Перспективы развития рынка золота в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

История золота тесно связана с историей развития человечества. Тысячелетиями золото являлось мировыми деньгами, составляя основу валютно-финансовых отношений между государствами.
Сейчас, когда доллар, евро и иена являются основными валютами в мире, было бы ошибкой игнорировать роль золота. Золото на сегодняшний день - второе по важности резервное средство.
Ошибочно предполагать, что Европа окажется заинтересованной в распродаже своих больших запасов золота. Никто из крупных держателей не заинтересован в снижении ценности такого важного резервного актива.

Файлы: 1 файл

мировой рынок золота.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Применительно к рынку драгоценных камней важно отметить, что концепция регулирования оборота драгоценных камней в данном законе выстроена исключительно под регулирование оборота алмазов, и полностью игнорирует специфику рыночного оборота цветных драгоценных камней (т.е. природные изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальные образования янтаря). В частности, в тексте закона слово «алмаз» встречается 18 раз, а наименования прочих драгоценных камней, упоминаются лишь однажды, и то только в их перечне. Вся последующая нормативная база, созданная во исполнение ФЗ, также подчеркивает назначение закона – лишь около 1% Указов и Постановлений хотя бы как-то затрагивает оборот цветных драгоценных камней.

В России легальный рынок всех цветных драгоценных камней ничтожно мал и составляет в денежном выражении менее 0,1% от реализации алмазов. Если добыча алмазов - в основном крупный бизнес, то добыча цветных драгоценных камней - во всем мире бизнес только малый. Оборот цветных драгоценных камней также отличается от оборота алмазов. Какого бы качества ни был алмаз, он все равно востребован рынком. Лишь лучшие образцы цветных камней можно причислять к драгоценным, образцы же низкого качества ювелирных камней тех же наименований, вообще ничего не стоят и не имеют на рынке никакой ликвидности. За исключением изумрудов и александритов, у нас в стране нет месторождений цветных драгоценных камней. Драгоценные камни остальных наименований являются привозными.

Суммарная стоимость запасов алмазов в России как минимум в 2200 раз больше, чем суммарная стоимость всех вместе взятых цветных драгоценных камней. Т.е. «цена вопроса» регулирования добычи и оборота всех цветных драгоценных камней России ничтожна – порядка 0,05% «цены вопроса» регулирования добычи и оборота алмазов.

В мировой практике оборот драгоценных камней (кроме алмазов) не регулируется специальными законами. Отнесение ювелирных камней к драгоценным (gemstones) осуществляется ведущими зарубежными геммологическими центрами исходя не из их названия, а из качественных характеристик ювелирного камня. Так, международная ассоциация CIBJO относит к драгоценным камням высококачественные ювелирные образцы камней более чем ста наименований, но их оборот в странах-членах CIBJO не регламентируется специальными законами. Две страны в мире – ЮАР и Канада – имеют в своем законодательстве особый закон об алмазах. В ЮАР это "Закон об алмазах", в Канаде – "Закон об экспорте и импорте алмазов".

Поэтому представляется вполне обоснованным, чтобы регулирование оборота цветных драгоценных камней осуществлялось как регулирование обычного товара, под юрисдикцией норм Гражданского кодекса РФ, закона «О недрах» и др. Это совершенно нормальная юридическая практика, имеющая место практически во всех странах мира. Но для этого необходимо вывести цветные драгоценные камни (рубины, сапфиры, изумруды, александриты, жемчуг и уникальные образования янтаря) из-под юрисдикции ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и, возможно, даже переименовать федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в федеральный закон «О металлах и алмазах».

Кроме того, экономически целесообразной представляется отмена ввозной (импортной) таможенной пошлины на драгоценные и полудрагоценные камни, используемые отечественными производителями в качестве вставок при изготовлении ювелирных изделий. Тем самым, создаются условия для легального ввоза ювелирных камней, устраняется экономический смысл контрабанды. Так, в настоящее время ввозные таможенные пошлины на драгоценные камни составляют 20%, в то время как рубины и сапфиры в России вообще не добываются, а добыча изумрудов столь мала, что не может удовлетворить спрос ювелирного рынка страны. В то же время в странах с развитой ювелирной промышленностью – потенциальных конкурентах России на мировом рынке (Италия, например) ввозные таможенные пошлины составляют на более 5%, включая государства СНГ (Белоруссия, Украина, Армения).

Очевидно, что в сложившихся условиях ювелирная промышленность страны нуждается в принятии федеральным органов законодательной и исполнительной власти необходимых мер, обеспечивающих дальнейшее развитие и успешное функционирование ювелирной отрасли после вступления России в ВТО, с тем, чтобы российское законодательство максимально соответствовало законодательству стран – потенциальных конкурентов и были созданы равные условия для добросовестной конкуренции с импортными ювелирными изделиями.

Также можно было бы рекомендовать установление ввозных таможенных пошлин на ювелирную продукцию, изготовленную вне таможенной территории Российской Федерации из вывезенного для этих целей драгоценного металла, адекватные действующим в настоящее время таможенным пошлинам при импорте ювелирных и иных бытовых изделий.

Возможность для временного вывоза драгоценных металлов в целях их переработки в ювелирные изделия вне таможенной территории Российской Федерации была предусмотрена указом президента Российской Федерации № 742 от 21 июня 2001 г., а порядок вывоза был определён вступившим в силу в 2004 г. таможенным кодексом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исследование, проведенное в данной курсовой работе, позволило сделать следующие теоретические и практические выводы.

Рынки золота следует рассматривать как центры торговли золотом, где концентрируется спрос и предложение этого металла и осуществляется его регулярная купля-продажа. Эффективное функционирование рынка золота зависит от сбалансированного состояния минерально-сырьевой базы, добычи, обращения товарного продукта  и обеспеченности нормативно-правовой документацией.

Конъюнктура рынка золота, как и любого другого товара, определяется соотношением предложения и спроса на него в разных сферах экономики. Объемы поступления золота зависят от уровня развития золотодобывающей промышленности, а тот в свою очередь – от состояния ее минерально-сырьевой базы. В интегрированном виде конъюнктура выражается в цене золота, на которую помимо вышеперечисленных факторов влияют экономическая и политическая ситуация как в конкретной, производящей драгоценные металлы или потребляющей их в значительных количествах, стране, так и в мире в целом.

 В частности, цена золота  напрямую или опосредованно зависит  от состояния рынка энергетических  ресурсов (прежде всего, нефти) и  курса основных мировых валют. К числу показателей, оказывающих влияние на конъюнктуру золотого рынка, также относятся: распределение запасов золота, степень либерализации экономики и влияния на нее государства, возможность выхода производителей золота на мировой рынок драгоценных металлов, методы решения возникающих нормативно-правовых проблем.

 Важнейшим фактором для ее  успешного развития признано  более активное участие государства. Совершенствование функциональной  и организационной структуры  рынка золота в современной  России с учетом определения  конкретной роли государства. Это возможно в результате использования золота государством в качестве резервного актива и оптимизации формирующейся системы обращения драгоценного металла как инвестиционного инструмента, о чем свидетельствует мировой опыт в области обращения золота. Такой подход позволит стимулировать спрос на золото и обеспечить минимально гарантированный объем добычи для пополнения официальных резервов, а увеличение государственного золотого запаса, в свою очередь, необходимо для укрепления рубля и обеспечения ликвидности официальных резервов.

 Твердая и четко выраженная  позиция государства по отношению  к золотому запасу позволила  бы укрепить доверие населения  не только к обеспечиваемому  им рублю, но и к отечественным  инвестиционным товарам (монетам и слиткам) аналогично тому, как это происходит в США и других развитых странах мира. Результатом могло бы стать увеличение частного инвестиционного спроса на золото и постепенное снижение доли иностранной валюты в сбережениях населения и внутреннем обороте.

 Наконец, общее увеличение спроса  на золото стало бы определенной  гарантией долгосрочного развития  сферы производства драгоценного  металла. Только в этих условиях  возможно реальное привлечение  иностранных инвестиций в золотодобычу  и обеспечение равноправных отношений с зарубежными партнерами.

 Экономические и правовые  условия золотодобычи должны  стимулировать реализацию потенциала  всех типов месторождений. По  мнению власти, государственное  регулирование развития отрасли  должно стать более гибким  и оперативным. Прежде всего, необходимо разработать комплекс мер, стимулирующих поисковую и геологоразведочную деятельность. К последней необходимо активно привлекать частные инвестиции – прибыльная отрасль вполне может заинтересовать как российских, так и зарубежных предпринимателей. Крайне важна своевременная реализация федеральных программ прогнозно-поисковых и геологоразведочных работ. Необходимо предусмотреть меры, в том числе налоговые (например, налог на добычу полезных ископаемых составляет для золотодобытчиков в России 6%, а в среднем в мире – лишь 3%), по стимулированию участия добывающих компаний в развитии инфраструктур осваиваемых сырьевых регионов.

 Использование передового мирового  опыта в области обращения  золота, безусловно, возможно в России, но для этого государство должно взять на себя инициативу по стимулированию спроса на драгоценный металл и созданию материальной основы для долгосрочного развития отечественного рынка золота.

 Золото сейчас в дефиците  – национальные центральные банки  в последние годы активно распродавали свои золотые запасы, а производство многих зарубежных золотодобывающих компаний ежегодно падает на 3–5% во многих странах-продуцентах в отличие от России крупные неразрабатываемые месторождения представляют большую редкость. Все это открывает перед российской золотодобывающей отраслью благоприятные перспективы, позволяет ожидать роста объема производства драгоценных металлов, так и расширения внутреннего потребления, прежде всего в ювелирной промышленности. Продолжится, по-видимому, и консолидация предприятий, что позволит снизить производственные издержки и уменьшить себестоимость золота в целом по стране. Можно быть уверенным – пока мировая цена на золото растет, поток инвестиций в золотодобывающую промышленность не иссякнет.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26.03.98
  2. Анализ потребления золота. РБК-daily.- 2008.- 25 октября
  3. Абалов А.Э. Международный рынок драгоценных металлов: основные принципы функционирования /А. Э. Абалов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: ДНК, 2009.- 159 с.
  4. Алексеев И.С. Металлы драгоценные /И.С. Алексеев. - М.: Газоил пресс, 2007.- 400 с.
  5. Андрющенко А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства /А. И. Андрющенко. - М.: Шевчук, 2010.- с.12

 

8. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.

9. Бархатов И. Банки: Управление доходностью: Учебное пособие. – М.: Финансы и кредит, 2008.

10. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.

11. Братко А.Г. Банковское законодательство и Акты Банка России. – М.: Юридическая литература, 2008.

12. Валитов Ш. Аспекты развития золотовалютной системы РФ // Финансы. – 2011. - №3.

13. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании золотовалютной системы страны: Учебное пособие. – М.: Финансы, 2009.

14. Дробозина М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. – М.: Финансы, 2010.

15. Евстигнеев Е.Н. Финансовое право: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.

16. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007.

17. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2004.

18. Зотов М. Развитие золотовалютной системы в России // Промышленные ведомости. – 2011. - №3.

18. Козлов А. Пострадает ли Золотовалютная система РФ, если возникнет кризис? // Финансы. – 2011. - №4.

20. Козочкина Ф. Темпы роста золотовалютной системы России выросли // Финансы. – 2011. - №2.

21. Маричев С.А. Капитализация российской золотовалютной системы: проблемы и перспективы роста: Учебное пособие. – М.: Финансы и кредит, 2009.

22. http://zolotodb.ru

 

 

                                                                                                           Приложение 1

Регионы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Амурская область

12,9

12,7

13,1

14,2

14,7

14,5

14,7

18,7

21,9

19,8

Бурятия (респ.)

7,7

8,0

8,1

8,2

7,6

6,9

6,8

6,2

6,6

6,0

Забайкальский край

5,5

5,5

6,2

6,4

6,4

6,4

6,3

5,7

5,5

5,5

Иркутская область

15,8

16,3

16,6

15,6

15,2

14,5

14,9

14,6

15,0

16,0

Камчатский край

0,2

0,2

0,4

0,3

0,2

1,4

2,1

1,5

2,3

2,2

Красноярский край

19,0

29,3

30,0

30,4

28,8

31,5

32,0

33,5

33,8

36,0

Магаданская область

30,6

33,1

26,3

23,0

22,7

17,3

14,9

13,9

13,7

15,4

Саха (Якутия респ.)

16,6

17,5

20,3

20,2

18,8

19,9

18,9

18,9

18,6

18,6

Свердловская область

6,0

7,7

5,5

5,7

5,6

6,5

6,4

6,7

7,3

7,3

Тыва (респ.)

1,1

1,1

1,2

1,6

1,8

1,8

1,7

1,4

1,2

1,4

Хабаровский край

13,5

15,3

17,7

20,9

18,2

15,7

14,8

16,2

14,7

15,2

Хакасия (респ.)

1,7

1,7

1,9

1,8

1,8

1,5

1,4

0,7

0,7

1,2

Челябинская область

2,3

3,1

3,7

3,8

3,3

3,2

3,5

3,7

3,9

3,7

Чукотский авт. округ

6,4

4,8

4,8

4,3

4,7

4,8

4,4

20,1

31,2

25,0

Другие регионы РФ

2,3

2,2

2,2

2,3

2,3

1,6

2,0

1,9

2,0

1,9

ВСЕГО ДОБЫЧА

141,4

158,6

158,1

158,9

152,1

147,6

144,8

163,9

178,3

175,2

Информация о работе Перспективы развития рынка золота в России