Менеджмент как активнвя часть организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 05:28, контрольная работа

Краткое описание

Железнодорожный транспорт играет большую роль в России. Он является самым привычным и удобным способом передвижения. В России железнодорожный транспорт – это развитая сеть с большим количеством сотрудников. Территория нашей страны обширна, а удобное и быстрое перемещение по ней осуществляется по средствам железнодорожного транспорта. При этих условиях необходимо организовывать слаженную деятельность железнодорожных касс на высоком уровне: автоматизировать процессы, связанные с финансовой стороной вопроса (продажа билетов), использовать удобные для пассажиров и кассиров формы представления информации.

Файлы: 1 файл

Введение менеджмент.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Введение

Железнодорожный транспорт играет большую роль в  России. Он является самым привычным  и удобным способом передвижения. В России железнодорожный транспорт  – это развитая сеть с большим  количеством сотрудников. Территория нашей страны обширна, а удобное и быстрое перемещение по ней осуществляется по средствам железнодорожного транспорта. При этих условиях необходимо организовывать слаженную деятельность железнодорожных касс на высоком уровне: автоматизировать процессы, связанные с финансовой стороной вопроса (продажа билетов), использовать удобные для пассажиров и кассиров формы представления информации. Для этого для сотрудников касс разрабатываются специальные системы управления – базы данных, в которых хранится вся информация о поездах, билетах и пассажирах.

Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят  правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. 

Однако  роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных  структурах управления или же в государственном  аппарате. В зрелой рыночной экономике  не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента. 

Термин  «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование». 

Управление  в России развивалось с древних  времен.  

Активизация развития взглядов на управление в  России отмечается с XVI в., когда шел  бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения  рынков в единый национальный рынок. 

Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли. 

Заметный  вклад в истории России XVIII в. и  в развитии ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования  управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов. 

При Александре I для упорядочения звеньев управленческого  аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. 

В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность  использовать различные системы  выборов, ликвидировать сословную  иерархию в государственном управлении в уездах. 

После окончания гражданской войны  новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия  на экономику и расширение рыночных отношений.  

В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное управление вновь стало преобладать 

Если  в период Великой Отечественной  войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны государства  было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю. 

В 70–80-е  гг. развитие экономики страны тормозили  затратные методы хозяйствования, когда  поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат.  

В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую  общественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки  продолжалась затратная система  управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного производства, росту дефицита государственного бюджета. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу. 

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях. 

С января 1992 г. правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. 

Правовой  основой для свободы предпринимательства  явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности. 

Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства. 

Свобода экономической деятельности открывает  новые возможности для совершенствования  менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента. 
 
 

Современные тенденции развития менеджмента 

 Последнее  десятилетие XX века было для  России весьма трагичным. Системный  кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

 Деятельность  любой организации как в период  кризиса, так и после него  требует управления, без которого  невозможно не только ее эффективное  функционирование и развитие, но  и само существование. Более  того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

 Особенностью  современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

 Управление  есть элемент и одновременно  функция организованных систем  различной природы (биологических,  социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

 Под  управлением понимают совокупность  процессов, обеспечивающих поддержание  системы в заданном состоянии  и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

 Выработка  управляющих воздействий включает  в себя сбор, передачу и обработку  необходимой информации, принятие  решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

 Под  управляющим воздействием понимается  воздействие на объект управления, направленное на достижение цели  управления. Следовательно, результатом  управляющего является управленческое  решение, в основе которого  лежит цель (целеполагание).

 Понятие  "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними  имеются различия. Рассмотрим, в  чем состоят эти различия.

 Слово  "менеджмент" обычно употребляется  по отношению к людям, коллективам  и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

 Менеджмент  можно понимать как интеграционный  процесс, поскольку менеджмент  призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

 Главная  задача людей в аппарате управления - это эффективное использование  и координация всех ресурсов  организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей. 

Эволюция  менеджмента 2-й половины XX ст. определила и тенденции его будущего развития.  

Во-первых, будет наблюдаться определенный возврат к прошлому, то есть осознание  роли эффективного использования материальной, технической базы современного производства и услуг. Но если с конца XVIII ст. до 1-й половины XX ст. технологии различных видов производства рассматривались как независимые, присущие только той или иной отрасли промышленности, то в наши дни такое представление абсолютно безосновательно. Современный менеджмент должен исходить из того, что главное влияние на отдельные компании и на всю отрасль осуществляют именно технологии, находящиеся вне ее пределов. Скажем, фармацевтическая индустрия сегодня не могла бы существовать, не используя достижения генетики, микробиологии, медицинской электроники и т. д. Автомобилестроение все больше зависит от компьютерной промышленности, электроники, материаловедения и т. д. То же касается телефонной связи, сталелитейной, целлюлозно-бумажной отраслей и других сфер.  

Следовательно, в настоящее время менеджмент должен учитывать, что технологии различных  отраслей промышленности развиваются  не параллельно, не обособленно, - они  пересекаются и взаимно влияют друг на друга. Соответственно, и политика менеджмента не может строиться на неизменной технологии.  

Во-вторых, усилится внимание к организационной  культуре, а также разнообразным  формам демократизации, участию рядовых  работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. Это значит, что грань между начальником и подчиненными на всех уровнях управленческой иерархии сгладится. Вместе с тем любая организация будет иметь свою специфическую структуру. Ведь совершенная структура - не самоцель, а обязательное условие, без которого невозможно повысить производительную силу труда, добиться решения определенных задач в конкретных обстоятельствах. Без четкой управленческой иерархии, без усилий единого руководителя достигнуть поставленных целей никогда и никому не удавалось и не удастся.  

Но если должны различаться элементы организационной  структуры каждого предприятия, то следует ожидать также изменений  в организационной культуре, взаимосвязях "ступеней иерархии" предприятия. Поскольку все это будет происходить в ситуации углубления знаний, специализации их между разными категориями работников, когда начальник не сможет знать абсолютно все, то подчиненные станут партнерами. Партнерство не признает авторитарного принуждения, командного стиля управления. В этих условиях личное "я" проявляется, как предвидела М. Фоллет, только через "Я" группы, компании, общества. Реализация этого предвидения, сделанного выдающимся философом бизнеса в начале XX ст., начинается только в наши дни.  

В-третьих, количественно и качественно станет более значительной социальная составляющая менеджмента, возрастет его совместная с бизнесом социальная ответственность. Долгое время менеджмент отождествляли с бизнесом, с организованной коммерческой деятельностью по производству реального продукта. Эта деятельность существенно влияла на жизнь общества, но, как правило, все происходило будто бы спонтанно, бессознательно, хотя процесс предопределен объективной закономерностью общественного воспроизводства. Именно выяснение последней серьезно повлияло уже в конце XX ст. на социальную ответственность бизнеса и его менеджмент. Бесспорно, эта тенденция сохранится и в XXI ст. Наряду с этим заметное уменьшение занятости в бизнесе трудоспособного населения, что связано с постепенным вхождением стран мира в эпоху постиндустриального развития, приведет не только к окончательному признанию необходимости менеджмента в госсекторе, науке, образовании, медицине, но и к повышению его социальной ответственности в "некоммерческих" сферах деятельности.  

Информация о работе Менеджмент как активнвя часть организации