Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучить человеческий капитал и качество жизни населения РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучается сущность постиндустриального общества и места человеческого капитала в нем
- Рассматриваются виды человеческого капитала
- Рассматривается качество жизни населения РФ и перспективы роста.
При анализе метода оценки человеческого капитала по аналогии с физическим (основным) капиталом вызывает сложность объективная оценка первоначальной стоимости, определения срока работы конкретного сотрудника в компании (то есть выбор рационального способа начисления коэффициента устаревания и забывания), а также сложность ведения учета, громоздкость оценки, которая в большей степени удобная для крупных компаний.[4, с. 12]
Вложение средств в человеческий капитал обычно происходит в трех формах:
1. Прямые расходы, идущие на оплату обучения и покупку учебников, а также стоимость переездов, необходимых для поиска работы, и т. д.
2. "Возможные издержки" от упущенного заработка. Даже если, например, человек работает полный рабочий день и посещает вечерние курсы, он несет "возможные издержки", в том смысле, что он мог бы потратить свое время и энергию с тем, чтобы что-нибудь произвести.
3. Затраты, составляющие инвестирование в человеческий капитал, часто можно отнести к психологическим. Так, например, занятия на курсах зачастую предполагают трудности, стресс, тревогу, скуку и усталость; а миграция означает прощание с друзьями и родственниками, отказ от привычного окружения. Все это относят к психологическим затратам, вложенным в человеческий капитал.[12, с. 105]
Уровень окупаемости вложений может дать четкую и достаточно полную картину экономических последствий инвестирования в человеческий капитал. Одной из трудностей точного подсчета реального уровня окупаемости является то, что продуктивность определенного количества и типа инвестиций в человеческий капитал может быть различной, что существенно отличает его от капитала физического.
Основной проблемой является определение экономического эффекта от инвестирования в человеческий капитал. Многочисленные эмпирические исследования показали, что уровни возврата инвестиций в него и в физический капитал сопоставимы, хотя различные формы вложений в человеческий капитал могут определять и различные уровни возврата. [9, с. 71]
Сложность оценки человеческого капитала, обладающего способностью производить стоимость, заключается, прежде всего, в том, что единицу человеческого капитала представляет не сам работник, а его знания, умения и навыки, и этот капитал вне его носителя - человека, не существует.
Анализ существующих методов оценки человеческого капитала позволил сделать следующий вывод: несмотря на большое количество как зарубежных, так и отечественных подходов к оценке человеческого капитала, отсутствует комплексная система показателей оценки человеческого капитала, отвечающая требованию соответствия стратегии и целям развития предприятия. Поэтому проблема получения достоверной оценки человеческого капитала в стоимости предприятий остается нерешенной, одной из причин чего является недостаточная обеспеченность подлинными исходными данными.[13, с. 65]
Система показателей оценки человеческого капитала, ориентированная на достижение целей предприятия, должна:
• рассматриваться в качестве информационной базы для системы управления предприятием;
• быть представленной в виде как абсолютных, так и относительных величин;
• отражать цели предприятия, выраженные в экономических показателях (прибыль, объем производства, добавленная стоимость и т.д.);
• учитывать временной горизонт и быть представленной в перспективе;
• увязываться с показателями управленческого учета, прежде всего, с переменными и постоянными затратами;
• быть детализированной по подразделениям и формироваться с учетом размеров предприятия, масштабов и видов деятельности;
• быть сопоставимой с показателями международной статистики.
В связи с тем, что формирование человеческого капитала предприятия осуществляется на основе личных качеств и характеристик сотрудников, то в качестве основных показателей, используемых для исследования человеческого капитала можно принять: квалификационный состав сотрудников, средний уровень образования, возрастной состав персонала, средний стаж работы по специальности, затраты на персонал. Нами предлагается следующая система показателей оценки человеческого капитала, которые могут быть использованы в качестве исходных данных для оценки человеческого капитала предприятий.[10, с. 101]
Человеческий капитал можно классифицировать в зависимости от степени обобщенности (Приложение Б).
В состав индивидуального человеческого капитала включается компонента образования, а в состав национального человеческого капитала - компонента жизнеспособности нации, кадрово-ценностная компонента нации, инновационная компонента, компонента образования и здоровья.[20, с. 78]
При этом основу человеческого капитала составляют знания, которыми владеют работники предприятия. Кроме того, считаем необходимым подчеркнуть, что среди составляющих человеческого капитала наибольшее значение имеют компонента образования, компонента здоровья и трудовая компонента.[14, с. 5]
Особенностью человеческого капитала является то, что он не может быть собственностью предприятия, поэтому с утратой человеческого капитала автоматически теряется ценность как структурного, так и организационного и клиентского капитала.
Следует подчеркнуть, что национальный человеческий капитал не является результатом механического суммирования коллективного или индивидуального человеческих капиталов, а формируется и развивается на основе их неразрывного взаимодействия и взаимодополнения.[9, с. 53]
На основании, вышеперечисленного можно сделать вывод , о том что человеческий капитал имеет множество видов и методов , с помощью которых люди дают оценку человеческому капиталу.
3 КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Качество жизни - это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни [20, с. 46].
Наиболее обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во всё более широких границах природных условий путём созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей.
Конкретизируя это принципиальное положение применительно к нынешнему состоянию населения России, качество жизни россиян следует рассматривать как качество жизни коллективного субъекта, состоящего из качеств жизни каждого гражданина. Это «всеобщее» качество жизни требует улучшения во всех аспектах и должно измеряться и оцениваться по объективным и субъективным показателям по отношению к целевому критерию (эталону), ориентированному на реальную перспективу социально-экономического развития страны.
Кроме того, человеческая жизнь понимается как процесс, реализующий, с одной стороны, генетически заданное сохранение, развитие и репродукцию человека, и, с другой стороны - генерируемую самим человеком целевую трансформацию внешних объектов и самого себя. Этот процесс происходит в природной и социальной среде путём сложного, в том числе конкурентного, взаимодействия с разными объектами и субъектами, «населяющими» эти среды.
Поэтому качество жизни определяется, прежде всего: первым фактором, присущими определённому человеку (или социуму) внутренними возможностями осуществлять жизненные процессы - жизненным потенциалом. Вторым фактором качества жизни являются процессуально-результативные характеристики жизнедеятельности по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Третьим фактором качества жизни выступают внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов. Они должны быть такими, чтобы жизненные функции первой направленности могли осуществляться безусловно, а функции второй направленности имели бы значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и готовы приложить для этого необходимые усилия [21, с. 32].
Из сказанного вытекает определение понятия «качество жизни», положенное в основу разработки номенклатуры показателей: качество жизни человека (индивида или социума) - это оценочная категория жизни человека, обобщённо характеризующая параметры всех составляющих его жизни: жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону.
Таким образом, качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально-позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.
В систему показателей качества и уровня жизни входят следующие показатели: [4, с. 22]
1) продолжительность предстоящей жизни;
2) размеры и состав домашних хозяйств;
3) уровень профессионального
4) занятия;
5) положение в занятии;
6) социально-экономические
7) состав и динамика населения;
8) населенные пункты, жилье и
географическое распределение
9) домашние хозяйства и семьи, брачное состояние, фертильность;
10) здоровье населения;
11) медицинское обслуживание и ресурсы;
12) питание;
13) уровень образования и
14) педагогические кадры и
15) участие в труде и
16) занятость и безработица;
17) вознаграждение за труд
18) условия труда и подготовка кадров;
19) социально-экономические
20) доходы, потребление и благосостояние;
21) уровень, рост и структура доходов домашнего хозяйства;
22) уровень, рост и структура потребления;
23) распределения доходов и
24) социальное обеспечение и социальная помощь;
25) досуг и культура, коммуникации;
26) общественный порядок и
Благосостояние россиян на современном этапе
Качество населения.
Начиная с 2007 года, уровень рождаемости повышается. Во многом это повышение зависит от появления такой «социальной поддержки» как материнский (семейный) капитал. Основной сущностью материнского капитала является его социальная помощь в виде денежного довольствия (сумма в размере 343 тысячи 378 рублей 80 копеек). Преимущества следующие:[2, с. 135]
- если до введения материнского капитала, пока мама сидит с ребенком, накопительная часть ее будущей пенсии не формируется, поскольку с пособия по уходу за ребенком отчисления на формирование пенсии не предусмотрены, то теперь материнский капитал позволяет добавить солидную сумму к накопительной части пенсии.
- многие семьи улучшают свои жилищные условия, что значительно улучшает качество их жизни.
Снижение уровня смертности, можно объяснить тем, что государство стало больше внимания уделять уровню и качеству жизни населения через разнообразные программы, такие как: повышение уровня пенсионного обеспечения, социальная поддержка многодетных и малообеспеченных семей, программы по снижению уровня бедности и т.п.
Благосостояние.
Для характеристики благосостояния можно проанализировать данные о численности населения, с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [11, с.34].
В 2009 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 45,7 человек. Существует тенденция к снижению бедности. Существенное увеличение произошло в основном из-за повышения уровня пенсионного обеспечения до прожиточного минимума. Значит, можно сказать, что государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.
Рейтинг России по индексу развития человеческого потенциала
Необходимо проанализировать, на каком месте находится Россия по отношению к странам мира и от чего это может зависеть. [19, с. 18]
С каждым годом Россия, по своему рейтингу, отходит все дальше и дальше от стран с очень высоким ИРЧП. Если в 1980 - 1990 годах Россия входила в тридцатку стран по ИРЧП, то начиная с 1993 года опустилась в середину списка стран мира, это связано с ухудшением всех трех показателей (продолжительность жизни, уровень образования, ВВП), особенно долголетия и ВВП на душу населения.
Следует отметить, что основные показатели качества жизни большинства стран мира за эти годы росли, а у России снижались, топтались на месте или слегка временно поднимались с ростом цен на нефть.
Информация о работе Постиндустриальное общество и место человеческого капитала в нем