некоторых источниках этот показатель называют рентабельностью продаж), на основании данных бухгалтерской отчетности, соотносят различные показатели прибыли от реализации продукции с объемом реализованной продукции. Эти отношения показывают, какое количество прибыли приходится на единицу реализованной продукции. На основании этих показателей осуществляется оценка эффективности управления предприятием, т.е. способность предприятия получать прибыль от своей основной деятельности.

Например:

Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли  и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен  при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с  плановыми показателями.

На практике на предприятии  обычно производится (реализуется) несколько  видов продукции (работ, услуг), при  этом уровень рентабельности продукции  в целом зависит от уровня рентабельности отдельного вида продукции, поэтому  целесообразно рассчитывать уровень  рентабельности по каждому виду продукции.

Рентабельность  всех активов (имущества).

Эта группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли  к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными  являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственный капитал + долгосрочные обязательства); акционерный:

Рентабельность всех активов  по балансовой прибыли является наиболее общим показателем. Данный коэффициент  показывает, сколько денежных единиц привлечено предприятием для получения рубля прибыли независимо от источника привлечения этих средств.

Значение показателя рассчитывается делением балансовой прибыли на среднюю  за период величину стоимости всех активов.

Рентабельность  всех активов  =

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего  капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.

Рентабельность  собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. Рентабельность собственных средств показывает, какая величина прибыли приходится на 1 рубль собственных средств, т.е. позволяет определить эффективность использования собственных средств предприятия и сравнить ее с возможным доходом от вложения этих средств в другие объекты (ценные бумаги, другие предприятия и т.д.). В западных странах этот показатель служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на фондовой бирже.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия по транспортировке газа