Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:28, курсовая работа
Знания - главная движущая сила прогресса. Новый мир — это мир компьютерных технологий, сотовых телефонов, глобальной сети Интернет, мир сетей связей и телевидения, одним словом, мир высоких технологий. Последние десятилетия двадцатого века отличились кардинальными переменами в сфере разработки и внедрения новых информационных технологий, которые способствовали развитию новых средств коммуникации, появлению новых видов средств массовой информации, разработке технологий виртуальной реальности, построению глобальных информационных сетей
Глава 1. Постиндустриализм и формирование концепции
информационного общества
1.1. Формирование теоретических и концептуальных основ постиндустриализма…………………………………………….……… 6
1.2. Концепция технотронного общества Бжезинского........................................................................................... 10
1.3. Концепция «электронного общества» Маршала Маклюэна...... 11
1.4. Футорологическая концепция Э. Тоффлера…………………… 14
1.5. Становление сетевого общества. М. Кастельс и концепция информационализма………………………...……………………….. 16
Глава 2. Развитие информационного общества как фактор международной политики
2.1. «Хартия глобального информационного общества»: стратегия переустройства мира по замыслам государств-лидеров…………... 18
2.2. От «G-8» к всемирному формату утверждения «информационного общества»……………………………………… 23
2.3. Информационный разрыв - в центре внимания ЮНЕСКО…… 25
Глава 3. Россия и глобальное информационное общество
3.1. Информатизация России: растущие амбиции, сужающиеся возможности………………………………………………..………… 27
3.2. Выбор путей перехода к «информационному обществу»: варианты российской модернизации…..…………………………… 29
Заключение………………………………………………………………… 32
Список используемой литературы………………………
Содержание
Введение………………………………………………
Глава 1. Постиндустриализм и формирование концепции
информационного общества
1.1. Формирование
теоретических и
1.2. Концепция
технотронного общества Бжезинского...................
1.3. Концепция
«электронного общества»
1.4. Футорологическая
концепция Э. Тоффлера……………………
1.5. Становление
сетевого общества. М. Кастельс и концепция
информационализма………………………...…
Глава 2. Развитие информационного общества как фактор международной политики
2.1. «Хартия
глобального информационного
2.2. От «G-8» к всемирному формату утверждения «информационного общества»……………………………………… 23
2.3. Информационный разрыв - в центре внимания ЮНЕСКО…… 25
Глава 3. Россия и глобальное информационное общество
3.1. Информатизация
России: растущие амбиции, сужающиеся
возможности……………………………………………….
3.2. Выбор
путей перехода к «
Заключение…………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………….. 34
Введение
Знания - главная движущая сила прогресса. Новый мир — это мир компьютерных технологий, сотовых телефонов, глобальной сети Интернет, мир сетей связей и телевидения, одним словом, мир высоких технологий. Последние десятилетия двадцатого века отличились кардинальными переменами в сфере разработки и внедрения новых информационных технологий, которые способствовали развитию новых средств коммуникации, появлению новых видов средств массовой информации, разработке технологий виртуальной реальности, построению глобальных информационных сетей. Всё это привело к возрастанию скорости передачи данных, что привело к интенсификации процесса взаимодействия между субъектами, находящимися в разных точках земного шара. Всё это положило начало выдвижению многими социальными учёными различных концепций, описывающих, происходящие изменения в обществе и мире. Эти концепции пытались дать современному обществу иную трактовку, как принципиально новому, не существовавшему ранее.
Понятие
«информационное общество» родилось
и оформилось в прошлом веке: в недрах,
тогда еще идеологически совершенно чуждого
нам, буржуазного обществоведения, где
оно применялось в рамках получившей широкую
популярность экономико-
С точки зрения типологии моделей общественного развития «информационное общество» представляет собой разновидность одного из архетипов «технотронной эры» — «постиндустриального общества», теория которого была в основном разработана в период 1960—1970-х годов, когда появились все самые известные концепции будущего. До последнего времени проблематика информационного общества оставалась главным образом прерогативой западной футурологии: само понятие использовалось в глобальном моделировании, прогнозировании социально-политических сдвигов в западных странах, изменений в мировой экономической системе и системе международных отношений. С наступлением третьего тысячелетия, похоже, пришел «звездный час» концепции информационного общества, которая из сферы преимущественно теоретических рассуждений стала активно переходить в плоскость уже вполне практических интересов и решений. Это подтверждает актуальность темы данной курсовой работы.
Целью работы является анализ теорий становления информационного общества, охватывающего все новые страны и регионы мира, а также процесс его формирования.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:
- проанализировать научную и учебно-методическую литературу, посвященную теме информационного общества;
- проследить технологические, экономические, социальные и культурные предпосылки формирования глобального информационного общества;
-
рассмотреть существующие
-
определить основные этапы
- проанализировать процесс формирования информационного общества в России.
В
работе использованы методы: обобщение
и систематизация теоретических
данных; сравнение, анализ.
Глава 1. Постиндустриализм и формирование концепции
информационного общества
1.1. Формирование теоретических и концептуальных основ постиндустриализма
В теории постиндустриального общества получила свое воплощение и развитие научная традиция, которая восходит к социальным идеям эпохи Просвещения, связывающие общественный прогресс с последовательным улучшением условий материальной жизни человека. Данная теория привлекала внимание различных исследователей к отдельным аспектам воздействия научно-технического прогресса на социум, что содействовало появлению широкого круга концепций, в том числе концепции информационного общества. В.Л. Иноземцев считал, что истоки понятия постиндустриальное общество» невозможно определить с доскональной точностью1
Как следует его мнению, термин «постиндустриализм» был введен в научный оборот еще в начале двадцатого века А. Кумарасвами, являющимся автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран, с 1916 или 1917 гг., данный термин довольно активно использовался теоретиком английского либерального социализма А. Пенти. Он даже ставил его в заглавие своих книг, обозначая, таким образом, идеальное общество, где принципы автономного и даже полукустарного производства восстанавливаются, чтобы преодолеть конфликты присущие индустриальной системе. Обращение к термину «постиндустриальное общество» было совершено в 1958 году американский социолог Д. Рисменом. Он использует его в заглавии одной из своих статей, получившей благодаря этому широкую известность, носившую локальный характер.
Даниел Белл профессор Гарвардского университета впервые употребил такое понятие, как постиндустриального общества в 1959 г., при выступлении на международном социологическом семинаре в Зальцбурге (Австрия). Им он хотел обозначить социум, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль из-за возрастающей технологизации, основной же производительной силой становится наука, а потенциал развития такого вот общества во многом определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает.
В 1960-е гг. происходит широкое распространение понятий о постиндустриализме и осмысление того, что технологические факторы развития начинают доминировать над политическими и социальными. Начало 1970-х годов выдвигает постиндустриальнаую проблематику на одно из ведущих мест в западной социологии, отчего многим исследователям представлялось, что эта новая глобальная методологическая парадигма способная дать существенный импульс общественным наукам.
Усиленная работа в этом направлении начинается в 1965 г. В это время в США была создана футурологическая комиссия, чьи прогнозы до 2000 года были опубликованы в журнале «Дедалус» и в специальном сборнике2 , где концепция постиндустриального общества представлялась в виде базовой для изучения перспектив развития общественного прогресса; руководителем комиссии стал Д. Белл, вице-президент американской академии искусств и наук, профессор социологии Колумбийского и Гарвардского университетов.
Беллом же и дано одно из наиболее развернутых определений постиндустриального общества, которое было такого: Постиндустриальное общество, это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений во все большей степени зависит от достижений теоретического знания.3 Постиндустриальное общество, считает Д. Белл, предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов. Д. Белл включал более активное участие граждан в управлении, и уменьшение зависимости детей от родителей. В международном плане прогнозировалась актуализация таких проблем, как преодоление разрыва между богатыми и бедными странами, что приведет мир в состояние трансформации, наполнит его множеством коммуникаций, способствующих обновлению традиционных социальных принципов, структур, нравов и представлений. В области социально-культурной жизни Белл констатировал растущее размыкание между культурой и социальной структурой. Общество, по мнению Белла, становится функционально более организованным, приспосабливающимся к знанию и господству комплексных научных сил. Культура становится более гедонистической, вседозволяющей, экспрессивной, не верующей ни в авторитеты, ни в запоздалые вознаграждения буржуазного, ориентированного на успех технологического мира"4
Американские ученые, которые работали вместе с Д. Беллом в футурологической комиссии 1965 года при выявлении тенденций развития общества заостряли в первую очередь внимание на внеидеологическом пространстве человеческого существования: они прогнозировали появление средств воздействия на физическое и психическое состояние людей, предсказывали тенденции, укрепляющие идеологические предрассудки - представления о человеке как "острове в самом себе"5, и внутренне связанные с ними, различные формы антиобщественного индивидуализма.
Известный футуролог Герман Кан, директор Гудзоновского института, также принимал участие в работе комиссии. Им в соавторстве с Энтони Винером был подготовлен доклад, прогнозирующий глобальное распространение «ощущаемого искусства», которое ориентировано не на идейно-интеллектуальную содержательность, а именно на спонтанно-чувственное отношение индивидуумов к окружающей среде. Концептуальные положения «ощущаемого искусства» стали основой для разработки новой концепции «мозаичной культуры»6 в качестве противовеса «униформированной гомогенной культуре», в данном контексте возникает образ «глобального метрополиса» - города, в котором сосуществуют множество культур и народностей, утверждающих право на независимую частную жизнь. Мозаичная культура обладает тенденцией к глобальному распространению не только благодаря средствам массовой информации, но также тому, то что ее основой становятся ТНК постиндустриального общества, которым отводится роль главной движущей силы мировой экономики, культуры и общества.
1.2. Концепция технотронного общества Бжезинского
Существенный вклад в развитие доктрины постиндустриализма внесён известным американским политологом Збигневом Бжезинский. Основные положения своей концепции он изложил в книге «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру». Бжезинский проделал попытку приложить теорию постиндустриального общества Д. Белла к тому международному геополитическому контексту, который сформировался к 1970-м гг. З. Бжезинский утверждает, что постиндустриальное общество, становится технотронным обществом. Это общество, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под влиянием воздействия техники и электроники, развитой особенно в области компьютеров и коммуникаций. Под воздейстивем технотронной революции меняется характер образного восприятия действительности: рушатся традиционные связи в семье и между поколениями, общественная жизнь фрагментируется, несмотря на растущие тенденции к глобальной интеграции, всё это приводит к краху старых верований, связанных с национальными и идеологическими общностями людей, и формирует новое глобальное видение мира. Бжезинский отмечает, что в то время, как наша жизнь фрагментируется, глобальная реальность все сильнее и сильнее поглощает индивидуума, вовлекает его и порой может даже подавить. Одной из очевидных на это причин становится развитие коммуникаций: изменения, вызванные коммуникациями и компьютерами, содействуют сближению и связанности членов общества, которые пребывают в непререкращающихся и тесных слуховизуальных контактах, при этом постоянно взаимодействуя, что может их легко подтолкнуть к усилению личного участия в решении даже весьма отдаленных проблем. Новое поколение, прекращает заниматся определением мира, с помощью чтения, у него есть возможность испытать мир и ощутить его компенсаторно с помощью слуховизуальных коммуникаций. Технотронная революция постепенно охватывает весь мир, не ограничивая себя локально-территориальным характером.