Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:21, реферат
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности формирования отчетности предприятия при ликвидации и реорганизации предприятий в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Введение 3
1. Отчетность при прекращении какой-либо деятельности организации 5
1.1. Понятие прекращения деятельности организации 5
1.2. Организация учета и документальное оформление прекращения деятельности организации 6
1.3. Общие требования к составлению отчетности 14
2. Составление отчетности при реорганизации организации 17
2.1. Понятие реорганизации организации 17
2.2. Организация учета и документальное оформление реорганизации организации 18
2.3. Разделительный баланс и заключительная отчетность 27
3. Практические примеры составления отчетности при реорганизации и ликвидации предприятия 28
3.1. Практический пример формирования отчетности при реорганизации организации в форме разделения 28
3.2. Практический пример формирования отчетности при ликвидации организации 30
Заключение 34
Список использованной литературы……………………………………………...73
Если суммарный уставный
капитал будет прирастать, то потребуется
найти источники этого прироста
В ходе реорганизации
не могут появиться новые
Далее рассмотрим п. 3 Указаний, где говорится о переходном периоде и о правопреемстве в переходный период: в решении учредителей может предусматриваться порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации.
Переходным периодом является промежуток времени между утверждением разделительного баланса или передаточного акта и завершением процесса реорганизации.
Почему этот переходный период существует? Во-первых, разделительный баланс или передаточный акт, утвержденные собственниками, могут быть составлены до принятия решения о реорганизации. Например, разделительный баланс может быть составлен по состоянию на 1 октября, то есть на конец отчетного периода, как того требует п. 6 Указаний, а собрание акционеров, которое принимает решение о реорганизации и утверждает баланс, собирается в ноябре.
Во-вторых, даже если разделительный баланс или передаточный акт составлен на момент принятия решения о реорганизации, сам процесс реорганизации занимает определенное время. Дата передачи имущества и обязательств реорганизуемой организацией на основе передаточного акта или разделительного баланса никогда не будет совпадать с датой внесения в ЕГРЮЛ записей о возникших организациях или о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций. Практика показывает, что реорганизация может длиться от двух месяцев до двух-трех лет в зависимости от масштабов реорганизуемых организаций и организации данного процесса. Если даже, например, разделительный баланс составлен по состоянию на 1 января, а государственная регистрация завершена 25 января, в этот период не могли не осуществляться хозяйственные операции. Поэтому реорганизуемая организация должна разработать и утвердить правила правопреемства относительно прав и обязанностей, возникших в переходный период, на основании которых будут откорректированы окончательными данными передаточный акт и разделительный баланс.
В правилах правопреемства должен содержаться порядок распределения имущества, приобретенного, полученного, созданного в процессе переходного периода, компенсации стоимости утраченного в этот период имущества, распределения доходов и расходов, то есть должны быть урегулированы все вопросы, касающиеся отнесения операций переходного периода к реорганизуемым и вновь образованным организациям.
В правилах правопреемства также может быть оговорен особый порядок совершения отдельных операций в переходный период. Например, может быть введен мораторий на заключение кредитных договоров, выдачу займов и векселей и т.д. На период реорганизации возможно ограничение активности финансовой деятельности организации, в том числе покупки и продажи ценных бумаг.
Правила правопреемства обычно готовятся исполнительным органом организации, а утверждаются ее собственниками вместе с пакетом документов о реорганизации.
В переходный период учет ведется реорганизуемой организацией. При этом данные учета должны формировать, помимо обычной информации, сведения об изменениях в имуществе и обязательствах как реорганизуемых, так и создаваемых, пока еще "виртуальных", обществ, произошедших в ходе текущей деятельности по сравнению с разделительным балансом или передаточным актом.
Поскольку в переходный период, до момента государственной регистрации новых обществ, налоги уплачиваются реорганизуемой организацией, соответствующая сумма может быть заранее спрогнозирована. На объем спрогнозированных расходов, связанных с уплатой налогов, может быть снижена сумма активов, передаваемых от реорганизуемой организации вновь создаваемым организациям. Однако такое решение должно быть принято еще до утверждения разделительного баланса или передаточного акта и должно быть в нем учтено.
Отчетность переходного периода составляется реорганизуемым обществом и содержит данные об изменениях, произошедших после утверждения разделительного баланса. Отчетность, составляемая реорганизуемой организацией по мере возникновения и регистрации новых организаций, а также отчетность, которая продолжает составляться на начало каждого календарного месяца переходного периода, называется промежуточной отчетностью. В переходный период может потребоваться и составление годовой бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.
При этом числовые показатели и промежуточной, и годовой, а затем и заключительной бухгалтерской отчетности не будут соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса. Возникающие в этот период изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств должны раскрываться в пояснительной записке к промежуточной или годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу.
На день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ записи о возникших организациях или о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций, реорганизуемая организация, прекращающая свою деятельность, составляет заключительную бухгалтерскую отчетность за период с начала отчетного года до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, то есть составляются пять форм плюс пояснительная записка (п. 9 Указаний).
Далее рассмотрим порядок формирования Отчета о прибылях и убытках (Приложение 1). Здесь четко прослеживается правило: организация, которая продолжает свое существование после реорганизации, продолжает формирование Отчета нарастающим итогом; организация, которая ликвидируется в процессе реорганизации, осуществляет реформацию баланса, формирует заключительный баланс, а Отчет о прибылях и убытках закрывается и в виде нераспределенной прибыли добавляется к балансу.
Указания регулируют также вопрос о расходах, связанных с реорганизацией (на государственную регистрацию возникших организаций, перерегистрацию недвижимости, на внесение соответствующих изменений в учредительные документы, на регистрацию ценных бумаг, на оплату юридических и консультационных услуг и т.д.), которые признаются организациями, участвующими в реорганизации, в качестве прочих расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете реорганизуемых организаций, то есть у тех, кто осуществил их.
Данные расходы отражаются в Отчете о прибылях и убытках обособленно, отдельной строкой, независимо от их существенности (п. 12 Указаний).
В бухгалтерской отчетности данных о прекращаемой деятельности отражают обособленно. Необходимо описать прекращаемую деятельность, а также сведения по ней - стоимость активов и долгов, предполагаемых к выбытию или погашению, суммы доходов, расходов, прибыли (убытка) до налогообложения и начисленного налога на прибыль, приход и расход денег.
Эту информацию необходимо привести в Пояснительной записке. Однако в ПБУ 16/02 есть и другой способ: доходы и расходы показывают в форме N 2, а движение денег - в форме N 4. Для этого вводят в формы дополнительные графы "Продолжаемая деятельность" и "Прекращаемая деятельность".
Отчет о движении денежных средств за год заполняют в аналогичном порядке. В нем отдельно указывают данные по продолжающейся и прекращаемой деятельности, а также по фирме в целом.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности информация об активах, обязательствах, доходах, расходах, прибылях и убытках, относящихся к прекращаемой деятельности, раскрывается в доле, устанавливаемой в соответствии с правилами составления сводной бухгалтерской отчетности. Способ раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности устанавливается организацией, на которую возложена обязанность по составлению сводной бухгалтерской отчетности.
По мере выбытия активов или погашения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, организация раскрывает непосредственно в отчете о прибылях и убытках или в Пояснениях к бухгалтерской отчетности сумму прибыли (убытка), связанную с выбытием активов или погашением обязательств, до налогообложения и сумму соответствующего налога на прибыль.
Законодательство подчеркивает необходимость формирования заключительной отчетности прекращающихся организаций (присоединяемых, разделяемых, преобразуемых) и реформации их балансов. Иными словами, в данном случае должны быть выполнены такие же процедуры бухгалтерского учета, как при завершении финансового года: закрыты счета доходов и расходов, сформированы нераспределенная прибыль (с учетом изменений в собственном капитале, связанных с увеличением добавочного капитала и подробно рассмотренных в Указаниях) и входящие остатки для нового отчетного периода. С даты реорганизации организация формирует новую отчетность, поэтому, например, при реорганизации в форме преобразования у организации будут две отчетности за один календарный год - до даты реорганизации и после нее. Налоговое законодательство не содержит такого условия, налоговые декларации (например, по налогу на прибыль) продолжают формироваться нарастающим итогом, и это часто становится причиной ошибки, делающей недействительной именно бухгалтерскую отчетность реорганизуемого юридического лица.
Реорганизация компании
может проходить в форме
При слиянии и разделении несколько фирм прекращают свою деятельность и передают имущество вновь созданной организации. Если реорганизация проходит в форме присоединения, то одна или несколько фирм передают все свое имущество уже существующей организации.
При разделении фирма передает только часть своего имущества другой, вновь образованной организации. Например, на базе филиала фирмы может быть создана самостоятельная организация.
Преобразование - это
изменение организационно-
Решение о реорганизации принимает общее собрание акционеров (в ОАО или ЗАО) или участников (в ООО). Об этом решении сообщают в налоговую не позднее трех дней после утверждения такого решения. Если этого не сделать, фирму оштрафуют на 1000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).
После того как налоговая
получит уведомление о
Если фирма реорганизуется, бухгалтерскую отчетность составляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2003 года N 44н.
Отразить операции, связанные с реорганизацией (например, списать или оприходовать какое-либо имущество), бухгалтер сможет, когда будут оформлены необходимые документы.
Гражданское законодательство (ст. 59 ГК РФ) предписывает формирование передаточного акта и разделительного баланса, которые утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Прежде всего, это решение владельцев фирмы о реорганизации, учредительные документы новых предприятий и их свидетельства о госрегистрации.
Дополнительно к этим документам при слиянии, присоединении или преобразовании вашей фирмы составьте передаточный акт.
При реорганизации в форме
К указанным документам приложите акты инвентаризации имущества фирмы и ее обязательств; бухгалтерскую отчетность, составленную на последнюю отчетную дату; первичные документы по передаваемому имуществу (накладные, акты приемки-передачи и т.д.); расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности и уведомления партнерам фирмы о ее реорганизации.
Эти же документы служат основой для формирования бухгалтерской отчетности реорганизуемых организаций.
До 1 января 2004 года (до введения в действие Указаний) вопрос о том, как вести бухгалтерский учет в ходе реорганизации, практически не регулировался. В связи с этим в средствах массовой информации публиковались разъяснения на эту тему, где давались, например, рекомендации по отражению в бухгалтерском учете выбытия имущества у реорганизуемой организации и принятия на учет имущества вновь создаваемой организацией путем произведения определенных записей, что было уже на тот момент неправильно, ввиду того что данные рекомендации противоречили основным принципам и допущениям бухгалтерского учета: в процессе реорганизации фактической передачи имущества от одного юридического лица другому не происходит, а имеет место универсальное правопреемство. Поэтому следует у одного лица показать выбытие, а у другого - оприходование, но ни доходов, ни расходов, связанных с таким перемещением, возникать не должно.
Информация о работе Отчетность при прекращении какой-либо деятельности организации