Теории постиндустриального общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Знания - главная движущая сила прогресса. Новый мир — это мир компьютерных технологий, сотовых телефонов, глобальной сети Интернет, мир сетей связей и телевидения, одним словом, мир высоких технологий. Последние десятилетия двадцатого века отличились кардинальными переменами в сфере разработки и внедрения новых информационных технологий, которые способствовали развитию новых средств коммуникации, появлению новых видов средств массовой информации, разработке технологий виртуальной реальности, построению глобальных информационных сетей

Оглавление

Глава 1. Постиндустриализм и формирование концепции
информационного общества
1.1. Формирование теоретических и концептуальных основ постиндустриализма…………………………………………….……… 6
1.2. Концепция технотронного общества Бжезинского........................................................................................... 10
1.3. Концепция «электронного общества» Маршала Маклюэна...... 11
1.4. Футорологическая концепция Э. Тоффлера…………………… 14
1.5. Становление сетевого общества. М. Кастельс и концепция информационализма………………………...……………………….. 16
Глава 2. Развитие информационного общества как фактор международной политики
2.1. «Хартия глобального информационного общества»: стратегия переустройства мира по замыслам государств-лидеров…………... 18
2.2. От «G-8» к всемирному формату утверждения «информационного общества»……………………………………… 23
2.3. Информационный разрыв - в центре внимания ЮНЕСКО…… 25
Глава 3. Россия и глобальное информационное общество
3.1. Информатизация России: растущие амбиции, сужающиеся возможности………………………………………………..………… 27
3.2. Выбор путей перехода к «информационному обществу»: варианты российской модернизации…..…………………………… 29
Заключение………………………………………………………………… 32
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

информационное общество.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

    В целях максимизации социальных и  экономических выгод людей от жизни в информационном обществе «Хартия» рекомендует государствам содействовать развитию конкуренции, в том числе международной, открытию своих рынков для информационных технологий и телекоммуникационных продукции и услуг, включая обеспечение недискриминационного подключения претендентов к основным национальным телекоммуникациям.

    Большое значение для конкурентного продвижения нововведений, связанных с информационными технологиями, должно придаваться защите прав интеллектуальной собственности на эти технологии. В данном контексте предлагается вновь подтвердить обязательства правительств использовать только лицензированное программное обеспечение, а также обращается особое внимание на развитие трансграничной электронной торговли посредством содействия дальнейшей либерализации торговых отношений (с соблюдением жестких правил (ТО).

      Считается важным продвижение  рыночных стандартов, включая технические  стандарты функциональной совместимости. Повышения доверия потребителей к электронным рынкам, согласно документу, нужно добиваться посредством, в частности, поддержки эффективных саморегулирующих инициатив (различных кодеков поведения, маркировок и других программ подтверждения надежности). Внимание заостряется на развитии эффективных механизмов защиты личной жизни потребителя, не нарушающих свободный поток информации. Намечается дальнейшее развитие таких средств обеспечения безопасности и достоверности операций, как электронная идентификация, электронная подпись, криптография и др. Подчеркивается, что усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию свободного от преступности киберпространства. Государства призваны обеспечить осуществление эффективных мер в борьбе с преступностью в компьютерной сфере.

    Нельзя  не согласиться с авторами документа  в том, что людей надлежит обучать  пользованию информационными технологиями, соответственно нельзя не поддерживать требования предоставления всем гражданам возможности освоения этих технологий на основе развития непрерывного образования, пожизненного обучения и подготовки, обеспечения школ, вузов и библиотек высококлассным компьютерным оборудованием и адекватными преподавательскими кадрами.

    Следует отметить, что новые возможности, как правило, почти всегда идут «бок о бок» с новыми проблемами. Не являются исключением и информационные технологии, распространение которых породило весьма сложные и серьезнейшие по своим последствиям проблемы «электронно-цифрового разрыва» («асимметрии») внутри государств и между ними. Данный факт не мог быть проигнорирован составителями Хартии: важное место занял вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для разработки более широкого международного подхода к решению проблемы равного доступа к новым информационным технологиям было принято решение об учреждении Группы по возможностям информационных технологий (Digital Opportunities Task Force, DOT Force). В чьи задачи входит - активно содействовать диалогу с развивающими странами, международными организациями и прочими участниками для улучшения международного сотрудничества, целью которого будет являться формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, а также улучшения технической совместимости, снижения затрат, расширения доступа, укрепления человеческого потенциала. Поощрять усилия “восьмерки” в осуществлении экспериментальных программ и проектов в области информационных технологий и содействовать более тесному политическому диалогу между партнерами, более интенсивно просвещать мировую общественность об имеющихся у неё возможностях и стоящих за её спиной вызовах.

    Проблема  «цифрового разрыва» стала неотъемлемой частью повестки дня последующих встреч лидеров стран большой «восьмёрки». На саммите 20-22 июля 2001 года в Генуе был принят и подписан план действий, направленный на ликвидации «цифрового неравенства», которое продолжает существовать, более того становится ещё более очевидным как на национальном уровне, так и на международном.

    План  действий  предусматривает  разработку «электронных  национальных стратегий»  в области новых информационных и телекоммуникационных технологий для развивающихся стран, они должны стать основой глобальной политики, направленной на развитие  новых технологий в каждой стране, в том числе правительственных инициатив в области электронных систем и средств связи.  
 
 
 
 

    2.2. От «G-8» к всемирному формату утверждения «информационного общества»

    Следует констатировать: семена, посеянные  «Хартией», дали, желаемые для ее вдохновителей всходы. Выдвинутая в ней государствами-лидерами идея скоординированных международных действий на пути к глобальному информационному обществу оказалась весьма увлекательной для политических, предпринимательских и научных элит различных стран. И потому она с удивительной легкостью получила развитие в учрежденном под эгидой ООН новом международном форуме — «Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества». Этот форум позиционирует себя как собрание руководителей всего мира, полных решимости поставить потенциал «цифровой революции», касающейся информационных коммуникационных технологий, на службу человечеству. Речь идет о многостороннем процессе, в коем участвуют представляющие многие страны структуры госуправления, межправительственные и неправительственные организации, организации частного сектора и гражданского общества, преследующие цель «построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и зания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем, чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни».

    Данный  международный процесс уже прошел определенные этапы, связанные с  двумя женевскими встречами, состоявшимися 10—12 декабря 2003 г., 10—14 мая 2010 г., и со встречей тунисской, которая имела место 16—18 ноября 2005 г.

    В работе первого женевского форума участвовали  делегации высокого уровня из 175 стран (более 11 тыс. человек), одним из итогов этой работы стала принятая декларация, озаглавленная «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии». Кроме того, получил поддержку план действий, в котором установлены ограниченные временными рамками цели, достижение которых должно способствовать претворению в реальность концепции открытого для всех и справедливого информационного общества».12

    В рамках не менее представительной второй встречи была принята «Тунисская программа для информационного  общества», упор в которой сделан на финансовые механизмы содействия преодолению «цифрового разрыва», на регулирование использования «всемирной паутины» (и на сопряженные с этим вопросы). Документ призвал правительства разработать к 2010 г. «всеобъемлющие, перспективные и последовательные национальные электронные стратегии, включая стратегии в области информационно-коммуникационных технологий и отраслевые электронные стратегии, в качестве неотъемлемой части национальных планов развития и деятельности по преодолению бедности».

    Что касается последней, вновь состоявшейся в Женеве в 2010 г. встречи,  она не была отмечена принятием новых программных документов. Однако ее гвоздем» стали многочисленные и разноплановые дискуссии по важнейшим вопросам развития информационного общества плюс презентации ряда отчетов, в том числе такого, как «Национальные стратегии использования информационно-коммуникационных технологий для развития».  
 
 
 
 
 
 

    2.3. Информационный разрыв - в центре внимания ЮНЕСКО

    В ряду усилий по объединению мирового сообщества в рассматриваемой области  следует отметить еще одну попытку добиться согласованной реакции на вызовы формирования «глобального информационного общества». Имеется в виду инициированная в 2000 г. флагманская программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в центре внимания данной программы находился вопрос о сокращении «информационного разрыва». Так же данная программа призвана стать основой  для международных дискуссий о политических, этических и социальных проблемах, вызванных зарождением глобального информационного общества, и подготовке проектов, которые ориентируются в своём развитии на обеспечении всеобщего доступа к информации. Организацией ЮНЕСКО  были организованы в 2005 году четыре тематических мероприятия, каждое из которых было направленно на дальнейшее развитие концепции «обществ, основанных на знаниях». В настоящее время осуществляется принятый исполкомом этой международной организации (и рассчитанный на 2008—2013 гг.) стратегический план программы «Информация для всех»; реализация его приоритетов, обозначенных как «информация в целях развития», «информационная грамотность», «сохранение информации», «информационная этика» и «доступ к информации», по мнению государств-членов ЮНЕСКО, поможет продвинуться в деле построения «гармоничного информационного общества».

    Для того, чтобы обеспечить всеобщий доступа к информации программа ЮНЕСКО главными аспектами своей работы определила следующие: 13

    • разработка международной, региональной и национальной политики в области информации, направленной, главным образом, на достижении международного консенсуса в отношении концепции всеобщего и справедливого доступа к информации как одного из основных прав человека;
    • развитие людских ресурсов.  Укрепление потенциала в век информации, происходящие, благодаря, созданию и развитию во всех регионах сетей по подготовке специально обученных кадров в области информации;
    • укрепление учреждений, которые обеспечивают доступ к информационным магистралям, полюс создание в ЮНЕСКО портала связи с информационными учреждениями во всем мире;
    • создание средств и систем обработки и управления информацией, касающихся в том же числе, проведения анализа региональных потребностей. Разработка мер по созданию средств управления информацией;
    • информационные технологии должны прийти  на службу образованию, науки, культуры и коммуникации для того, чтобы содействовать формулированию и принятию обоснованных решений, касающихся всех программ ЮНЕСКО.

 

     Глава 3. Россия и  глобальное информационное общество.

    3.1. Информатизация России: растущие амбиции, сужающиеся возможности

    В нынешней России идея созидания «информационного общества» с небывалым воодушевлением воспринята заинтересованными кругами, возбуждая их возможностью ощутить себя едва ли не в авангарде научно-технического и общественного прогресса. Эта концепция выбрана в качестве идеологической базы амбициозного национального модернизационного проекта, смысл которого связывается с проведением на основе новейших ИКТ коренных преобразований не только в экономике и госуправлении, но и в образе жизни людей, их образовании и трудовой деятельности, во взаимоотношениях власти и гражданского общества.

    Если  подвергнуть российскую информационно  инфраструктуру анализу, можно выявить  сложившиеся предпосылки и условия  для перехода к информационному  обществу: на сегодняшний день у  общества нашей страны  имеется  довольно чёткое представление об открывающихся посредством использования новых информационно-коммуникационных технологий возможностях в решении различных задач всех областей. Экономические структуры и социальные институты достигли минимального уровня оснащённости компьютерным и сетевым оборудованием.

    Однако, вопреки радующим темпам роста сектора информационно-коммуникационных технологий, по общему уровню социально-экономическою и научно-технического развития положение нашего отечества становится все ближе к развивающимся странам. Основная причина такого положения кроется в истории нашего прошлого. Современная российская экономика, а также  общество, ввергнутые годами неудачных позднесоветских («перестроечных») и постсоветских реформ в состояние перманентного системного кризиса, оказались отброшенными далеко назад — едва ли не в раннеиндустриальное прошлое. На фоне очевидного спровоцированного «сменой вех» 1990-х годов «реверса» в технико-технологической эволюции страны: вопреки декларациям новых властей и народным ожиданиям вектор соответствующего движения превратился из постиндустриализационного в дезиндустриализационный. А значит, в отличие от «информационного общества» в наиболее развитых странах мира, приведенных в качественно новое — постиндустриальное — состояние своего развития эволюционным (естественным) процессом накопления количественно-качественных изменений, для нынешней России, уже двадцать лет страдающей от дезиндустриализации, «прорыв в постиндустриализм» становится предметом государственной политики «большого скачка».14

    Недвусмысленным выражением политического выбора «скачкового» курса стал ряд вполне конкретных международного характера действий государственных властей. В их числе — присоединение России к рассмотренной уже окинавской «Хартии глобального информационного общества», одобренной российским президентом вместе с лидерами восьми наиболее развитых стран («G-8»), активное участие российских представителей в проводимых под эгидой ООН мероприятиях в рамках «Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества», в реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и в других аналогичных мероприятиях. В русле сделанного выбора принимаются и наши внутренние основополагающие решения. Так, в 2008 г. российским президентом была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», которая в качестве своих главных идейных источников прямо обозначает «Декларацию принципов построения информационного общества», «План действий Тунисского обязательства» и другие международные документы, принятые на «Всемирной встрече». 
 
 

    3.2. Выбор путей перехода к «информационному обществу»: варианты российской модернизации

    Вытекает ли из констатации несоответствия российской ситуации в целом (за редкими исключениями) критериям «постиндустриального информационного общества» вывод, что о проекте создания в России информационного общества следует пока забыть и что надлежит терпеливо ждать, когда в ходе эволюционного развития постепенно «сами собой» сформируются все необходимые для такого трансформационного перехода условия?

    Такая постановка вопроса заставляет вспомнить  о проблемной альтернативе, не единожды возникавшей в прошлом перед  отечественными реформаторами при  выборе ими стратегии и тактики  глубокой модернизации страны: ждать ли постепенного (естественного) вызревания всех необходимых предпосылок или можно (и нужно), не дожидаясь этого, начинать активно созидать желаемое будущее вопреки неблагоприятным обстоятельствам? Открывающиеся благоприятные возможности и подстерегающие негативные последствия («ловушки») на этом пути известны из отечественной истории последнего трехсотлетнего (а может быть, и большего) периода. Но однозначного ответа о предпочтительности «левого» либо «правого» из уклонов, нет, и, похоже, подобная дилемма относится к категории непреходящих для развития нашей страны.

    Сегодня она преломляется, в частности, в  полемике, о том, какой должна быть модернизация в России, — «догоняющей» технологии развитых стран или «опережающей» их?

Информация о работе Теории постиндустриального общества