Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:08, курс лекций
Рассматриваются основные теоретические и практические вопросы формирования рынка труда и его регулирования. Освещается экономическая сущность производительности труда, методы ее измерения, а также вопросы планирования численности персонала.
Введение ………………………………………………………………………
5
1 Рынок труда в экономической системе ………………………………..
7
1.1 Рынок труда, его элементы и функции ……………….…………………
1.2 Способы формирования рынков труда ………………………………...
1.3 Особенности формирования рынка труда в Украине ………………….
7
13
18
2 Население и трудовые ресурсы общества ……………………………...
2.1 Социально-экономическая характеристика населения и трудовых ресурсов ……………………………………………………………………….
2.2 Экономически активное население ……………….…………….………
2.3 Воспроизводство населения и ресурсов для труда …………………….
2.4 Трудовой потенциал общества ….……………………………………….
20
20
23
25
31
3 Организация труда ………………………………………………….…….
3.1 Сущность и задачи организации труда ………………………………….
3.2 Разделение и кооперация труда на предприятии ………………………
3.3 Организация и обслуживание рабочих мест ……………………………
3.4 Условия труда и факторы их формирования …………………………..
33
33
35
38
40
4 Нормирование труда …………………………………………………….
4.1 Сущность и значение нормирования труда …………………………….
4.2 Характеристика и классификация норм труда ………………………….
4.3 Методы установления норм труда ………………………………………
4.4 Рабочее время, его состав и структура ..………………………………..
4.5 Режимы труда и отдыха .…..………………………….……………….…
41
41
42
46
47
52
5 Планирование численности персонала предприятия …...…………...
5.1 Структура персонала предприятия ………….…………………………..
5.2 Методы определения численности работников ………………………...
5.3 Планирование расходов на персонал ………………………….………...
60
60
62
66
6 Управленческий труд и его особенности ………………………………
6.1 Содержание управленческого труда ……………………………….……
6.2 Особенности управленческого труда ……………………………………
6.3 Состав управленческого персонала и его должностные обязанности ...
6.4 Аттестация руководителей и специалистов …………………………….
71
71
73
76
76
7 Управление производительностью труда ……………………………..
7.1 Сущность понятий «производительность» и «производительность труда» ………………………………………………………..………………..
7.2 Методы измерения производительности труда ..……………………….
7.3 Факторы и резервы повышения производительности труда ...………..
80
80
81
86
8 Заработная плата как экономическая категория …………………….
8.1 Социально экономическая сущность и функции заработной платы ….
8.2 Принципы организации заработной платы …………..………………….
8.3 Государственное регулирование заработной платы ……………………
91
91
93
96
9 Тарифная система оплаты труда …………………………….…………
9.1 Тарифная система и ее элементы ………………………….…………….
9.2 Доплаты и надбавки к заработной плате ……………………….……….
9.3 Совершенствование тарифной системы ………………………………...
98
98
104
106
10 Формы и системы оплаты труда …….………………………….……..
10.1 Формы и системы оплаты труда ………………………………………..
10.2 Повременная форма оплаты труда ……………………………………..
10.3 Сдельная форма оплаты труда ………………………………………….
10.4 Коллективные формы оплаты труда …………………………………...
10.5 Организация премирования работников …………………….………...
111
111
112
113
116
118
11 Социально-трудовые отношения и социальное партнерство ……..
11.1 Субъекты и типы социально-трудовых отношений ………………..…
11.2 Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений ….…...
11.3 Социальное партнерство в условиях рыночных отношений …………
11.4 Договорное регулирование заработной платы …………..……………
11.5 Коллективный договор предприятия …………………………………..
120
120
126
127
131
133
Список литературы …………………………………………………………..
Приложение А. Об оплате труда. Закон Украины ………………..……….
Приложение Б. Примеры квалификационных характеристик для разных
категорий персонала ………………………………………………………….
138
140
150
Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции. Необходимость ее создания определялась тремя основными причинами.
Первая причина – политическая. Главный повод для ее образования – революция в России и ряде других европейских стран. Для предотвращения возникающих в обществе противоречий взрывным насильственным путем организаторы МОТ решили создать организацию, призванную всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению возникающих проблем эволюционным, мирным путем.
Вторая причина – социальная. Тяжелыми и неприменимыми с общечеловеческих позиций были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались эксплуатации в ущерб их здоровью, семейной жизни, личным интересам. Социальная защита их была очень слабой или ее не было вовсе.
Третья причина – экономическая. Устремление отдельных стран к улучшению социального положения трудящихся сопровождалось увеличением затрат, ростом себестоимости продукции, что создало трудности в конкурентной борьбе и требовало решения социальных проблем в большинстве индустриально развитых стран.
МОТ создана в целях
установления и сохранения социального
мира и регулирования социально-
МОТ единственная организация
с трехсторонним представительс
СССР вступил в МОТ в 1934 г. и приостановил свое членство в ней в 1939 г. в связи с началом войны в Европе. Вновь СССР вошел в МОТ в 1954г. После распада СССР Украина уже самостоятельно стала членом МОТ.
МОТ оказывает большое влияние на формирование и регулирование социально-трудовых отношений во всем мире. Это влияние идет по нескольким направлениям. Они определены в основных документах МОТ – Уставе и Филадельфийской декларации, а конкретная их разработка – в Конвенциях и рекомендациях МОТ, в технической помощи, т.е. помощи государствам – членам в разработке социально-трудового законодательства и переподготовки кадров, в научных исследованиях социально-трудовых проблем и путем публикаций этих исследований и других работ и документов.
Структура МОТ, построенная на трехсторонней основе, способствует развитию трипартизма. МОТ оказывает помощь правительствам, организациям трудящихся и предпринимателей в создании и укреплении органов и механизмов, необходимых для развития социального партнерства, установления здоровых социально-трудовых отношений.
11.3 Социальное
партнерство в условиях
Социальное партнерство - это система регулирования социально-трудовых отношений и согласование интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений.
Становление и развитие
системы социального
В реальной жизни социальное партнерство является альтернативой всякой диктатуре класса или личности, цивилизованным методом разрешения социальных конфликтов на различных уровнях, т.е. с помощью норм, которые защищают интересы обеих сторон.
Опыт зарубежных стран
свидетельствует, что степень развитости
социального партнерства
- степени демократизации управления производством;
- уровня жизни большинства населения и степень дифференциации доходов.
Существенный вклад в развитие идеи социального партнерства внесли немецкие экономисты Вильгельм Репке, Альфред Мюллер-Армак и Людвиг Эрхард. В самой Германии социальное рыночное хозяйство базируется на сочетании конкуренции, экономической свободы предпринимателей и активной политики государства в перераспределении доходов и организации социальной среды. Соответственно высоким является и уровень жизни в стране: 99,6% семей имеют автомобиль, 95,8% - цветной телевизор, 97,5% - стиральный автомат, 99,8% - пылесос, 98% обеспечены телефонной связью7). Во всех развитых странах действуют программы и фонды помощи безработным, малообеспеченным, инвалидам и престарелым.
В большинстве развитых стран различие доходов 20 % наиболее бедных и богатых семей не превышает 10 раз. Основную часть населения составляет средний класс, который имеет весьма высокий уровень жизни, и абсолютно не склонен к радикальному изменению общественной системы и, особенно, к переделу собственности. Психологические предпосылки и культурные традиции в обществе как фактор содействуют ориентации населения развитых стран на поиск социальных компромиссов, на решение общественных проблем рационалистически, без крайних мер, на основе правил, определенных существующими законами.
Кроме того, социальное партнерство является экономическим рычагом повышения эффективности производства на основе реализации творческого потенциала человека. Объединяя возможности государства, предпринимателей и профсоюзов для достижения социального мира, система социального партнерства содействует созданию надлежащих условий для экономического развития страны, положительно влияет на формирование и использование трудовых ресурсов.
Основной целью социального партнерства является установление социального мира в стране для обеспечения поступательного экономического развития общества, которое выражается такими показателями:
- повышение роста
- увеличение валового национального продукта;
- совершенствование техники, технологии производства, внедрение достижений научно-технического прогресса;
- повышение уровня жизни населения.
Основой цивилизованных отношений между партнерами на рынке труда должны быть принципы, разработанные МОТ:
1 принцип: всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;
2 принцип: непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положения трудящихся;
3 принцип: свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса;
4 принцип: нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния;
5 принцип: все люди, независимо от расы, веры и пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и демократии, устойчивости в экономике и равных возможностей;
6 принцип: полная занятость и повышение жизненного уровня;
7 принцип: в социально-нравственном понимании труд не является товаром.
Наряду с общими принципами МОТ можно выделить специфические принципы организации работы партнеров. Такими принципами являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие в свободе выбора и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; реальность обеспечения этих обязательств; систематичность контроля и ответственность за их выполнение; недопустимость принятия в коллективных соглашениях (договорах) условий, ухудшающих положение работников по сравнению с соглашениями более высокого уровня. Данные принципы должны соблюдаться на всех уровнях формируемой у нас системы социального партнерства - от национального до конкретного предприятия (организации, учреждения).
На практике социальное партнерство осуществляется на принципах трехстороннего представительства или трипартизма. По определению МОТ трипартизм - это любая система трудовых отношений, когда государство, работодатели и трудящиеся выступают в качестве независимых сторон, каждая из которых выполняет свои функции.
Государство в лице Верховной Рады и Кабинета Министров разрабатывает законодательные акты, обеспечивает правовое регулирование взаимоотношений между партнерами, устанавливает, гарантирует и контролирует соблюдение минимальных норм и гарантий в области труда и социально-трудовых отношений (условия оплаты труда, отдыха, социальной защиты населения и т.п.).
Предприниматели (работодатели), защищая свои интересы и права как собственника средств производства, в социальном партнерстве видят возможности проведения согласованной технической, экономической и социальной политики, развития производства без резких потрясений и разрушительных конфликтов. На них ложится основной груз ответственности за результаты хозяйствования, обеспечение надлежащих условий труда и размеров его оплаты и финансового обеспечения социальной защиты трудящихся.
Профсоюзы как защитники и выразители интересов наемных работников обязаны отстаивать и защищать социальные, экономические и профессиональные права рабочих и служащих, бороться за социальную справедливость с целью содействия созданию для человека надлежащих условий труда и жизни.
Сотрудничество социальных партнеров осуществляется в форме консультаций, контроля, разрешения конфликтных споров (конфликтов), переговоров, которые чаще всего заканчиваются заключением тарифных соглашений и коллективных договоров.
Предметом договора являются вопросы оплаты труда, занятость, условия труда, социальное обеспечение и социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли или территории, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты).
Соглашения и коллективные договоры выполняют три функции. Первая - защитная для наемных работников - заключается в том, чтобы работодатель не смог, используя свою власть и силу, изменить условия труда в ущерб работнику. Вторая - организационная - означает стандартизацию трудовых отношений и наглядность расходов на содержание штатов. Третья - мирная - направлена на то, чтобы на период действия договора не допустить трудовых конфликтов и выдвижения новых требований по вопросам, которые уже включены в соглашения и коллективные договоры.
Таким образом, коллективно-договорное
регулирование позволяет на основе
компромисса согласовать
Нормативно-правовые вопросы
социального партнерства в Укра
Система социального
партнерства в Украине
Действующая система переговоров и заключения соглашений имеет ряд недостатков, устранение которых требует более полного решения и законодательного закрепления соответствующих вопросов. Прежде всего, необходимо решить вопрос о формах ответственности за выполнение сторонами переговоров взятых на себя обязательств. Отсутствие четкого перечня мер ответственности сторон и механизмов, позволяющих реализовать формы ответственности, в значительной мере снижает качество социального партнерства на всех уровнях.
Механизм договорного
регулирования действует в
Требует законодательного утверждения и формы контроля за выполнением сторонами условий принятых соглашений. Очевидно, что этот контроль должен осуществляться, прежде всего, сторонами, заключившими соглашение. В случае невыполнения обязательств одной из сторон, другой стороне должно быть предоставлено право поставить вопрос о проведении переговоров, чтобы выяснить причины невыполнения и принять необходимые меры.
Уклонение от участия в переговорах должно рассматриваться как недопустимое. А в случае, когда соглашение по выполнению обязательств не достигнуто, сторона должна иметь право обратиться за содействием по выполнению обязательств другой стороной в органы исполнительной власти и суд. Законодательная база и судебная практика должны определить не только меру ответственности работодателя за невыполнение отраслевых и региональных соглашений, а также коллективных договоров, но и механизм ее реализации.
Информация о работе Планирование численности персонала предприятия