Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:08, научная работа
Целью написания данной курсовой работы является определение путей и направлений увеличения объемов производства и реализации продукции в условиях перехода к рыночным отношениям.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Рассмотреть в теоретическом аспекте сущность, методику и состав показателей объема производства и объемов реализации производственного предприятия в современных условиях;
Предоставить организационно-экономическую характеристику ОАО «Молочные продукты».
Провести анализ показателей объема производства и реализации произведенной продукции.
Представить основные направления увеличения объемов производства и реализации продукции.
Введение 3 1 Показатели объема производства и реализации продукции
и методика их анализа 6
2 Анализ объемов и реализации продукции ОАО « Молочные
продукты» 19
2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО
«Молочные продукты» 19
2.2 Анализ объемов производства и реализации продукции по
общему объему и в ассортименте 25
2.3 Анализ влияния факторов на изменение объемов произво-
дства и реализации 36
3 Пути увеличения объемов производства и реализации про-
дукции ОАО « Молочные продукты» 46
Заключение 55
Список использованных источников 59
Введение в эксплуатацию нового оборудования позволит освоить производство новых видов продукции, не выпускаемых ранее в ОАО «Молочные продукты», но уже производимых другими организациями, таких как глазированные сырки, молоко и кефир со сроком хранения до 10 суток. Это, также позволит увеличить сроки годности, улучшить потребительские свойства всей продукции, повысить ее конкурентоспособность, снизить затраты энергоресурсов на производство, сократить импорт, увеличить экспорт.
Доля экспорта в страны не входящие в Содружество Независимых Государств резко сократилась с 11,04% в 2005 году до 2,1% в 2006 году. Планирование поставок по договорам, заключение выгодных контрактов имеет особо важное значение для ОАО «Молочные продукты», так как недовыполнение плана по договорам для него оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях жесткой конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
2.3 Анализ факторов влияющих на изменение объема производства и реализации
Особое внимание уделим изучению факторов, определяющих объем производства продукции. К ним относятся такие как: среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, среднегодовая выработка одного работающего, среднегодовая стоимость основных средств основного вида деятельности, фондоотдача, материальные запасы, материалоотдача. (Приложение 1-2,12-17).
Показатели, характеризующие изменение объема производства продукции на ОАО «Молочные продукты» за 2005-2006 года
Показатели |
Годы |
Отклонение (+,-) | |
2005 |
2006 | ||
Объем продукции в фактических ценах, млн.р. |
47469 |
57200 |
9731 |
Среднесписочная
численность промышленно- |
658 |
647 |
-11 |
Среднегодовая выработка одного работника ,млн.р. |
72,14 |
88,41 |
+16,27 |
Фондоотдача ,млн.р. |
1,23 |
1,47 |
+0,24 |
Материальные запасы ,млн.р. |
1064 |
1746 |
682 |
Материалоотдача ,млн.р. |
44,6 |
32,8 |
-11,8 |
Среднегодовая стоимость основных средств основного вида деятельности, млн.р. |
38591 |
38896 |
+305 |
Один из важнейших факторов - обеспеченность организации трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
∆ТП ч = ( Ч1 - Ч○)* ГВ о
∆ТП ч = -11*72,14 = - 793,5
∆ТП гв = ( ГВ 1 - ГВ о )*Ч1
∆ТП гв = 16,27*647 = 10526,69
Снижение объемов производства на 793,1 миллионов рублей произошло непосредственно за счет снижения среднесписочной численности промышленно - производственного персонала на 11человек. Однако за счет роста эффективности использования трудовых ресурсов объем производства увеличился на 10546,1, как следствие, увеличение объема продукции на 9733 миллиона рублей, что является положительным для деятельности организации.
Обеспеченность организации основными средствами и эффективность их использования являются факторами, влияющими на объем производства:
∆ТП ос = ( ОС 1 - ОС о ) * Ф о (3)
∆ТП ос = 305*1,23= 375,1
∆ТП ф = ( Ф 1 - Ф о )*ОС 1 (4)
∆ТП ф = 0,24 * 38896 = 9335
За счет увеличения обеспеченности организации основными средствами основного вида деятельности на 305 миллионов рублей, объем производства продукции возрос на 375,15 миллионов рублей. Он возрос также и за счет увеличения фондоотдачи на 0,24 миллиона рублей - на 9335 миллиона рублей. Это свидетельствует о прямой зависимости между фондоотдачей и объемом производства.
Следующими немаловажными факторами оказывающие влияние на объём производства, являются обеспеченность организации материальными запасами и эффективность их использования:
∆ТП мз = (МЗ1 - МЗ о) * МО о (5)
∆ТП мз = 682*44,6=30417,2
∆ТП мо = (МО1 - МО о)* МЗ1 (6)
∆ТП мо = -11,8*1746= -20602,8
Эти расчеты показывают, что увеличение объемов производства напрямую зависит от обеспечения предприятия материальными запасами, которых достаточно, но они используются не эффективно, о чем говорит снижение материалоотдачи на 11,8 миллионов рублей и как следствие уменьшение объема производства на 20602,8 миллиона рублей.
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции является обеспеченность предприятия основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование. Для обобщающей характеристики эффективности и интенсивности использования основных средств, служат следующие показатели: фондорентабельность, фондоемкость, фондоотдача основных средств.
Показатели эффективности использования основных средств на ОАО «Молочные продукты» за 2004-2006 гг.
Показатели
|
Годы |
Темпы роста ( снижения), % | |||||
2004 |
2005 |
2006 |
2005 к 2004 |
2006 к 2005 |
2006 к 2004 | ||
Объем продукции в фактических ценах, млн.р. |
38727 |
47469 |
57200 |
122,6 |
120,5 |
147,7 | |
Прибыль от реализации |
-1106 |
541 |
-3517 |
-48,9 |
-650 |
318 | |
Среднегодовая стоимость основных средств основного вида деятельности, млн.р. |
29800 |
38591 |
38896 |
129,5 |
100,8 |
130,5 | |
Фондоотдача основных средств, р. |
1,30 |
1,23 |
1,47 |
94,6 |
119,5 |
113,1 | |
Фондорентабельность,% |
-3,7 |
1,4 |
-9 |
5,1 |
-10,4 |
-5,3 |
Из данных таблицы видно, что при незначительном росте стоимости основных средств организация не получает прибыли и продолжает работать на убытки . В 2006г по отношению к 2005 темп снижения прибыли составил 218%, а к 2004г – убытки увеличились на 550% . В период с 2004 по 2006гг. фондорентабельность имеет отрицательную тенденцию к снижению, что говорит о физическом и моральном износе основных средств, отсутствия их обновления и т.д. Но за счет приобретения нового оборудования для новой линии по производству глазированных сырков и творожного участка, фондоотдача увеличилась в 2006 году по отношению к 2005 году на 19,5% и на 0,24 рубля соответственно.
Проанализируем наличие, состав и структуру трудовых ресурсов предприятия в динамике за три года на основании « Отчета по труду» (Приложение 12-17).
Расчеты представим в таблице 2.15 и сделаем соответствующие выводы.
Состав и структура трудовых ресурсов ОАО «Молочные продукты» за 2004-2006гг.
Категория персонала |
2004 |
2005 |
2006 |
Темп изменения показателей % | ||||||
Количество, чел |
Уд. вес,% |
Количество, чел |
Уд. вес,% |
Количество, чел |
Уд. вес,% |
По отношению к 2005 |
По отношению к 2004 | |||
Промышленно- производственный персонал, в том числе: |
656 |
94,52 |
658 |
94,4 |
647 |
94,87 |
98,3 |
98,6 | ||
- Рабочие |
522 |
75,22 |
522 |
74,9 |
510 |
74,78 |
97,7 |
97,7 | ||
- Служащие: |
134 |
19,31 |
136 |
19,51 |
137 |
20,09 |
100,7 |
102,2 | ||
Руководители |
53 |
7,64 |
59 |
8,46 |
62 |
9,09 |
105,1 |
116,9 | ||
Специалисты |
77 |
11 |
73 |
10,47 |
71 |
10,41 |
92,2 |
97,3 | ||
Персонал неосновной деятельности |
38 |
5,48 |
39 |
5,59 |
35 |
5,13 |
89,7 |
92,1 | ||
Итого |
694 |
100 |
697 |
100 |
682 |
100 |
97,8 |
98,3 |
Из данных таблицы 2.15 видно, что на ОАО «Молочные продукты» снизилась численность рабочих, специалистов и персонала не основной деятельности. Это обусловлено низкой заработной платой, отсутствием мер материального и морального стимулирования и другими факторами. Структура стабильна на протяжении трех анализируемых лет, лишь по категории руководители наблюдается увеличение удельного веса на 1,45%. Напряжение в обеспечении организации трудовыми ресурсами может быть снято за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда, интенсификации производства, повышения уровня технической оснащенности организации, усовершенствования технологий и организации производства.
Проведем оценку динамики производительность труда по ОАО «Молочные продукты» в фактических и сопоставимых ценах и результаты запишем в таблице 2.16.
Динамика производительности труда по ОАО «Молочные продукты» за 2004-2006гг.
№№ пп |
Показатели |
Годы |
Темп изменения показателей. % | ||||
2004 |
2005 |
2006 |
2005г. к 2004г. |
2006 г. к 2005 г. |
2006 г. к 2004 | ||
1. |
Объем продукции: В фактических ценах, млн. руб |
38727 |
47469 |
57200 |
122,6 |
120,5 |
147,7 |
В сопоставимых ценах |
40772 |
46851 49304 |
56956 |
144,9 |
115,5 |
132,7 | |
2. |
Среднесписочная
численность промышленно- |
656 |
658 |
647 |
100,3 |
98,3 |
98,6 |
3. |
Среднегодовая выработка на 1 работающего: В фактических ценах, млн.р. |
59 |
72,1 |
88,4 |
122,2 |
122,6 |
149,8 |
В сопоставимых ценах, млн.р. |
62,2 |
74,9 |
88 |
120,4 |
117,5 |
141,5 |
Информация о работе Показатели объема производства и реализации продукции