Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:08, научная работа
Целью написания данной курсовой работы является определение путей и направлений увеличения объемов производства и реализации продукции в условиях перехода к рыночным отношениям.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Рассмотреть в теоретическом аспекте сущность, методику и состав показателей объема производства и объемов реализации производственного предприятия в современных условиях;
Предоставить организационно-экономическую характеристику ОАО «Молочные продукты».
Провести анализ показателей объема производства и реализации произведенной продукции.
Представить основные направления увеличения объемов производства и реализации продукции.
Введение 3 1 Показатели объема производства и реализации продукции
и методика их анализа 6
2 Анализ объемов и реализации продукции ОАО « Молочные
продукты» 19
2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО
«Молочные продукты» 19
2.2 Анализ объемов производства и реализации продукции по
общему объему и в ассортименте 25
2.3 Анализ влияния факторов на изменение объемов произво-
дства и реализации 36
3 Пути увеличения объемов производства и реализации про-
дукции ОАО « Молочные продукты» 46
Заключение 55
Список использованных источников 59
Важным показателем деятельност
Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств и могут выражаться сортностью, кондицией, категорией и т.д.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, потери от брака и т.д.
В процессе анализа изучаются динамика перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дается оценка выполнения плана по уровню качества продукции.
Необходимо также установить влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ТП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П).
Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, недостаточно высокий уровень квалификации рабочих, качество оборудования, аритмичность производства и др.
Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции, а также теряет потенциальных покупателей и заказчиков, которые налаживают связи с предприятиями – конкурентами, обеспечивающими своевременный выпуск, качество и поставку продукции в сроки, определенные потребителем. Из этого поступает несвоевременно выручка, перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются следующие показатели:
- коэффициент ритмичности,
его величина определяется
- коэффициент вариации, определяется, как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за квартал к средне квартальному плановому выпуску продукции;
- показатель аритмичности рассчитывается, как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждую декаду;
-удельный вес производства продукции за каждую декаду к месячному выпуску;
- удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску;
- удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства;
- удельный вес выпущенной продукции в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца;
- наличие доплат за сверхурочные работы;
- оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции;
- наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исходя из наибольшего среднесуточного объема производства. В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.
Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.
На изменение объема продаж влияют следующие факторы: изменение отгрузки продукции, изменение остатков готовой продукции на начало и на конец года, сроки оплаты, которых не наступили, не оплаченные в срок покупателями или находящиеся на ответственном хранении у покупателей. Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми, и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Анализ реализации продукции
тесно связан с анализом выполнения
договорных обязательств по поставкам
продукции. Недовыполнение плана по
договорам для предприятия
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объем.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности самого предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий - смежников, транспортных организаций и т.д. особое внимание при анализе реализации следует обращать на выполнение обязательств по кооперированным поставкам и по экспорту продукции. В процессе анализа необходимо изучить также причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки ее оплаты еще не наступили, то это нормальное явление. Просроченная же задолженность покупателей за товары затрудняет финансовое состояние предприятия, поэтому надо принимать все возможные меры для ее взыскания.
Следующий этап анализа – изучение влияния факторов на выпуск товарной продукции предприятия, а, следовательно, и на объем ее реализации. Объем производства товарной продукции на промышленных предприятиях зависит от многочисленных и разнообразных факторов.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
∆ТП ч =( Ч1 - Ч 0)*ГВ 0
∆ТП – изменение объема производства продукции;
Ч1 ,Ч0 - среднесписочная численность промышленно - производственного персонала отчетного и предшествующего периодов;
ГВ1 ,ГВ0 – среднегодовая выработка одного работника отчетного и предшествующего периодов;
Обеспеченность предприятия основными средствами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования:
∆ТП ос = (ОС1 – ОС0 )*ФО0 (3)
∆ТП ф = (Ф1 - Ф0 )*ОС1 (4), где
ОС1 ,ОС0 – среднегодовая стоимость основных средств основного вида деятельности отчетного и предшествующего периодов;
Ф1 ,Ф0 – фондоотдача отчетного и предшествующего периодов;
Обеспеченность предприятия сырьем и материалами и эффективность их использования:
∆ТП мо = (МО1 - МО о)* МЗ1 (6), где
Объем производства продукции во многом
зависит от обеспеченности перерабатывающих
предприятий трудовыми
ВП = ППП* Уд* Д* П *ЧВ,
ППП – среднегодовая численность промышленно- производственного персонала;
Уд – доля рабочих в общей численности работников
Д – количество отработанных дней одним рабочим за год;
П – средняя продолжительность рабочего дня;
ЧВ – среднечасовая выработка продукции.
С помощью одного из способов детерминированного факторного анализа (цепной подстановки, индексного, абсолютных и относительных разниц, интегрирования или логарифмирования) можно определить, как изменился объем производства продукции по сравнению с прошлым годом и планом текущего года за счет каждого фактора.
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.
Производственную мощность предприятия определяют промышленно- производственные фонды. Кроме того, принято выделять активную ( рабочие машины и оборудование) и пассивную части фондов, а также отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, оборудование и измерительные приборы и устройства, транспортные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности использования основных средств на основе оптимизации их структуры.
Проверяется выполнение плана по внедрению новой техники, вводу в действие новых объектов, ремонту основных средств.
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств, служат показатели фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции. Рассчитывается также относительная экономия основных фондов.
Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
Источниками информации для
анализа материальных ресурсов
являются: план материально-
Уровень обеспеченности предприятия сырьем и материалами определяется сравнением фактического заготовленного сырья с их плановой потребностью.
Проверяется также качество полученных материалов от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам. Особое внимание уделяется проверке выполнения поставок материалов, выделенных предприятию по госзаказу, и кооперированных поставок.
Большое значение придается выполнению плана поставки материалов по срокам (ритмичности). Нарушение сроков поставки ведет к недовыполнению плана производства и реализации продукции. Для оценки ритмичности поставок используют коэффициент ритмичности, который определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановый выпуск продукции; коэффициент вариации – отношение среднеквадратичного отклонения от планового задания за сутки к среднесуточному плановому выпуску продукции.
Пристальное внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов. Различают запасы текущие, сезонные и страховые. Величина текущего запаса зависит от интервала поставки и среднесуточного расхода материала. Проверяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материалов нормативным. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материалов в натуре и среднесуточном их расходе рассчитывают фактическую обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной.
Проверяют также состояние запасов сырья и материалов для выявления излишних и ненужных. Их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Из-за низкого качества сырья и материалов образуются сверхплановые отходы. Чтобы подсчитать, на сколько за счет этого фактора уменьшился выход продукции, необходимо количество сверхплановых отходов сырья или материала разделить на норму расхода его на единицу продукции.
Информация о работе Показатели объема производства и реализации продукции