Социокультурная характеристика постиндустриального (информационного) общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:15, реферат

Краткое описание

Исходя из качественно изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственного развития, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора производства и получателя дохода.
Эти взгляды на современную экономическую действительность Дж. Гэлбрейт изложил в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1978). Ниже приводятся основные положения этих произведений.

Файлы: 1 файл

Социокультурная характеристика постиндустриального (информационного) общества.docx

— 20.12 Кб (Скачать)

     Обнинский Государственный Технический Университет  Атомной Энергетики

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     Социокультурная характеристика постиндустриального (информационного) общества.

 
 
 

                      Выполнил: Кузьменков Алексей Геннадиевич

                      Проверил: Никитенко 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2008г.

     Введение.

     Исходя  из качественно изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственного развития, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора производства и получателя дохода.

     Эти взгляды на современную экономическую  действительность  Дж. Гэлбрейт изложил в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1978). Ниже приводятся основные положения этих произведений.

     Перемены  и индустриальная система

     Дж. Гэлбрейт отмечает следующие основные нововведения и изменения, произошедшие в экономической жизни в XX веке:

     1. Применение все более сложной  и совершенной техники в сфере  материального производства, связанное  с укрупнением производства. Вс¸ это требуют крупных вложений  капитала, а также высококвалифицированных специалистов. Из этих перемен вытекает необходимость и возможность создания крупных хозяйственных организаций. Только такие организации в состоянии привлечь необходимый для современного производства капитал; только они могут мобилизовать рабочую силу требуемой квалификации.

     2. Расширение сферы деятельности  корпораций. Если в начале XX века  деятельность корпораций ограничивалась такими отраслями, в которых производство должно вестись  в крупном масштабе (железнодорожный и водный транспорт,  производство стали, добыча и переработка нефти, некоторые отрасли горнодобывающей промышленности), то в 70-е годы корпорации  стали охватывать также бакалейную торговлю, мукомольное дело, издание газет и увеселительные предприятия – словом, все виды  деятельности, которые некогда были уделом индивидуального собственника или небольшой фирмы. При этом множестве принадлежащих корпорациям предприятий, производящих сотни видов продукции, крупнейшие фирмы используют оборудование стоимостью в миллиарды долларов и сотни тысяч работников. Так, на долю пятисот крупнейших корпораций приходится почти половина всех товаров и услуг, производимых в Соединенных Штатах.

     3. Произошло разделение предпринимателя-собственника, организатора производства и получателя дохода. Гэлбрейт отмечает, что в начале XX века корпорация была инструментом ее владельцев и отражением их индивидуальности. Имена этих магнатов – Карнеги, Рокфеллер, Гарриман, Меллон, Гугенгейм, Форд – были известны всей стране... Те, кто возглавляет теперь крупные корпорации, безвестны... Люди, которые управляют крупными корпорациями, не являются собственниками  сколько-нибудь существенной доли данного предприятия. Их  выбирают не акционеры, а, как правило, совет директоров, который в порядке взаимности избирают они же сами.

     4. Изменились взаимоотношения между  государством и экономикой.

     За  пятьдесят лет доля экономической  деятельности государства возросла примерно в четыре раза и составила в 70-е годы 20 ¼ 25%.

     Несколько видоизменились и экономические  функции государства. Так, теперь государство  берет на себя задачу регулирования  совокупного дохода, расходуемого на приобретение товаров и услуг, в  масштабе всей экономики. Оно стремится  обеспечить достаточно высокий уровень  покупательной способности, позволяющий реализовать всю продукцию, которую может произвести существующая в данный момент рабочая сила. Если  эта деятельность приводит к достижению высокого уровня занятости, правительство стремится не допустить повышения цен в результате роста заработной платы, равно как повышения заработной платы под давлением роста цен, упорно движущихся вверх по спирали, – хотя в данном вопросе деятельность правительства носит более осторожный характер и встречает меньшую поддержку со стороны общественности.

     5. Начался упадок профсоюзов. Число  членов профсоюзов в США достигло максимума в 1956 г. С тех пор занятость продолжала расти, а число членов профсоюзов в целом  уменьшалось…

     6. Произошли структурные изменения  в профессиональном составе рабочей  силы. Существенно возросло число  лиц, желающих получить высшее  образование, и наряду с этим, в несколько более  умеренной  степени, увеличились реальные  возможности для его  получения...

     8. Возросла роль планирования. Привлечение  крупного капитала и соответствующая организация производства требуют – задолго до того, как можно будет воспользоваться его результатами, – предвидения и, более того, принятия всех возможных мер, которые гарантировали бы, чтобы это предвидение действительно сбылось

     9. Потребительский спрос становится  объектом управления.

     Так, по мнению Гэлбрейта, характер техники и связанные с ней потребности в капитале,  а также время, которое занимает разработка и производство продукции, еще более настоятельно диктуют необходимость государственного регулирования спроса. Корпорация, рассматривающая вопрос о производстве автомобиля новой модели, должна иметь возможность убедить людей купить его. Столь же важно, чтобы население располагало необходимыми для этого средствами. Это приобретает решающее значение, когда производство требует весьма крупных и долгосрочных капиталовложений, а продукция может с равной степенью вероятности попасть на рынок и во время депрессии, и во время подъема. Таким образом, возникает необходимость стабилизации совокупного спроса.

     Чрезвычайно разросся аппарат внушения и убеждения, связанный с продажей товаров. По  средствам, которые расходуются на эту деятельность, и способностям, которые находят в ней применение, она все более соперничает с процессом производства товаров

     Гэлбрейт утверждает, что в действительности современная экономическая система, под какой бы формальной идеологической вывеской она ни скрывалась, в существенной своей части представляет собой плановую экономику. Инициатива в вопросе о том, что должно быть произведено, исходит не от суверенного потребителя, который посредством рынка направлял бы работу промышленного механизма в соответствии со своим, в конечном счете, решающим, желанием. Скорее она исходит от крупной  производственной организации, стремящейся установить контроль над рынками (которые она, как это предполагается, должна обслуживать), и более того, воздействовать на потребителя в соответствии со своими нуждами. А поступая таким образом, такая организация оказывает глубокое влияние на систему ценностей потребителя и его убеждения.

     Перемены, о которых говорилось выше, отнюдь не происходили равномерно во всей экономике. Малый бизнес все еще остается сферой деятельности индивидуального собственника.

Информация о работе Социокультурная характеристика постиндустриального (информационного) общества