Планирование численности персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:08, курс лекций

Краткое описание

Рассматриваются основные теоретические и практические вопросы формирования рынка труда и его регулирования. Освещается экономическая сущность производительности труда, методы ее измерения, а также вопросы планирования численности персонала.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
5
1 Рынок труда в экономической системе ………………………………..
7
1.1 Рынок труда, его элементы и функции ……………….…………………
1.2 Способы формирования рынков труда ………………………………...
1.3 Особенности формирования рынка труда в Украине ………………….
7
13
18
2 Население и трудовые ресурсы общества ……………………………...
2.1 Социально-экономическая характеристика населения и трудовых ресурсов ……………………………………………………………………….
2.2 Экономически активное население ……………….…………….………
2.3 Воспроизводство населения и ресурсов для труда …………………….
2.4 Трудовой потенциал общества ….……………………………………….
20

20
23
25
31
3 Организация труда ………………………………………………….…….
3.1 Сущность и задачи организации труда ………………………………….
3.2 Разделение и кооперация труда на предприятии ………………………
3.3 Организация и обслуживание рабочих мест ……………………………
3.4 Условия труда и факторы их формирования …………………………..
33
33
35
38
40
4 Нормирование труда …………………………………………………….
4.1 Сущность и значение нормирования труда …………………………….
4.2 Характеристика и классификация норм труда ………………………….
4.3 Методы установления норм труда ………………………………………
4.4 Рабочее время, его состав и структура ..………………………………..
4.5 Режимы труда и отдыха .…..………………………….……………….…
41
41
42
46
47
52
5 Планирование численности персонала предприятия …...…………...
5.1 Структура персонала предприятия ………….…………………………..
5.2 Методы определения численности работников ………………………...
5.3 Планирование расходов на персонал ………………………….………...
60
60
62
66
6 Управленческий труд и его особенности ………………………………
6.1 Содержание управленческого труда ……………………………….……
6.2 Особенности управленческого труда ……………………………………
6.3 Состав управленческого персонала и его должностные обязанности ...
6.4 Аттестация руководителей и специалистов …………………………….
71
71
73
76
76
7 Управление производительностью труда ……………………………..
7.1 Сущность понятий «производительность» и «производительность труда» ………………………………………………………..………………..
7.2 Методы измерения производительности труда ..……………………….
7.3 Факторы и резервы повышения производительности труда ...………..
80

80
81
86
8 Заработная плата как экономическая категория …………………….
8.1 Социально экономическая сущность и функции заработной платы ….
8.2 Принципы организации заработной платы …………..………………….
8.3 Государственное регулирование заработной платы ……………………
91
91
93
96
9 Тарифная система оплаты труда …………………………….…………
9.1 Тарифная система и ее элементы ………………………….…………….
9.2 Доплаты и надбавки к заработной плате ……………………….……….
9.3 Совершенствование тарифной системы ………………………………...
98
98
104
106
10 Формы и системы оплаты труда …….………………………….……..
10.1 Формы и системы оплаты труда ………………………………………..
10.2 Повременная форма оплаты труда ……………………………………..
10.3 Сдельная форма оплаты труда ………………………………………….
10.4 Коллективные формы оплаты труда …………………………………...
10.5 Организация премирования работников …………………….………...
111
111
112
113
116
118
11 Социально-трудовые отношения и социальное партнерство ……..
11.1 Субъекты и типы социально-трудовых отношений ………………..…
11.2 Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений ….…...
11.3 Социальное партнерство в условиях рыночных отношений …………
11.4 Договорное регулирование заработной платы …………..……………
11.5 Коллективный договор предприятия …………………………………..
120
120
126
127
131
133
Список литературы …………………………………………………………..
Приложение А. Об оплате труда. Закон Украины ………………..……….
Приложение Б. Примеры квалификационных характеристик для разных
категорий персонала ………………………………………………………….
138
140

150

Файлы: 1 файл

экономика труда.doc

— 1,019.50 Кб (Скачать)

В достаточной степени  не решен вопрос об источниках возмещения затрат на реализацию дополнительных гарантий, принятых во всех соглашениях и договорах. Очевидно, что затраты работодателей на эти цели следует относить на себестоимость производства продукции для исчисления прибыли и налога на прибыль.

Препятствуют развитию партнерских отношений, на современном этапе реформирования украинской экономики, незавершенность политических преобразований и неустойчивость курса реформ, острая политическая борьба групп и партий, отражающая глубокую противоречивость интересов, стоящих за ними слоев населения и представителей различных поколений. Необходимо решить вопросы общественной организации труда и занятости, развития социальной сферы, социальной защиты и др.   

11.4 Договорное регулирование заработной платы

 

Договорное регулирование оплаты труда наемных работников в Украине осуществляется на основе системы тарифных соглашений на всех уровнях управления, которые достигаются в результате коллективных переговоров.

Цель и задачи переговоров. Договорное регулирование заработной платы должно обеспечивать и развивать социальное партнерство, повышать гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Кроме того, задачей договорного регулирования является упорядочение соотношений в уровнях заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями работников. Переговоры ведутся и соглашения заключаются на государственном (межотраслевом), отраслевом, региональном и производственном уровнях.

На государственном  уровне переговоры проводятся между Кабинетом Министров и Советом Федерации независимых профсоюзов Украины. Результатом переговоров должно быть заключение генерального (межотраслевого) тарифного соглашения, которое достигается с учетом консультаций с отраслевыми государственными органами управления (министерствами), концернами, ассоциациями, советами предпринимателей, а также отраслевыми и другими профсоюзами работников.

На отраслевом уровне трехсторонние коллективные переговоры проводятся между уполномоченными представителями государственного органа (органов) управления, уполномоченными представителями союза предпринимателей и соответствующими уполномоченными представителями отраслевого профсоюза (профсоюзов). Результатом переговоров должно быть заключение отраслевого тарифного соглашения.

Соглашение на региональном уровне заключается между местными органами государственной власти или региональными объединениями предпринимателей, если они имеют соответствующие полномочия, и объединениями профсоюзов.

На уровне предприятия, организации тарифное соглашение как составная часть коллективного договора заключается между уполномоченными на то представителями администрации или собственника и профсоюза (представителями трудящихся).

Предметом генерального тарифного соглашения является:

- размер прожиточного минимума и минимальных социальных гарантий в области оплаты труда (заработной платы) и доходов всех групп и слоев населения, которые обеспечивали бы достаточный уровень жизни;

- дифференциация минимальных  тарифных ставок по видам производства, работ в производственных отраслях в зависимости от тяжести труда, но не ниже установленной государством минимальной заработной платы;

- единые для всей  территории Украины минимальные  тарифные ставки компенсационных доплат за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях труда, которые дифференцируются по видам и категориям условий труда;

- минимальный размер  тарифных ставок по основным (ведущим)  профессиям работников отраслей  и подотраслей народного хозяйства  и общим (сквозным) отраслевым  профессиям и должностям;

- социальная защита  наиболее незащищенных  слоев  населения;

- требования к охране  труда и окружающей среды;

- обязанности сторон  по вопросам занятости;

- взаимные обязательства  сторон по выполнению соглашения.

Предметом отраслевого, а также регионального тарифного соглашения, которые заключается на коммунальном уровне, являются:

- единые для предприятий  соответствующей отрасли (подотрасли), территории тарифная сетка рабочих  и шкалы соотношений минимальных  и максимальных должностных окладов  по группам должностей руководителей, специалистов и служащих или единая соответствующая отраслевая (подотраслевая) и территориальная тарифная сетка для всех категорий работников;

- единые для разных  категорий работников соответствующей  отрасли (подотрасли), территории минимальные размеры доплат и надбавок, которые учитывают специфику условий труда отдельных профессиональных групп;

- требования к организации  и нормированию труда;

- требования к условиям  и охране труда;

- взаимные обязательства  сторон по выполнению соглашения.

Отраслевые и региональные тарифные соглашения не могут быть направлены на ухудшение условий  труда и оплаты работников отрасли  по сравнению с условиями, оговоренными в генеральном соглашении.

Предметом тарифного  соглашения на производственном уровне (предприятии) как составной части коллективного договора являются:

а) формы и системы  оплаты труда, которые используются для разных категорий и групп работников;

б) конкретные размеры  тарифных условий оплаты труда работников с учетом отраслевых и региональных соглашений (минимальные тарифные ставки, дифференцированные по видам и типам производства, условиям труда разрядам работ и т.д.);

в) конкретные размеры  гарантированных и компенсационных  выплат;

г) основные размеры и  условия получения стимулирующих  выплат (доплат, надбавок, премий, вознаграждений).

Отраслевые и региональные соглашения, в соответствии со статьей 9 Закона Украины «О коллективных договорах  и соглашениях», регистрирует Министерство труда и социальной политики Украины, а коллективные договоры – соответствующие местные органы государственной исполнительной власти.

11.5 Коллективный договор  предприятия 

 

Коллективный  договор – это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии. Объективная необходимость взаимной заинтересованности работников и работодателей в развитии коллективно-договорной системы предопределяется ее функциями, важнейшие из которых – защита интересов обеих сторон трудовых отношений и обеспечение их сбалансированности; организация (упорядочение) трудовых отношений и их развитие в тесной связи с результатами экономической деятельности; разрешение возникающих противоречий наименее болезненными средствами.

Правовые основы регулирования  трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей заложены в Законе Украины «О коллективных договорах и соглашениях», действие которого распространяется на все предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников*). Это обусловливается тем, что централизованное регулирование трудовых и связанных с трудом иных социально-экономических отношений (КЗоТ, законы Украины по отдельным вопросам) предусматривают теперь, как правило, социально-необходимый (минимально гарантированный государством) уровень прав и гарантий работников.

Закон запрещает всякое вмешательство со стороны органов  исполнительной власти, хозяйственного управления, политических партий и других общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров, если это ведет к ограничению законных прав работников. Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем, как правило, принимает представитель работников (полномочный орган профсоюза) или непосредственно общее собрание (конференция) трудового коллектива.

Порядок разработки и сроки заключения коллективных договоров. Заключению договора предшествуют коллективные переговоры, представляющие процедуру согласования интересов сторон. Она регламентируется действующими международными нормами, в частности конвенцией МОТ №154 «О содействии коллективным переговорам», принятой в 1981 г. Согласно этой конвенции, под термином «коллективные переговоры» подразумеваются все переговоры, проводимые между предпринимателем (группой предпринимателей), с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой, в целях определения условий труда и занятости, регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися, а также между предпринимателями и их организацией или организациями трудящихся.

Сторонами коллективных переговоров являются, с одной  стороны, представители работников – органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с уставом. С другой стороны – работодатель, который при необходимости может быть представлен руководителем предприятия либо другим полномочным, согласно уставу предприятия, лицом (правлением, советом и т.п.).

Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» предоставил сторонам право самостоятельно устанавливать срок заключения коллективного договора – от года до трех лет. Он вступает в силу с момента подписания и действует по истечении установленного срока до тех пор, пока стороны не заключат новый договор или дополнят действующий. В условиях продолжающейся нестабильности в экономике Украины, а тем более в условиях неустойчивой работы конкретного предприятия, считается, что наиболее предпочтительным сроком может быть один год. При реорганизации предприятия договор действует в этот период, затем может быть пересмотрен по инициативе сторон.

При смене собственника имущества предприятия договор  остается в силе до заключения нового коллективного договора, но не более одного года. При ликвидации предприятия договор действует в течение всего срока ликвидации. Изменения и дополнения в коллективном договоре производятся по взаимному согласию сторон или в порядке, установленном законодательством. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется непосредственно сторонами или полномочными их представителями, а также соответствующим местным органом государственной исполнительной власти. Стороны, подписавшие коллективный договор (как правило, администрация и профсоюзный комитет предприятия), ежегодно или в сроки, предусмотренные договором, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) трудового коллектива.             

Содержание  и структура коллективного договора, срок его действия определяется сторонами в пределах их компетенции и норм законов. В соответствии со ст.7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» предметом коллективного договора на уровне предприятия могут быть взаимные обязательства сторон по урегулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:

- изменения в организации  производства и труда;

- регулирование занятости;

- продолжительность рабочего  времени и отдыха;

- улучшение условий  и охраны труда работников;

- формы и системы оплаты труда;

- размеры тарифных  ставок и должностных окладов  по разрядам работ и должностям работников;

- виды и размеры  доплат, надбавок, премий и других  поощрительных и компенсационных выплат, условий их предоставления;

- условия оплаты труда  за сверхурочную работу, во время простоя не по вине рабочего;

- медицинское и социальное  страхование работников;

- экологическая безопасность  и охрана здоровья работников  на производстве;

-  жилищно-бытовое,  культурное, медицинское обслуживание, организация оздоровления и отдыха работников;   

- взаимные обязанности  сторон по выполнению коллективного  договора, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов.  

Указанная статья Закона Украины «О коллективных договорах  и соглашениях» определяет только основные направления договорного регулирования отношений между социальными партнерами на уровне предприятия, но не ограничивает их. При необходимости стороны могут расширить круг вопросов, которые выносятся на переговоры.

Например, раздел «Оплата  труда» может содержать такие нормы:

- режим работы, продолжительность  рабочего времени и времени  отдыха, отпусков;

- порядок присвоения  квалификационных разрядов рабочим  и тарификация работ;

- нормирование труда,  порядок пересмотра и изменения  норм труда;

- размеры часовых тарифных ставок рабочих первого разряда;

- тарифные сетки для  оплаты труда рабочих в зависимости  от квалификации или единая тарифная сетка для всех категорий работников;

- перечень профессий  рабочих, которым вместо тарифных  ставок устанавливаются месячные оклады, и размеры их месячных окладов; 

- схема должностных  окладов руководителей, специалистов  и служащих;

Информация о работе Планирование численности персонала предприятия