Развитие
науки в постиндустриальном
обществе
Эпохи
развития человечества:
Доиндустриальное
общество
Индустриальное
общество
Постиндустриальное
общество
Информационное
общество
Общество
знаний
Общество
услуг
Черты
постиндустриального
общества
Формирование
компьютерно-технологического
уклада производства
Процесс
экологизации социально-экономического
развития
Усиление
роли и значения человеческого
фактора
Наука
Главная производительная
сила
Главный фактор
развития общества
- Резко
возрастает прикладная
роль научных исследований,
в том числе фундаментальных.
- Основным
двигателем технологических
изменений стало внедрение
в производство научных
достижений.
- наибольшее
развитие получают наукоёмкие,
ресурсосберегающие
и информационные технологии («высокие
технологии»).
- Информатизация
пронизывает все сферы
жизни общества: не только
производство благ и
услуг, но и домашнее
хозяйство, а также культуру
и искусство.
- Происходит
замена механических
взаимодействий электронными
технологиями.
- Главный
тренд изменения технологических
процессов — возрастание
автоматизации, постепенная
замена неквалифицированного
труда работой машин
и компьютеров.
Становлению
постиндустриального
общества сопутствовали
следующие события:
- Энергетический
кризис 70-х г.г.
- Технологическая
революция.
-
Электронно-коммуникационная
революция.
-
Крах социалистической
системы.
- Интеграция
мировой экономики.
-
Гигантские экологические
катастрофы.
-
Распад СССР
Основа
прогрессивного развития
в постиндустриальном
обществе:
- сам
Человек
-
его нравственная позиция,
-
многоплановая природосообразная
деятельность,
- его
культура,
-
образованность, профессиональная
компетентность.
Развитие
науки
Эпоха
Возрождения –
XX век
- ведущая позиция
в организации и развитии общества
- Наука – базовая
деятельность
- Важнейший институт,
в котором формировалась единая картина
мира и общие теории
- наука производила
«вечное знание», а практика пользовалась
«вечным знанием»
- Наука – центр
развития общества
XX
– XXI века
- создание представлений
о смене научных парадигм
- увеличение дробности
картины мира и дробление профессиональных
областей на множество специальностей
- современное общество
не только сильно дифференцировалось,
но и стало реально поликультурным
- роль науки существенно
изменилась по отношению к общественной
практике
- Основное внимание
ученых переключилось на развитие технологий
- наука в значительной
мере переключилась, особенно в гуманитарных,
общественных и технологических отраслях,
на знание «ситуативное»
- наука утратила
роль системообразующего фактора организации
общества
Место
науки и роль ученых
в современном
обществе:
- этические
и мотивационные
принципы, принятые
в научной среде,
оказались так
или иначе усвоены
широкими социальными
слоями
- возникают
условия для нового
социального противостояния,
более жесткого и непримиримого,
чем прежнее, поскольку
его стороны оказываются
привержены различающимся
ценностям и руководствуются
сугубо разными мотивами
- научный
прогресс становится
фактором опасного имущественного
и социального расслоения
как в рамках отдельных
постиндустриальных
наций, так и в мировом
масштабе
Одна
из главных проблем XXI
века, над которой вынуждены
задуматься ученые, -
поддержание некоего
баланса между объективно
развертывающимся научным
прогрессом и сохранением
социальной стабильности
и солидарности как
в национальном (если
таковой сохранится
к тому времени), так
и в планетарном масштабе.
Благодарим
за внимание!