Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:08, курс лекций
Рассматриваются основные теоретические и практические вопросы формирования рынка труда и его регулирования. Освещается экономическая сущность производительности труда, методы ее измерения, а также вопросы планирования численности персонала.
Введение ………………………………………………………………………
5
1 Рынок труда в экономической системе ………………………………..
7
1.1 Рынок труда, его элементы и функции ……………….…………………
1.2 Способы формирования рынков труда ………………………………...
1.3 Особенности формирования рынка труда в Украине ………………….
7
13
18
2 Население и трудовые ресурсы общества ……………………………...
2.1 Социально-экономическая характеристика населения и трудовых ресурсов ……………………………………………………………………….
2.2 Экономически активное население ……………….…………….………
2.3 Воспроизводство населения и ресурсов для труда …………………….
2.4 Трудовой потенциал общества ….……………………………………….
20
20
23
25
31
3 Организация труда ………………………………………………….…….
3.1 Сущность и задачи организации труда ………………………………….
3.2 Разделение и кооперация труда на предприятии ………………………
3.3 Организация и обслуживание рабочих мест ……………………………
3.4 Условия труда и факторы их формирования …………………………..
33
33
35
38
40
4 Нормирование труда …………………………………………………….
4.1 Сущность и значение нормирования труда …………………………….
4.2 Характеристика и классификация норм труда ………………………….
4.3 Методы установления норм труда ………………………………………
4.4 Рабочее время, его состав и структура ..………………………………..
4.5 Режимы труда и отдыха .…..………………………….……………….…
41
41
42
46
47
52
5 Планирование численности персонала предприятия …...…………...
5.1 Структура персонала предприятия ………….…………………………..
5.2 Методы определения численности работников ………………………...
5.3 Планирование расходов на персонал ………………………….………...
60
60
62
66
6 Управленческий труд и его особенности ………………………………
6.1 Содержание управленческого труда ……………………………….……
6.2 Особенности управленческого труда ……………………………………
6.3 Состав управленческого персонала и его должностные обязанности ...
6.4 Аттестация руководителей и специалистов …………………………….
71
71
73
76
76
7 Управление производительностью труда ……………………………..
7.1 Сущность понятий «производительность» и «производительность труда» ………………………………………………………..………………..
7.2 Методы измерения производительности труда ..……………………….
7.3 Факторы и резервы повышения производительности труда ...………..
80
80
81
86
8 Заработная плата как экономическая категория …………………….
8.1 Социально экономическая сущность и функции заработной платы ….
8.2 Принципы организации заработной платы …………..………………….
8.3 Государственное регулирование заработной платы ……………………
91
91
93
96
9 Тарифная система оплаты труда …………………………….…………
9.1 Тарифная система и ее элементы ………………………….…………….
9.2 Доплаты и надбавки к заработной плате ……………………….……….
9.3 Совершенствование тарифной системы ………………………………...
98
98
104
106
10 Формы и системы оплаты труда …….………………………….……..
10.1 Формы и системы оплаты труда ………………………………………..
10.2 Повременная форма оплаты труда ……………………………………..
10.3 Сдельная форма оплаты труда ………………………………………….
10.4 Коллективные формы оплаты труда …………………………………...
10.5 Организация премирования работников …………………….………...
111
111
112
113
116
118
11 Социально-трудовые отношения и социальное партнерство ……..
11.1 Субъекты и типы социально-трудовых отношений ………………..…
11.2 Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений ….…...
11.3 Социальное партнерство в условиях рыночных отношений …………
11.4 Договорное регулирование заработной платы …………..……………
11.5 Коллективный договор предприятия …………………………………..
120
120
126
127
131
133
Список литературы …………………………………………………………..
Приложение А. Об оплате труда. Закон Украины ………………..……….
Приложение Б. Примеры квалификационных характеристик для разных
категорий персонала ………………………………………………………….
138
140
150
- простота, логичность и доступность форм и систем оплаты труда, которые обеспечивают широкую информированность работников о сути систем оплаты труда. Стимул становится стимулом только в том случае, когда у работников есть о нем информация, и она понятна им как неспециалистам в области экономики труда. Исполнители должны четко представлять, в каких именно случаях размер заработной платы, т.е. уровень их материального благосостояния, будет повышаться.
Номинальная и реальная заработная плата. Номинальная заработная плата или доход - это общая сумма денег, полученная работником за затраченный труд, выполненную работу, оказанные услуги или отработанное время. Она определяется действующей ставкой заработной платы или ценой рабочей силы за единицу времени (час, день, месяц, год).
Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Она зависит от уровня цен. Зависимость между этими величинами выражается формулой
где Рзп, Нзп, Ц – соответственно индексы реальной, номинальной заработной платы и цен на товары и услуги.
Сам факт роста потребительских цен, ведущий к снижению покупательской способности денежной единицы, не сопровождается обязательным снижением реальной заработной платы конкретного человека. Снижение реальной заработной платы произойдет только в том случае, если номинальная заработная плата будет отставать от темпа роста цен на потребительские товары. Такая ситуация имеет место сегодня в Украине.
Показатель номинальной
Доход конкретного работника определяется как сумма двух доходов: трудового и инвестиционного.
Трудовой доход включает следующие виды выплат:
1) заработная плата по тарифным ставкам и окладам;
2) доплаты и надбавки;
3) премии;
4) социальные выплаты из
В условиях рыночной экономики наряду с основной заработной платой персонала, в зависимости от результатов своего труда, существуют также доходы от собственности (дивиденды по акциям или проценты по банковским вкладам) или капитала (инвестиционный доход).
Инвестиционный доход может быть связан и не связан с трудовой деятельностью, но не зависимо от этого он состоит в основном из дивидендов по акциям, получаемым от вложенного капитала в создание предприятия (его уставный фонд).
Таким образом, основными источниками дохода работников в рыночной экономике является труд и капитал. Общий доход персонала включает следующие виды доплат: заработная плата по тарифным ставкам и окладам, доплата и надбавки, премии, социальные выплаты, дивиденды и др. Соотношение между названными элементами образует структуру доходов или заработной платы отдельных работников. Основное место в структуре заработной платы занимает оплата труда персонала по тарифным ставкам и окладам, на долю, которой в Украине приходится примерно 60% дохода.
В Украине в современных условиях по разным причинам (нестабильность доходов предприятий, инфляция, сложная и непостоянная система налогообложения, запущенность нормирования труда и др.) удельный вес тарифных ставок в заработной плате в среднем составляет 65-70 %, что является одним из проявлений кризиса в организации труда. В стабильно развитых экономических системах основная заработная плата составляет 85-90% в структуре заработной платы.
8.3 Государственное регулирование заработной платы
Как уже говорилось ранее, вопросы организации оплаты труда и формирования ее уровня составляют основу социально-трудовых отношений в обществе, потому что затрагивают насущные интересы всех участников трудового процесса. Любые изменения, которые касаются оплаты труда, прямо или косвенно влияют на доходы всех членов общества, а также на важнейшие макроэкономические показатели. Поэтому ни одна страна мира не обходится без вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы, хотя методы, область, масштабы государственного влияния на эти процессы в каждой стране разные.
Как свидетельствует опыт иностранных государств вмешательство государства в организацию заработной платы должно иметь преимущественно непрямой характер и социально ориентированную направленность. Регулирующее влияние государства должно быть направлено на обеспечение социальных гарантий и условий для зарабатывания необходимых средств с целью повышения эффективности использования труда, согласования и реализации интересов всех участников трудовых отношений.
В соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» [14] государство осуществляет регулирование оплаты труда путем:
- установления размера
минимальной заработной платы
и других государственных норм
и гарантий для работников
предприятий всех форм собствен
- установления условий и
- контроля фондов оплаты труда работников предприятий – монополистов в соответствии с перечнем, который определяется Кабинетом Министров Украины;
- налогообложения доходов работников.
Роль государства в
области регулирования
Важной задачей государства должно быть содействие проведению переговоров между основными социальными силами общества (профсоюзами и работодателями) с целью урегулирования социально-трудовых отношений, предотвращения массовых трудовых конфликтов. Государство в лице органов исполнительной власти должно выступать как один из социальных партнеров.
В механизме регулирования заработной платы исходной базой является установление ее минимального размера. В соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», минимальная заработная плата – это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может проводиться оплата за выполненную работником месячную, часовую норму труда (объем работ). В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования.
Государственное регулирование оплаты труда состоит, прежде всего, в определении и пересмотре минимальной заработной платы и условий, которые влияют на ее величину.
Размер минимальной заработной платы определяется с учетом:
- стоимостной величины минимального потребительского бюджета с постепенным сближением уровней этих показателей по мере стабилизации и развития экономики страны;
- общего уровня средней заработной платы;
- производительности
труда, уровня занятости и
Минимальная заработная плата должна устанавливаться в размере не ниже стоимостной величины черты малообеспеченности в расчете на одного трудоспособного человека.
Размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины с подачи Кабинета Министров Украины, как правило, один раз в год при утверждении Государственного бюджета с учетом предложений, принятых путем переговоров представителей профсоюзов, собственников, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения.
Размер минимальной заработной платы пересматривается в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговоров.
К государственным нормам и гарантиям в области оплаты труда относятся также нормы оплаты труда за работу в сверхурочное время; праздничные и выходные дни; в ночное время; за время простоя не по вине работника; за продукцию, что оказалась браком не по вине работника.
Государство определяет нормы и гарантии:
- в оплате труда работников, младше восемнадцати лет за сокращенную продолжительность их рабочего дня;
- для работников по оплате ежегодных отпусков;
- за время выполнения государственных обязанностей;
- тем, кто направляется для повышения квалификации, на обследование в медицинском учреждении;
- переведенных по состоянию
здоровья на более легкую
- при разных формах производственного обучения, для доноров и т.п.;
- компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок.
Эти нормы и гарантии в области оплаты труда устанавливаются Кодексом законов о труде, Законом Украины «Об оплате труда» и другими актами законодательства Украины и являются минимальными государственными гарантиями.
Однако в условиях глубокого экономического кризиса, инфляции, нерешительности рыночных преобразований наилучшие законы могут только провозгласить, но не могут обеспечить решения экономических проблем, из которых важнейшей является достойная человека заработная плата. Специфическим проявлением нарушения прав человека в области труда, что до недавнего времени практически не имело распространения в мировой практике, является задержка выплаты начисленной заработной платы, что приобрело в Украине характер экономической эпидемии.
Организация оплаты труда на предприятии - это определенный порядок установления и выплаты работникам номинальной заработной платы. Существует три основных составляющих организации оплаты труда: нормирование труда; тарифная система; формы и системы оплаты труда.
Нормирование труда - это процесс установления обоснованных норм труда (норм времени, выработки, обслуживания, времени обслуживания, численности персонала и т.д.), необходимых для объективной количественной оценки затрат труда на выполнение конкретных работ. Нормы используются для определения расценок, т.е. размеров оплаты труда за единицу работы.
Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование размеров заработной платы работников в зависимости от их квалификации, ответственности и условий труда (тяжести, вредности, интенсивности и непривлекательности), а также особенностей и отраслевой принадлежности предприятия.
Формы и системы оплаты труда являются способами использования норм и тарифной системы для расчетов заработной платы работников с учетом особенностей их труда. Основным их назначением является обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты.
Основными элементами тарифной системы являются тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих, тарифные сетки, тарифные ставки и схемы должностных окладов, или единая тарифная сетка. Тарифная система дополняется различного рода надбавками и доплатами к тарифным ставкам и должностным окладам, устанавливаемыми для стимулирования более качественных показателей работы, чем предусматривается квалификационными требованиями.
В современных экономических условиях каждое предприятие может самостоятельно разрабатывать тарифную систему, придерживаясь государственных гарантий и требований генерального, отраслевого, регионального тарифных соглашений, в соответствии с действующим законодательством.
Тарифно-квалификационные справочники, объединенные в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) представляет собой сборник нормативных документов. В них содержатся квалификационные характеристики работ и профессий, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. ЕТКС используется для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для разработки программ по подготовке и повышению квалификации рабочих. Действующий ЕТКС состоит из 72 выпусков по разным производствам и видам работ, с его помощью можно проводить тарификацию свыше 5 тыс. профессий рабочих и выполняемых ими работ.
Информация о работе Планирование численности персонала предприятия