Планирование численности персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:08, курс лекций

Краткое описание

Рассматриваются основные теоретические и практические вопросы формирования рынка труда и его регулирования. Освещается экономическая сущность производительности труда, методы ее измерения, а также вопросы планирования численности персонала.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
5
1 Рынок труда в экономической системе ………………………………..
7
1.1 Рынок труда, его элементы и функции ……………….…………………
1.2 Способы формирования рынков труда ………………………………...
1.3 Особенности формирования рынка труда в Украине ………………….
7
13
18
2 Население и трудовые ресурсы общества ……………………………...
2.1 Социально-экономическая характеристика населения и трудовых ресурсов ……………………………………………………………………….
2.2 Экономически активное население ……………….…………….………
2.3 Воспроизводство населения и ресурсов для труда …………………….
2.4 Трудовой потенциал общества ….……………………………………….
20

20
23
25
31
3 Организация труда ………………………………………………….…….
3.1 Сущность и задачи организации труда ………………………………….
3.2 Разделение и кооперация труда на предприятии ………………………
3.3 Организация и обслуживание рабочих мест ……………………………
3.4 Условия труда и факторы их формирования …………………………..
33
33
35
38
40
4 Нормирование труда …………………………………………………….
4.1 Сущность и значение нормирования труда …………………………….
4.2 Характеристика и классификация норм труда ………………………….
4.3 Методы установления норм труда ………………………………………
4.4 Рабочее время, его состав и структура ..………………………………..
4.5 Режимы труда и отдыха .…..………………………….……………….…
41
41
42
46
47
52
5 Планирование численности персонала предприятия …...…………...
5.1 Структура персонала предприятия ………….…………………………..
5.2 Методы определения численности работников ………………………...
5.3 Планирование расходов на персонал ………………………….………...
60
60
62
66
6 Управленческий труд и его особенности ………………………………
6.1 Содержание управленческого труда ……………………………….……
6.2 Особенности управленческого труда ……………………………………
6.3 Состав управленческого персонала и его должностные обязанности ...
6.4 Аттестация руководителей и специалистов …………………………….
71
71
73
76
76
7 Управление производительностью труда ……………………………..
7.1 Сущность понятий «производительность» и «производительность труда» ………………………………………………………..………………..
7.2 Методы измерения производительности труда ..……………………….
7.3 Факторы и резервы повышения производительности труда ...………..
80

80
81
86
8 Заработная плата как экономическая категория …………………….
8.1 Социально экономическая сущность и функции заработной платы ….
8.2 Принципы организации заработной платы …………..………………….
8.3 Государственное регулирование заработной платы ……………………
91
91
93
96
9 Тарифная система оплаты труда …………………………….…………
9.1 Тарифная система и ее элементы ………………………….…………….
9.2 Доплаты и надбавки к заработной плате ……………………….……….
9.3 Совершенствование тарифной системы ………………………………...
98
98
104
106
10 Формы и системы оплаты труда …….………………………….……..
10.1 Формы и системы оплаты труда ………………………………………..
10.2 Повременная форма оплаты труда ……………………………………..
10.3 Сдельная форма оплаты труда ………………………………………….
10.4 Коллективные формы оплаты труда …………………………………...
10.5 Организация премирования работников …………………….………...
111
111
112
113
116
118
11 Социально-трудовые отношения и социальное партнерство ……..
11.1 Субъекты и типы социально-трудовых отношений ………………..…
11.2 Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений ….…...
11.3 Социальное партнерство в условиях рыночных отношений …………
11.4 Договорное регулирование заработной платы …………..……………
11.5 Коллективный договор предприятия …………………………………..
120
120
126
127
131
133
Список литературы …………………………………………………………..
Приложение А. Об оплате труда. Закон Украины ………………..……….
Приложение Б. Примеры квалификационных характеристик для разных
категорий персонала ………………………………………………………….
138
140

150

Файлы: 1 файл

экономика труда.doc

— 1,019.50 Кб (Скачать)

2. Большое количество новых профсоюзов, которые видят себя как альтернативу ФПУ:

а) независимый профсоюз горняков Украины;

б) свободный профсоюз машинистов Украины;

в) профсоюз – ассоциация летного состава гражданской авиации; 

г) федерация профсоюзов авиадиспетчеров;

д)  профсоюз работников текстильной промышленности;

е) профсоюз инженерно-технических  работников авиапредприятий и др.

Альтернативные профсоюзы возникли после первых забастовок в Украине в конце 80-х годов и не ставили цели сломать официальную профсоюзную систему страны. Их появление обусловлено двумя факторами: очень опасными условиями труда и возможностью влиять на работодателя (государство). Первыми забастовки начали горняки.

3. Профсоюзы, которые имели общие структуры в пределах бывшего СССР, т.е. там, где не было органов на уровне Украины (Черноморский флот, научные работники Академии наук, работники железной дороги и дорожного строительства).

4. Новые союзы, которые ориентируются  на политику правительства или ФПУ, но по формальным причинам не являются частью ФПУ. Сюда относят части вооруженных сил, а также разные службы милиции и службы безопасности.

Основными проблемами профсоюзного движения в Украине в современных условиях является постоянное снижение уровня доверия к профсоюзам вообще; незаинтересованность или неспособность профсоюзов организовать работников в частных фирмах; недостаточная поддержка профсоюзами тех, кто потерял работу. Это происходит в силу того, что сегодня в Украине не созданы условия для плодотворной деятельности профсоюзов и развития системы социального партнерства.

Объединяет действия различных групп профсоюзов по СНГ  международная профсоюзная организация – Всеобщая конфедерация профсоюзов (ВКП), а в мировом масштабе – Международная организация труда (МОТ).

Предприниматели – это участники трудовых отношений, вносящие физический, интеллектуальный или материальный вклад в процесс труда и получающие доход. Предприниматели, не имеющие наемных работников (индивидуальные предприниматели, члены семейных предприятий, фермеры и т. д.), по своему социальному статусу ближе к наемным работникам, получающим доход от результатов затраченного труда. Хотя, частный предприниматель не состоит в договорных отношениях и результаты его труда не связаны с измерением трудозатрат, как у лиц, работающих на договорных началах.

Предприниматели-организаторы, имеющие наемных работников и  вложившие капитал в дело, являются одновременно и работодателями-собственниками, имеющими свои специфические интересы в трудовых отношениях.

Работодатели  – субъекты трудовых отношений, нанимающие для выполнения работы работников и занимающиеся организационно-админи-стративной деятельностью в трудовом процессе. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который, в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.

Первой организацией работодателей в Украине стал Союз предпринимателей Крыма (СПК) еще в феврале 1989 г., который на сегодняшний день является региональным представителем Украинского союза промышленников и предпринимателей  (УСПП).

УСПП (основан 99 крупными предприятиями в 1989 г. и реорганизован в 1991 г.) в настоящее время объединяет большое количество государственных и частных предприятий, ассоциации работодателей и некоторых физических лиц. Организационно структура УСПП включает национальный, региональный и отраслевой уровни. Основные виды деятельности УСПП предусматривают политические и правительственные контакты, финансово-торговые операции, поддержку иностранных инвестиций, экономические и юридические услуги, контакты с прессой, информационно-рекламную деятельность.

С 1991 г. УСПП доминирует со стороны работодателей в трёестороннем Национальном Совете социального партнерства.

Среди других союзов работодателей  в Украине следует назвать: Союз арендаторов и предпринимателей Украины, который претендует на роль единого представителя частного сектора, Украинскую национальную ассамблею предпринимательства и т.п. Эти объединения сейчас находятся в стадии формирования и не готовы выступить в роли самостоятельной стороны социального партнерства.

В 1993 г. в Украине создан Национальный Совет социального  партнёрства (НССП) на трехсторонней основе. НССП является консультативным органом и отчитывается непосредственно Президенту. Главными целями НССП являются:

- подготовка рекомендаций  Президенту Украины по национальной  социальной политике, установление  трёхстороннего консенсуса по национальным, экономическим и социальным вопросам для предотвращения конфронтации;

- участие в подготовке  законов, других законодательных  актов в области социальных и трудовых отношений;

- подготовка предложений относительно  общих и отраслевых коллективных соглашений, а также анализ мер, принятых для воплощения Генерального Тарифного соглашения;

- координация позиций  социальных партнеров по ратификации  или осуждению конвенций МОТ;

- информирование общественности  с помощью средств массовой  информации о результатах соглашений сторон по трудовым и социальным отношениям.

Финансово-торговые посредники (коммерческие банки, биржи, торговые фирмы, инвестиционные фонды и т.д.) – субъекты трудовых отношений, участвующие в процессе труда опосредствованно, путем вложения капитала и финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной и трудовой деятельности. Самым мощным субъектом трудовых отношений, влияющим опосредствованно путем законодательных актов на социально-экономические отношения в обществе и на трудовые отношения в частности, является государство.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах и др.

Во-первых, государство  как гарант основных общественных прав организует, координирует и регулирует социально-трудовые отношения. Для  этого оно разрабатывает правовые основы и организационные формы  социального партнерства, правила и механизмы взаимодействия сторон, устанавливает обоснованные размеры и порядок определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и т.п.).

Во-вторых, государство  как сторона на переговорах и в консультациях принимает участие в социальном партнерстве для разработки и проведения в жизнь социальной, экономической и промышленной политики в стране.

В-третьих, в периоды  экономических трудностей с целью  недопущения, например, инфляции государство может выполнять согласительные функции. В таких случаях оно уговаривает работодателей и профсоюзы не принимать такие решения по заработной плате, которые считает инфляционными и такими, что подрывают конкурентоспособность тех или других отраслей экономики.

В-четвертых, государство  берет на себя функцию арбитра  в случае возникновения трудовых конфликтов вследствие проведения переговоров  и трактовки положений соглашений и договоров.

В-пятых, в условиях социальной рыночной экономики государство  остается крупным работодателем и его политика в социально-трудовых отношениях в государственном секторе существенно влияет на трудовые отношения в целом.

В области трудовых отношений  государство представлено Верховной Радой, Кабинетом Министров, министерствами, госкомитетами, комиссиями и прочими исполнительными органами на различных уровнях управления.

Трудовой коллектив – общность людей, связанных единым трудовым процессом, общей трудовой деятельностью по выполнению стоящих перед предприятием (учреждением, организацией) хозяйственных и социально-культурных задач. В основе его лежат правовые связи каждого рабочего или служащего с предприятием, учреждением.

Высшим органом трудового  коллектива является его общее собрание (конференция), где можно решать любые вопросы, относящиеся к полномочиям трудового коллектива. Трудовой коллектив участвует в управлении предприятием не эпизодически через проводящиеся в установленные сроки собрания (конференции), а постоянно – через деятельность органов, его представляющих. Как правило, непременным участником осуществления прав трудового коллектива является профсоюзный комитет.

Взаимоотношения трудового коллектива и профсоюза достаточно разноплановы. Между трудовым коллективом и первичной профсоюзной организацией существуют тесные организационные, правовые и функциональные связи. Высшим органом первичной профсоюзной организации является общее собрание членов профсоюза. В случаях, когда созыв общих собраний невозможен по причинам многосменности или территориальной разобщенности производственных структурных единиц, созываются сменные собрания или конференции членов профсоюза. Для ведения текущей работы на общем собрании (конференции) избирается профсоюзный комитет и ревизионная комиссия.

Трудовой  коллектив и первичная профсоюзная  организация имеют во многом сходные цели и задачи. Их совместная согласованная деятельность связана с участием в управлении производством и защитой интересов работающих. Пределы и порядок такого сотрудничества определены законодательством Украины (Гражданским кодексом Украины, Кодексом законов о труде в Украине, Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях»), Уставом профессиональных союзов, Положениями о советах трудовых коллективов на государственных предприятиях и в акционерных обществах.

Основные формы сотрудничества между трудовым коллективом и первичной профсоюзной организацией:

- содействие со стороны профсоюзной  организации непосредственному осуществлению коллективом предоставленных ему законом полномочий;

- представительство со  стороны профсоюзной организации полномочий трудового коллектива в соответствии с законодательством Украины;

- деятельность профсоюзов  в интересах трудового коллектива  при осуществлении собственных  полномочий в соответствии с  законодательством Украины и локальными нормативными актами;

- сотрудничество Совета  трудового коллектива и профсоюзного  комитета при осуществлении ими совпадающих полномочий по участию в управлении хозяйствующим субъектом;

- согласование трудовым  коллективом и профсоюзной организацией (при наличии нескольких профсоюзных организаций – с органом, представляющим их согласованные интересы) деятельности по выполнению профсоюзным комитетом (представительным органом) своих основных функций.

Профсоюзным организациямм  принадлежит ряд специфических  полномочий: выдача разрешений на привлечение работника к сверхурочным работам и работе в выходной день, рассмотрение трудовых споров рабочих и служащих, контроль за выполнением администрацией условий коллективного договора и т.д.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основные стадии жизненного цикла человека:

    • от рождения до окончания обучения;
    • период трудовой и/или семейной деятельности;
    • период после трудовой деятельности.

На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй – основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей – центральной является проблема пенсионного обеспечения.

В наибольшей степени  предметы социально-трудовых отношений  обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда. Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также способа реализации индивидуальных особенностей. Второй – связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. Выделены следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация и конфликт.

Патернализм характеризуется большой долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Она осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР. На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и для некоторых других азиатских стран.

Партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, присущих рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников, работодателей и государства баланс и реализацию их основных интересов. Впервые и наиболее полно принципы социального партнерства воплощены в деятельности  (МОТ).

Информация о работе Планирование численности персонала предприятия