Планирование численности персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:08, курс лекций

Краткое описание

Рассматриваются основные теоретические и практические вопросы формирования рынка труда и его регулирования. Освещается экономическая сущность производительности труда, методы ее измерения, а также вопросы планирования численности персонала.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
5
1 Рынок труда в экономической системе ………………………………..
7
1.1 Рынок труда, его элементы и функции ……………….…………………
1.2 Способы формирования рынков труда ………………………………...
1.3 Особенности формирования рынка труда в Украине ………………….
7
13
18
2 Население и трудовые ресурсы общества ……………………………...
2.1 Социально-экономическая характеристика населения и трудовых ресурсов ……………………………………………………………………….
2.2 Экономически активное население ……………….…………….………
2.3 Воспроизводство населения и ресурсов для труда …………………….
2.4 Трудовой потенциал общества ….……………………………………….
20

20
23
25
31
3 Организация труда ………………………………………………….…….
3.1 Сущность и задачи организации труда ………………………………….
3.2 Разделение и кооперация труда на предприятии ………………………
3.3 Организация и обслуживание рабочих мест ……………………………
3.4 Условия труда и факторы их формирования …………………………..
33
33
35
38
40
4 Нормирование труда …………………………………………………….
4.1 Сущность и значение нормирования труда …………………………….
4.2 Характеристика и классификация норм труда ………………………….
4.3 Методы установления норм труда ………………………………………
4.4 Рабочее время, его состав и структура ..………………………………..
4.5 Режимы труда и отдыха .…..………………………….……………….…
41
41
42
46
47
52
5 Планирование численности персонала предприятия …...…………...
5.1 Структура персонала предприятия ………….…………………………..
5.2 Методы определения численности работников ………………………...
5.3 Планирование расходов на персонал ………………………….………...
60
60
62
66
6 Управленческий труд и его особенности ………………………………
6.1 Содержание управленческого труда ……………………………….……
6.2 Особенности управленческого труда ……………………………………
6.3 Состав управленческого персонала и его должностные обязанности ...
6.4 Аттестация руководителей и специалистов …………………………….
71
71
73
76
76
7 Управление производительностью труда ……………………………..
7.1 Сущность понятий «производительность» и «производительность труда» ………………………………………………………..………………..
7.2 Методы измерения производительности труда ..……………………….
7.3 Факторы и резервы повышения производительности труда ...………..
80

80
81
86
8 Заработная плата как экономическая категория …………………….
8.1 Социально экономическая сущность и функции заработной платы ….
8.2 Принципы организации заработной платы …………..………………….
8.3 Государственное регулирование заработной платы ……………………
91
91
93
96
9 Тарифная система оплаты труда …………………………….…………
9.1 Тарифная система и ее элементы ………………………….…………….
9.2 Доплаты и надбавки к заработной плате ……………………….……….
9.3 Совершенствование тарифной системы ………………………………...
98
98
104
106
10 Формы и системы оплаты труда …….………………………….……..
10.1 Формы и системы оплаты труда ………………………………………..
10.2 Повременная форма оплаты труда ……………………………………..
10.3 Сдельная форма оплаты труда ………………………………………….
10.4 Коллективные формы оплаты труда …………………………………...
10.5 Организация премирования работников …………………….………...
111
111
112
113
116
118
11 Социально-трудовые отношения и социальное партнерство ……..
11.1 Субъекты и типы социально-трудовых отношений ………………..…
11.2 Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений ….…...
11.3 Социальное партнерство в условиях рыночных отношений …………
11.4 Договорное регулирование заработной платы …………..……………
11.5 Коллективный договор предприятия …………………………………..
120
120
126
127
131
133
Список литературы …………………………………………………………..
Приложение А. Об оплате труда. Закон Украины ………………..……….
Приложение Б. Примеры квалификационных характеристик для разных
категорий персонала ………………………………………………………….
138
140

150

Файлы: 1 файл

экономика труда.doc

— 1,019.50 Кб (Скачать)

 

Раздел V

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 35. Контроль за соблюдением  законодательства об оплате

                    труда

Контроль за соблюдением законодательства об оплате труда на предприятиях осуществляют:

- Министерство труда Украины  и его органы;

- финансовые органы;

- органы Государственной налоговой  инспекции;

- профессиональные союзы и другие  органы (организации), которые представляют  интересы наемных работников.

Высший надзор за соблюдением законодательства об оплате труда осуществляют Генеральный  прокурор Украины и подчиненные  ему прокуроры.

Не допускается сокрытие от указанных  органов какой-либо информации по вопросам оплаты труда.

 

Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства об

                     оплате труда

За нарушение законодательства об оплате труда виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности согласно законодательству.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Примеры квалификационных характеристик

для разных категорий персонала

 

Главный бухгалтер

 

Назначение на должность:  приказом генерального директора.

Подотчетность: исполнительному директору.

Цель деятельности: обеспечивать организацию бухгалтерского учета на основании установленных правил его веления; контроль за использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов и за сохранностью собственности предприятия.

Должностные обязанности:

- осуществлять, исходя из государственного Положения о главных бухгалтерах, организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за бережным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;

- обеспечивать рациональную организацию учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля;

- организовывать учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет затрат производства, коммерческой деятельности, выполнение сметы затрат, реализации продукции, выполнение работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;

- контролировать законность, своевременность  и правильность оформления, составления   экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ (услуг), расчеты по заработной плате с работниками предприятия, правильное начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, выплата в установленные сроки задолженности банку по кредитам, отчисления средств в фонды и резервы предприятия;

- осуществлять контроль за соблюдением  порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходованием фонда заработной платы, проведением инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия;

- принимать участие в проведении  экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации убытков и непроизводственных затрат;

- принимать меры относительно предупреждения  недостач, незаконного использования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового  хозяйственного законодательства;

- принимать участие  в оформлении  материалов по недостачам и  хищения денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролировать передачу  в необходимых случаях материалов в следственные и судебные органы;

- вести работу по обеспечению  строгого соблюдения штатной,  финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других затрат, законности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других убытков, хранения бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

- обеспечивать своевременное составление  бухгалтерской отчетности на основе данных первичных документов, бухгалтерских  записей и предоставления ее в установленном порядке в соответствующие органы;

- руководить работниками бухгалтерии;

- оказывать методическую помощь  работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

Права:

- осуществлять подбор и размещение  кадров, вносить предложения генеральному  директору о назначении и увольнении  специалистов бухгалтерии;

- устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников;

- получать информацию, необходимую  для выполнения своих служебных обязанностей, в подразделениях предприятия;

- проверять в структурных подразделениях  и службах соблюдение установленного  порядка принятия, оприходования, хранения и использования денежных средств, товарно-материальных ценностей;

- подписывать документы, которые  являются основанием для принятия и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, кредитных и расчетных обязательств. Указанные документы без подписи бухгалтера или лиц, им на это уполномоченных, считаются недействительными и не принимаются материально-ответственными лицами, работниками бухгалтерии, а также учреждениями банка;

- не принимать к исполнению  и оформлению документы на  операции, которые противоречат законодательству и установленному порядку принятия, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других  ценностей.

Ответственность:

- за организацию и ведение  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности фирмы в соответствии с действующим законодательством;

- за составление  достоверной  бухгалтерской отчетности на  основе первичных документов  и бухгалтерских записей, предоставление  отчетности в соответствующие государственные учреждения  в установленные сроки.

Должен знать:

- постановления, распоряжения, приказы  высших органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы финансовых  и контрольно-ревизионных органов об организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также те, что касаются хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

- структуру предприятия и перспективы  его развития, основы технологии производства его продукции;

- положения и инструкции по  организации бухгалтерского учета  на предприятиях, привила его ведения;

- порядок оформления операций  и организацию документооборота  на участках учета, формы и  порядок финансовых расчетов;

- методы анализа хозяйственно-финансовой  деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов;

- порядок принятия, оприходования, хранения и использования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

- правила расчетов с дебиторами  и кредиторами;

- порядок списания с бухгалтерских  балансов недостач, дебиторской  задолженности и других убытков;

- правила проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств;

- порядок и сроки составления  бухгалтерских балансов и отчетности, правила проведения проверок  и документальных ревизий;

- экономику, организацию коммерческой деятельности, производства, труда и управления;

- гражданское право, трудовое, финансовое  и хозяйственное законодательство;

- правила и нормы охраны труда,  техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Квалификационные требования:

Высшее экономическое образование, стаж финансово-хозяйственной работы на руководящих должностях не менее 5 лет либо в должности главного бухгалтера не менее 3 лет.

 

 

 

 

 

 

Специалист по маркетингу и рекламе

 

Назначение на должность: приказом генерального директора.

Подотчетность: коммерческому директору.

Цель деятельности: обеспечение реализации эффективных финансово-хозяйственных  программ, товаров и услуг фирмы согласно с маркетинговыми исследованиями рынков и целевой рекламой.

Должностные обязанности:

- быть инициативным, уметь работать  с информацией, обосновывать свое  мнение, выявлять возможности повышения  продуктивности труда подразделений и предприятия в целом;

- разрабатывать планы маркетинговых  исследований и рекламных компаний, сметы затрат на маркетинг, организовывать и осуществлять сбор данных по конкретному плану, используя наблюдение, анкетирование, исследования, компьютерное моделирование и др.;

- разрабатывать варианты стратегии  маркетинга, подавать их на утверждение и делать конкретные тактические шаги для их осуществления;

- разрабатывать методы и способы  сбора и систематизации информации;

- на основе плана маркетинга  проводить предварительные исследования реальных и потенциальных потребителей продукции и товаров предприятия;

- используя собранную и обработанную маркетинговую информацию, определять границы целевого рынка, проводить его сегментацию, выявлять потребности и возможности каждого сегмента целевого рынка продукции предприятия;

- вести по установленной форме  учет затрат на маркетинг и рекламу;

- принимать тактические решения  относительно сметы затрат при  выборе видов рекламы, разрабатывать  графики публикаций и трансляций  рекламных объявлений;

- разрабатывать рекламно-информационные  объявления, включая текстовый материал, подготовку макета и художественное оформление;

- заключать договора на изготовление  и установку сборных рекламных сооружений и на изготовление художественно-рекламной продукции; 

- учитывать эффективное использование  возможностей фирмы по вопросам  удовлетворения каждого сегмента целевого рынка;

- размещать заказы на изготовление  тиражей печатной продукции, включая  внутреннюю документацию и рекламную  продукцию фирмы;

- разрабатывать рекламный стиль  фирмы и контролировать его  соблюдение при разработке внутренних документов, ценных бумаг, внешней рекламы в средствах массовой информации;

- предоставлять руководству предприятия  на утверждение все рекламные, информационные материалы и формы внутренних документов к их издательству и массовой печати;

- изучать, обобщать и систематизировать эффекты от разнообразных видов рекламы;

- придерживаться режима конфиденциальности  в работе;

- формировать библиотечный фонд  специальной литературы по маркетингу и рекламе;

- принимать участие во внедрении  на рынок новых изделий и  товаров и определять возможности предприятия относительно выхода на перспективные рынки;

- организовывать и контролировать  информационно-статистическую работу,  связанную с накоплением и  обобщением маркетинговой информации;

- изучать потенциальных конкурентов,  рекламные материалы конкурирующих фирм в периодике, на радио и телевидении и использовать накопленную информацию в текущей работе  в соответствии с заданием фирмы;

- поддерживать постоянные деловые  отношения с источниками маркетинговой информации, умело используя их в текущей работе и в планах на перспективные маркетинговые мероприятия, разрабатывать договора с другими организациями об информационном обслуживании;

- содействовать обмену маркетинговой  информацией между подразделениями, консультировать сотрудников и обеспечивать их информацией, необходимой в работе;

- предоставлять непосредственному  руководителю отчеты о выполнении планов работ.

Права:

- получать от руководителей  отделов и служб информацию  о выполнении распорядительных и инструктивных документов  предприятия по вопросам маркетинга;

- принимать решения о проведении  новых работ и приостановке  работ, которые утратили актуальность.

Ответственность:

- за выполнение планов работ;

- за своевременную подачу отчетов  руководителю и достоверность  сведений по маркетингу и рекламе, которые содержатся в них;

- за соблюдение трудовой дисциплины  и конфиденциальность в работе;

- за рациональное использование  денежных средств, выделенных  по смете на маркетинговое исследования и рекламу;

- за исполнение приказов, распоряжений и заданий руководителя.

Должен знать:

- законодательство Украины о  рекламе;

- основы менеджмента;

- систему маркетинга и рекламное  дело;

- перечень необходимых для работы  сведений, которые представляют коммерческую тайну.

Информация о работе Планирование численности персонала предприятия