Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучить человеческий капитал и качество жизни населения РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучается сущность постиндустриального общества и места человеческого капитала в нем
- Рассматриваются виды человеческого капитала
- Рассматривается качество жизни населения РФ и перспективы роста.
ВВЕДЕНИЕ
Человеческий капитал – важнейший ресурс в любой экономической деятельности. Исследование человеческого капитала, его оценка, эффективное использование, возобновление, увеличение – актуальные темы для современной экономики.
На всех этапах развития общества человек участвовал в экономической деятельности общества, реализуя свой человеческий капитал, при этом в разные периоды к нему предъявлялись разные требования.
Само понятие человеческого капитала появилось в публикациях во второй половине XX века и эта тема на данный момент является одной из самых слабо изученных, хотя сам человеческий капитал использовался везде, где человек совершал какие-то активные действия с самого момента своего появления. Вся история человечества – есть процесс непрерывного роста человеческого капитала, накопленных им знаний и умений ими пользоваться.
Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.
В настоящий момент не существует единой теории, однозначно классифицирующей человеческий капитал по видам, как не существует единых методов оценки человеческого капитала.
Необходимым условием развития и сохранения человеческого капитала страны является высокое качество жизни.
Единой методики оценки человеческого капитала не существует. Известны различные точки зрения авторов. Одним из наиболее распространенных методов является исчисление человеческого капитала отдельной личности и его оценки в структуре интеллектуального капитала компании.
Предметом исследования данной работы является человеческий капитал.
Целью данной работы является изучить человеческий капитал и качество жизни населения РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучается сущность постиндустриального общества и места человеческого капитала в нем
- Рассматриваются виды человечес
- Рассматривается качество жизни населения РФ и перспективы роста.
В ходе исследования применяются общие, частные и специфические методы: исторический метод, общие логические методы, формально-экономический метод и иные методы.
1 ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И МЕСТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В НЕМ
Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. [1, с. 121].
Основным активом, без которого невозможно производить услуги, является человек, то есть человек является тем капиталом, который используется для производства и потребления услуг.
Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».
В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:[15, с. 28]
Специфические особенности человеческого капитала:[11, с. 51]
• Человеческий капитал формируется человеком и полностью ему принадлежит, его нельзя передать или отнять, можно поделиться только результатами умственного и физического труда.
• Человеческий капитал – рискованная инвестиция для работодателя, так как человек может уйти от него к другому работодателю.
• В современном обществе человеческий капитал является главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и эффективности экономики любой развитой или развивающейся страны.
Специализация на определённом виде деятельности, появившаяся на заре промышленного производства, в постиндустриальную эпоху продолжает влиять на рынок труда. Из-за большого объёма накопленных знаний, ни один человек не может познать всего и быть даже средним специалистом в более чем 1-2 областях своей трудовой деятельности, поэтому профессионально развивается обычно в одной области и становится узким специалистом.
Из сказанного можно сделать вывод, что на всех этапах развития общества человек участвовал в экономической деятельности общества, реализуя свой человеческий капитал, при этом в разные периоды к нему предъявлялись разные требования.
Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие [12, с. 83].
В постиндустриальном обществе основным «средством производства» является квалификация сотрудников. В этом смысле средства производства принадлежат самому работнику, поэтому ценность сотрудников для компании резко возрастает. В результате отношения между компанией и интеллектуальными работниками становятся более партнерскими, резко снижается зависимость от работодателя. При этом корпорации переходят от централизованной иерархической к иерархическо-сетевой структуре с повышением самостоятельности сотрудников.[5, с. 94]
Постепенно в компаниях не только рабочие, но и все управленческие функции, вплоть до самого высшего руководства, начинают выполнять нанятые сотрудники, которые зачастую не являются собственниками компаний.
По мнению некоторых исследователей , в частности, В. Иноземцева , постиндустриальное общество переходит в постэкономическую фазу, поскольку в перспективе в нём преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей. Уже сейчас в развитых странах материальная мотивация частично уступает место самовыражению в деятельности.[19, с. 32]
Постиндустриальная экономика испытывает всё меньше потребности в неквалифицированном труде, что создает трудности для населения с низким образовательным уровнем.
В результате перемещения товарного производства в другие регионы, постиндустриальные страны вынуждены налаживать с ними интенсивные взаимоотношения. Если в индустриальную эпоху, с начала XIX века и вплоть до 80-х годов ХХ столетия разрыв в ВВП на душу населения между отсталыми и развитыми странами всё больше увеличивался[4], то постиндустриальная фаза развития экономики обратила эту тенденцию вспять, что является следствием глобализации, а также результатом роста уровня образованности населения развивающихся стран.[10, с. 48]
С этим тесно связаны демографические и социокультурные процессы, в результате которых к 90-м годам XX века большинство стран «Третьего мира» добилось резкого роста грамотности, что, с одной стороны, стимулировало экономический рост, а с другой стороны, способствовало сокращению рождаемости и очень значительному замедлению темпов роста населения. В результате всех этих процессов в последние годы в большинстве развивающихся стран наблюдаются темпы роста ВВП на душу населения значительно более высокие, чем в большинстве экономически развитых стран [12, с. 25].
Ряд исследователей характеризуют постиндустриальное общество, как «общество профессионалов», где основным классом является «класс интеллектуалов», а власть принадлежит меритократии - интеллектуальной элите. При этом уже сейчас отчетливо проявляются тенденции «имущественного расслоения по признаку образования».[17, с. 81].
Таким образом, можно сделать вывод что, человеческий капитал, является неотъемлемой частью современного мира и играет важную роль в развитии общества.
2 ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО ОЦЕНКА
Человеческий капитал в широком определении — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Составляющие человеческого капитала можно представить в виде следующей схемы (Приложение А).
Существуют следующие виды человеческого капитала:[9, с. 85]
Капитал здоровья - это физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, период активной трудовой деятельности.
Трудовой капитал - это квалификация, навыки, опыт. Чем сложнее вид деятельности, тем выше требования к трудовому капиталу.
Интеллектуальный капитал - это изобретения, патенты, авторские права.[8, с. 56]
Организационно-
Культурно-нравственный капитал - это культура и нравственность также необходимы в экономике, как и труд, и интеллект, и квалификация.
Типы человеческого капитала
Человеческий капитал можно по степени эффективности, как производительного фактора, разделить на отрицательный ЧК (разрушительный) и положительный (созидательный) ЧК. Между этими крайними состояниями и составляющими совокупного ЧК существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие ЧК.
Отрицательный человеческий капитал — это часть накопленного ЧК, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Не каждая инвестиция в воспитание и образование полезна и увеличивает ЧК. Значительный вклад в накопленный отрицательный ЧК вносят коррупционеры, преступники, наркоманы, чрезмерные любители спиртного. И просто лодыри, бездельники и вороватые люди. И, напротив, в положительную часть ЧК вносят существенную долю трудоголики, профессионалы, специалисты мирового уровня. Отрицательный накопленный человеческий капитал формируется на базе негативных сторон менталитета нации, на низкой культуре населения, включая её рыночные составляющие (в частности, этику труда и предпринимательства). Вносят в него свой вклад негативные традиции государственного устройства и функционирования государственных институтов на базе несвободы и неразвитости гражданского общества, на базе инвестиций в псевдовоспитание, псевдообразование и псевдознания, в псевдонауку и псевдокультуру. Особо значительный вклад в отрицательный накопленный человеческий капитал способна вносить активная часть нации — её элита, поскольку именно она определяет политику и стратегию развития страны, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо стагнации (застоя) или даже регресса.
Положительный человеческий капитал определяются как накопленный ЧК, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста. В частности, от инвестиций в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала и институционального потенциала. В развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения. В повышение качества и доступности информации. ЧК является инерционным производительным фактором. Инвестиции в него дают отдачу только через некоторое время. Величина и качество человеческого капитала зависят, прежде всего, от менталитета, образования, знаний и здоровья населения. В исторически короткие сроки можно получить существенную отдачу от инвестиций в образование, знания, здоровье, но не в менталитет, который формируется веками. В то же время менталитет населения может существенно снижать коэффициенты трансформации инвестиций в ЧК и даже делать полностью неэффективными инвестиции в ЧК.
Информация о работе Постиндустриальное общество и место человеческого капитала в нем