Постиндустриальное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям.

Оглавление

1. Социология об этапах развития общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества.
2. Особенности постиндустриального общества

Файлы: 1 файл

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО.docx

— 36.37 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

                                            Контрольная работа

                                  по дисциплине: Социология

                                           по теме: Вариант 5

 

 

                                                                                                            Исполнитель: студент

Направление__________

Профиль

Группа  УК-11Пр

Ф.И.О  Чебыкин Н.Д

 

Екатеринбург

2012

 

Тема 5. Постиндустриальное общество

План

  1. Социология об этапах развития общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества.
  2. Особенности постиндустриального общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционное (доиндустриальное) общество

         Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

 

Индустриальное  общество

          Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

        Индустриа́льное о́бщество или промышленное общество(нем. Industriegesellschaft) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

 

          Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

          Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность[источник не указан 997 дней]. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество

Черты индустриального общества

         История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

         Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.

        Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.

       Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.

      Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

        Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

        Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

Важнейшими социальными  ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

         Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

 

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВО

          Это общество, которое развивается в условиях научно-технической революции. Повышение благосостояния людей приводит к увеличению спроса на личные услуги. Это обуславливает стремительное расширение третичного сектора экономики, который характеризует высшую ступень развития индустриального общества. Вместе с развитием технологий (изобретение ЭВМ, компьютеров и прочих интеллектуальных машин) информация становится ключевым фактором производства. Знание и интерактивные коммуникации становятся основными агентами преобразований не только в сфере собственно производства и обмена, но и в сфере социальных и политических изменений. «Интеллектуальные технологии» открывают невероятные возможности в поисках оптимальных приемов и методов рационально-технических решений не только в сфере экономики, но и в сфере социальной и политической. Вводится так называемая «социальная инженерия». Увеличивается количество «белых воротничков». В результате, к аграрному, индустриальному и третичному секторам экономики добавляется еще и самостоятельный информационный сектор, который постепенно становится системообразующим. Информация становится ключевым фактором производства, который по значению превосходит все виды материального производства, производства энергии и услуг.

         Информационная революция позволяет осуществить возврат к домашнему труду на основе высоких технологий. Появляется так называемая «домашняя индустрия». На смену массового производства приходит гибкое мелкосерийное производство продукции, требующее высоко квалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат.

        В силу высокой динамики развития технологий и увеличения темпов внедрения технических новшеств формируется «новая» культура потребления. Появляется установка на приобретение вещей «одноразового потребления». Ускоряется обновление товаров.

       Невероятно возрастают возможности вертикальной и, особенно, горизонтальной мобильности индивидов. Развитие коммуникаций и увеличение благосостояния людей дает возможность им свободно менять место обитания. В политической сфере происходит ослабление роли национальных государств. Происходит решительная децентрализация структуры управления государством. Распадаются его иерархические структуры управления. Усиливаются роли этнических, культурных, религиозных меньшинств. Становление постиндустриального общества сопровождается обострением ряда противоречий, в частности между индивидом и социальной группой. .

        Так описывают путь развития человеческого общества современные социологи. Если учесть, что к своим «духовным» отцам они относят таких выдающихся адептов философии агностицизма и позитивизма (эмпириокритицизма), как Э. Кант и О. Конт, то можно с большой долей вероятности проследить путь и конечную цель, куда ведут современные обществоведы человеческое общество. Мы это наблюдаем на примере великой России.

       «Ослабление» роли национальных государств ведет к усилению влияния одной «великой» технократической державы и, вместе с этим, усилению влияния региональных элит, которые стремятся к обособлению (сепаратизму) для сохранения привилегий представителям этих самих региональных элит. «Конфликт» индивида и социальной группы приводит к невероятному прогрессу в головах людей сознания анархо - индивидуализма. Создается благоприятная почва для внедрения в сознание людей идей вседозволенности посредством новейших средств коммуникаций. Сверх - эксплуатация живого труда (неимущих слоев населения) приводит к сверх - бюрократизации экономики. Накладные расходы, за счет которых живут все паразитические слои человеческого общества, невероятно возрастают, что сжимает инфляционную спираль экономики до предела. Гиперинфляция, искусственно сдерживаемая дружными усилиями «великого» технократического государства и его «национальных» сателлитов, приводит к обесцениванию человеческого труда. Расслоение человеческого общества на сверх - богатых и бедных достигает апогея, за которым вырисовывается неизбежная новая Великая революция. Эта новая Великая революция будет носить транснациональный характер и будет направлена против господства паразитических классов (страт) и бездушных машин над человеком. Результаты, как и всех предыдущих Великих национальных революций, неизвестны. Если массовая (социальная) психология и умонастроение будут формироваться, как сегодня, представителями субъективного идеализма, то человечество неизбежно попадет под абсолютную кабалу бездушных машин посредством некоего Мирового технократического государства. При этом национальные государства, т.е. национальные бюрократические элиты, будут по-прежнему играть роль буфера для сглаживания противоречий между Властью паразитических страт (классов) и Человеком труда.

         Если человечество сумеет преодолеть влияние представителей агностицизма и позитивизма, особенно в сфере публичной власти общества, то оно сумеет преодолеть абсолютную власть машин и паразитических страт над непосредственными производителями материальных и духовных благ.

 

Особенности инвестиционного процесса :

        Индустриальная экономика основывалась на аккумулировании инвестиций (в виде сбережений населения либо через деятельность государства) и последующем их вложении в производственные мощности. В постиндустриальной экономике концентрация капитала через денежные сбережения резко падает (например, в США объем сбережений меньше объема долгов населения). Как считают марксисты, основным источником капитала становятся права собственности на нематериальные активы, выраженные в виде лицензий, патентов, корпоративных или долговых ценных бумагах, в том числе зарубежные. Согласно мэйнстриму западной экономической науки, основным источником финансовых ресурсов становится рыночная капитализация компании, формирующаяся на основе оценки инвесторами эффективности организации бизнеса, интеллектуальной собственности, способности к успешным инновациям и прочих нематериальных активов, в частности, лояльности потребителей, квалификации сотрудников и т. д.

         Основной производственный ресурс — квалификацию людей — невозможно увеличить через рост инвестиций в производство. Этого можно добиться только через увеличение инвестиций в человека и усиление потребления — в том числе потребления образовательных услуг, вложений в здоровье человека и т. д. Кроме того, рост потребления позволяет удовлетворить насущные потребности человека, в результате чего у людей появляется время на личностный рост, развитие творческих способностей и т. п., то есть те качества, которые наиболее важны для постиндустриальной экономики.

       На сегодня при реализации больших проектов обязательно предусматриваются значительные средства не только на строительство и оборудование, но и на обучение персонала, его постоянную переподготовку, тренинги, предоставление комплекса социальных услуг (медицинское и пенсионное страхование, организация отдыха, образование для членов семьи).

        Одной из особенностей инвестиционного процесса в постиндустриальных странах стало владение их компаниями и гражданами значительными зарубежными активами. В соответствии с современной марксистской трактовкой, если сумма такой собственности больше, чем сумма собственности иностранцев в данной стране, это позволяет через перераспределение прибыли, созданной в других регионах, увеличивать потребление в отдельных странах даже больше, чем растёт их внутреннее производство. Согласно другим направлениям экономической мысли, потребление растёт наиболее быстрымм темпами в тех странах, куда активно направляются иностранные инвестиции, а в постиндустриальном секторе прибыль формируется преимущественно в результате интеллектуальной и управленческой деятельности.

        В постиндустриальном обществе получает развитие новый тип инвестиционного бизнеса — венчурный. Его суть заключается в том, что одновременно финансируется множество разработок и перспективных проектов, причём сверхприбыльность небольшого количества удачных проектов покрывает убытки остальных.

         Характерная черта всех традиционных обществ – острое неравенство распределения произведенных благ (заостренный профиль стратификации). При переходе от родового строя к государственному это неравенство резко обостряется. Именно экономическое неравенство составляет основу всех остальных видов главной стратификации традиционного общества – политической и профессиональной.

          Отсутствие или резкое ограничение социальной мобильности - самая яркая форма традиционной закрытости общества. Человек в таком обществе не имеет возможности активно перемещаться в рамках сложившейся социальной структуры, подниматься по социальной лестнице, менять (повышать) свой социальный статус, расти в зависимости от личных успехов и достижений. Конкретные примеры - кастовая и сословная системы стратификации.

        Каста - это замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Это место очерчивается многими факторами или признаками, главные из которых:

традиционно наследуемая профессия, род занятий;

эндогамия, т.е. обязанность заключать  браки лишь внутри своей касты;

ритуальная чистота (после контакта с "низшими" необходимо проходить  целую процедуру очищения).

 Отношения личной зависимости

        Отношения и связи между людьми в традиционном обществе были насквозь пронизаны личной преданностью и зависимостью. При том уровне технологического развития (во всех областях общественной жизни) только непосредственные контакты, личная причастность, индивидуальная вовлеченность могли обеспечить движение знаний, навыков, умений от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Движение это, отметим, имело форму передачи тайн, секретов, рецептов. Решалась тем самым и определенная социальная задача. Так, присяга, которой в средние века символически-ритуально скреплялись отношения между вассалами и сеньорами, по-своему уравнивала участвующие стороны, придавая их взаимосвязи оттенок простого покровительства отца сыну. 

         Виндустриальном обществе, в период преодоления феодальной раздробленности, на основе капиталистических экономических связей, образования внутренних рынков из различных племен и народностей складываются нации.

        Нация – это самый высокий из известных нам на сегодняшний день уровней исторических общностей людей; она характеризуется единством языка (во всяком случае, литературного и на основе его – официального государственного), общностью территории обитания, экономических связей, культуры. Возникновение четко очерченных географических границ диктуется требованиями протекционизма, защиты национального предпринимательства от интервенции извне. Новейшая история фиксирует множество дипломатических, военных и иных акций со стороны всех государств, направленных на закрепление территориальных очертаний государства, их признание со стороны внешних партнеров, надежную охрану.

Информация о работе Постиндустриальное общество