Отчетность при прекращении какой-либо деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:21, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности формирования отчетности предприятия при ликвидации и реорганизации предприятий в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Отчетность при прекращении какой-либо деятельности организации 5
1.1. Понятие прекращения деятельности организации 5
1.2. Организация учета и документальное оформление прекращения деятельности организации 6
1.3. Общие требования к составлению отчетности 14
2. Составление отчетности при реорганизации организации 17
2.1. Понятие реорганизации организации 17
2.2. Организация учета и документальное оформление реорганизации организации 18
2.3. Разделительный баланс и заключительная отчетность 27
3. Практические примеры составления отчетности при реорганизации и ликвидации предприятия 28
3.1. Практический пример формирования отчетности при реорганизации организации в форме разделения 28
3.2. Практический пример формирования отчетности при ликвидации организации 30
Заключение 34
Список использованной литературы……………………………………………...73

Файлы: 1 файл

готовая курсовая папинах.doc

— 206.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

В условиях экономического кризиса нередко хозяйственная деятельность организаций оказывается нерентабельной. Оптимальный выход из этой ситуации – реорганизация или ликвидация организации с распределением оставшегося имущества между учредителями и участниками для вероятного последующего использования этих активов при организации новых производств или иных видов деятельности.

Предприятие может быть ликвидировано по решению его  учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, или по решению суда. Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано в результате банкротства (ст. 65 ГК РФ). Согласно гражданскому законодательству ликвидироваться должны организации, прошедшие процедуру реорганизации (по определенным видам).

Начиная с 01.01.2004 применяются  правила формирования бухгалтерской  отчетности при осуществлении реорганизации организаций, установленные в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 20.03.2003 N 44н, которые находятся в русле выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Они устанавливают порядок  формирования бухгалтерской отчетности в условиях реорганизации предприятий (организаций) (кроме кредитных, бюджетных  организаций и хозяйственных  операций по приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Разработанные Минфином России правила формирования бухгалтерской  отчетности при разных формах проведения реорганизации предприятий унифицируют  методические принципы проведения этих процедур, что необходимо в условиях рыночной экономики.

Ликвидация реорганизуемого  общества оформляется в обычном  порядке. Особенности возникают  при формировании уставного капитала создаваемых организаций и при  составлении промежуточной отчетности. В соответствии с п. 15 Методических указаний при слиянии на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, все реорганизуемые организации, прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков.

Цель работы заключается  в том, чтобы рассмотреть особенности  формирования отчетности предприятия  при ликвидации и реорганизации  предприятий в соответствии с  требованиями законодательства РФ.

 

 

1. Отчетность при прекращении какой-либо деятельности организации

1.1. Понятие  прекращения деятельности организации

 

Частным случаем условного  факта хозяйственной деятельности является прекращаемая деятельность отчитывающейся организации. Порядок отражения  в учете прекращаемой деятельности определен ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. N 66н.

Под информацией по прекращаемой деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (такую как операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Прекращаемая деятельность может быть выделена операционно  и (или) функционально для целей  составления бухгалтерской отчетности, если активы, обязательства, доходы и  расходы по обычным видам деятельности организации (или основная их часть) относятся или могут быть прямо отнесены к прекращаемой деятельности организации.

Активы, обязательства, доходы, расходы относятся или могут  быть отнесены к прекращаемой деятельности в том случае, если они будут проданы, погашены или иным образом выбывают в результате осуществления прекращения части деятельности организации. Оформление отчёта о прибылях и убытках представлено в Приложении 1.

Прекращение части деятельности организации может осуществляться:

а) путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его  части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся  к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;

б) путем продажи отдельных  активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

в) путем отказа от продолжения  какой-либо части (сегмента, вида) деятельности;

г) при реорганизации  организации в форме выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

Деятельность признается прекращаемой, и этот факт требует  раскрытия в Пояснениях к бухгалтерской  отчетности только при условии, что  уполномоченный орган организации  принял решение о прекращении  части деятельности организации и выработал единую программу прекращения на дату возникновения наиболее раннего из следующих событий:

  • заключения организацией договоров купли-продажи активов, без которых деятельность, выделяемая как прекращаемая, практически неосуществима;
  • доведения информации о решении прекращения деятельности до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты (акционеров, работников организации, поставщиков и др.).

В результате признания  деятельности прекращаемой у отчитывающейся организации, как правило, возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями договоров либо добровольно принятые на себя организацией перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности.

1.2. Организация  учета и документальное оформление  прекращения деятельности организации

 

Законодательство подчеркивает необходимость формирования заключительной отчетности прекращающихся организаций (присоединяемых, разделяемых, преобразуемых) и реформации их балансов. Иными словами, в данном случае должны быть выполнены такие же процедуры бухгалтерского учета, как при завершении финансового года: закрыты счета доходов и расходов, сформированы нераспределенная прибыль (с учетом изменений в собственном капитале, связанных с увеличением добавочного капитала и подробно рассмотренных в Указаниях) и входящие остатки для нового отчетного периода. С даты реорганизации организация формирует новую отчетность, поэтому, например, при реорганизации в форме преобразования у организации будут две отчетности за один календарный год - до даты реорганизации и после нее. Налоговое законодательство не содержит такого условия, налоговые декларации (например, по налогу на прибыль) продолжают формироваться нарастающим итогом, и это часто становится причиной ошибки, делающей недействительной именно бухгалтерскую отчетность реорганизуемого юридического лица.

Гражданское законодательство (ст. 59 ГК РФ) предписывает формирование передаточного акта и разделительного баланса, которые утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Эти же документы служат основой для формирования бухгалтерской  отчетности реорганизуемых организаций.

До 1 января 2004 года (до введения в действие Указаний) вопрос о том, как вести бухгалтерский учет в ходе реорганизации, практически не регулировался. В связи с этим в средствах массовой информации публиковались разъяснения на эту тему, где давались, например, рекомендации по отражению в бухгалтерском учете выбытия имущества у реорганизуемой организации и принятия на учет имущества вновь создаваемой организацией путем произведения определенных записей, что было уже на тот момент неправильно, ввиду того что данные рекомендации противоречили основным принципам и допущениям бухгалтерского учета: в процессе реорганизации фактической передачи имущества от одного юридического лица другому не происходит, а имеет место универсальное правопреемство. Поэтому следует у одного лица показать выбытие, а у другого - оприходование, но ни доходов, ни расходов, связанных с таким перемещением, возникать не должно (п. 11 Указаний).

Правильный порядок  учета заключается в том, что  в данном случае никаких проводок не делается, а производится построчное суммирование или вычитание числовых показателей форм бухгалтерской отчетности, конечно, с учетом тех правил, которые регламентированы Указаниями и на которых мы ниже остановимся.

В первую очередь бухгалтеру необходимо  помнить  об обязательности проведения при любой реорганизации  полной инвентаризации имущества и обязательств всех участвующих в реорганизации организаций (кроме только что созданных).

Сроки проведения инвентаризации могут устанавливаться в решении  о реорганизации организации  или в решении исполнительного  органа (приказе генерального директора, распоряжении управляющего и т.д.), если нет соответствующего решения учредителей о сроках инвентаризации. Важно учесть, что инвентаризация должна предшествовать составлению разделительного баланса, то есть она может быть проведена либо на дату составления разделительного баланса, либо на более раннюю дату.

Пункт 3 Указаний регулирует также вопрос принятия решения о  реорганизации и его документального  оформления. Во-первых, решение, принятое в связи с реорганизацией организации, со ссылкой на протокол собрания, которое приняло такое решение, должно быть приведено в пояснительной записке к балансу реорганизуемой организации. Во-вторых, кроме правовых вопросов реорганизации, в решении о реорганизации должны быть рассмотрены:

- способ оценки передаваемого имущества;

- порядок формирования  уставного капитала и его величина  для отражения в учредительных  документах возникших и реорганизуемых  организаций;

- направление или распределение  чистой прибыли отчетного периода  реорганизуемой организации;

- порядок правопреемства в переходный период.

Согласно п. 7 Указаний по решению собственников организации  оценка передаваемого имущества может производиться:

- по остаточной стоимости  либо по текущей рыночной стоимости  - для амортизируемого имущества;

- по текущей рыночной стоимости либо по балансовой стоимости - для всего остального имущества.

При этом ни законодательство по бухгалтерскому учету, ни Указания не требуют привлечения независимого оценщика для оценки текущей рыночной стоимости передаваемого имущества. Но если организация хочет избежать возникновения в будущем возможных конфликтов и судебных разбирательств в связи с искажениями, допущенными в оценке имущества, то желательно, чтобы к оценке рыночной стоимости передаваемого имущества не только был привлечен независимый оценщик, но и чтобы его кандидатура была утверждена собранием акционеров или учредителей, принявшим решение о проведении реорганизации.

При выборе оценки текущей  рыночной стоимости передаваемого  имущества, отличной от балансовой стоимости этого имущества, разница в оценках в бухгалтерском учете не отражается: она попадает непосредственно в бухгалтерскую отчетность и показывается только во вступительном балансе (при вводе входящих остатков баланса вновь создаваемых организаций - получателей соответствующего имущества). Причем балансируется измененная стоимость только чистой прибылью - использование добавочного капитала в данном случае не предусмотрено.

В соответствии с п. 8 Указаний оценка кредиторской задолженности  должна включать суммы возмещаемых убытков - для случая, если кредиторы могут их обоснованно рассчитать и предъявляют требования об их погашении реорганизуемой организацией (речь, естественно, идет об убытках, которые вызваны реорганизацией, - п. 2 ст. 60 ГК РФ).

В этом случае должен быть сформирован резерв по условным фактам хозяйственной деятельности:

Д-т 91 "Прочие доходы и  расходы" К-т 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами" - сформирован  резерв на покрытие возможных убытков  и погашение претензий кредиторов организации.

Большое значение, по мнению Минфина России, имеет предусмотрение в решении о реорганизации  порядка формирования уставного  капитала реорганизованных и вновь  созданных организаций. В зависимости  от организационно-правовой формы реорганизуемых организаций в этом порядке должны быть определены:

- либо механизм распределения  долей в обществах с ограниченной  ответственностью,

- либо порядок конвертации  акций в акционерных обществах.

Конвертация акций может  осуществляться по-разному: один к одному, больше, чем по номиналу, меньше, чем по номиналу - в зависимости от уставных капиталов новых организаций. Вариантов конвертации акций очень много, причем это касается и количества, и номинала обмениваемых акций. Все зависит от воли собственников, зафиксированной в решении о реорганизации, а затем - в учредительных документах создаваемых организаций. Тем не менее, такое решение может основываться не столько на желании собственников организации, сколько на соотношении величин чистых активов и уставных капиталов реорганизуемых и создаваемых при реорганизации организаций.

При этом величина уставного  капитала реорганизуемой организации  при разделении или выделении  может быть равна, больше или меньше суммы уставных капиталов вновь  образованных организаций, а при  слиянии или присоединении, наоборот, сумма величин уставных капиталов "старых" организаций может быть равна, больше или меньше величины уставного капитала "новой" организации.

Информация о работе Отчетность при прекращении какой-либо деятельности организации