Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 07:51, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что специфика деятельности воинских частей и подразделений особого назначения мало учитывается при создании нормативных правовых актов по организации идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, в особенности – несения боевого дежурства по разведке.
Введение
3
Глава 1. Особенности несения боевого дежурства по разведке.
5
1.1. Особенности деятельности личного состава дежурных смен.
4
1.2. Пути совершенствования деятельности личного состава дежурных смен.
9
Глава 2. Методические рекоменации по организации идеологической работы при подготовке и несении боевого дежурства по разведке в соединении, воинских частях радиотехнической разведки особого назначения.
11
2.1. Общие положения.
11
2.2. I этап. Организационный.
12
2.3. II этап. Подготовка к несению боевого дежурства.
14
2.4. III этап. Несение боевого дежурства.
16
2.5. IV этап. После смены с боевого дежурства.
17
Заключение
19
Список литературы
Это ведет к переутомлению, в результате чего резко снижается уровень профессионально важных качеств и эффективность профессиональной деятельности, наблюдается устойчивое ухудшение психологических и физиологических функций, появляются жалобы на состояние здоровья и неудовлетворенность содержанием служебной деятельности.
Одно из традиционных направлений оптимизационной работы в подобных ситуациях – уменьшение степени экстремальности факторов с помощью снижения интенсивности, неожиданности появления, приведение их в соответствие с привычными характеристиками.
Действенность такого подхода, опосредованно влияющего на функциональное состояние через реорганизацию объективного содержания и условий деятельности, доказана многочисленными научно-прикладными разработками и широко используется в разных сферах практической деятельности.
Однако применительно к деятельности личного состава дежурных смен возможности таких объективных оптимизирующих мер существенно ограничены. Это связано в первую очередь с содержательной спецификой воинского труда, невозможностью устранить факторы, являющиеся объективными источниками неблагоприятных функциональных состояний. Оператор при выполнении своих обязанностей с неизбежностью сталкивается с трудностями, неожиданными ситуациями, необходимостью работать интенсивно и в течение длительного времени.
В процессе служебной деятельности мной была предпринята попытка поиска средств и методов воздействия непосредственно на функциональное состояние личного состава дежурных смен, которое осуществлялось различными субъектами: психологами, специально обученными командирами различных степеней, которым подчинены операторы постов (в части касающейся).
К сожалению я не смог в должной мере проверить их эффективность, однако полученный эмпирический материал позволил сделать следующие выводы:
1. Возникновение у личного состава дежурных смен неблагоприятных функциональных состояний отрицательно влияет на эффективность его деятельности.
2. Путем оптимизации функционального состояния личного состава дежурных смен в ходе боевого дежурства можно добиться опосредованного влияния на его эффективность деятельности, способствовать росту удовлетворенности содержанием служебной деятельности.
3. Наиболее перспективным направлением данной работы является комплексное проведение мероприятий идеологической работы, обучение личного состава дежурных смен приемам и способам воздействия на свое функциональное состояние, применимыми в условиях боевого дежурства, а также вооружение личного состава и вышеназванных субъектов широким спектром знаний по вопросам эффективной организации служебной деятельности.
1.2. Пути совершенствования деятельности личного состава дежурных смен.
Характер выполняемых
задач, специфика поступающей
высокий уровень развития основных качеств внимания (устойчивости, концентрации, распределения и переключения), зрительного и слухового восприятия, оперативной памяти;
хорошая координация, точность и быстрота двигательных реакций, способность длительное время выдерживать физическое напряжение, сохраняя готовность к активным действиям, в том числе при дефиците времени и воздействии экстремальных факторов;
эмоциональная устойчивость, ответственность, уверенность в себе, сознательный контроль и управление своим поведением; сосредоточенность в условиях помех.
Способность противостоять
воздействию неблагоприятных
При этом следует учитывать, что у одних и тех же военнослужащих в ходе боевого дежурства обнаруживается различная степень психологической устойчивости. Данный факт я связываю с изменением мотивации военнослужащего в ходе деятельности. В некоторых случаях (например, при прибытии лиц контролирующих ход боевого дежурства) военнослужащий мотивирован главным образом на формальное соблюдение порядка и правил несения боевого дежурства и избежание замечаний со стороны проверяющего. При этом психологическая устойчивость военнослужащего снижается. Это проявляется в недовольстве действиями или замечаниями проверяющего, раздражительности и др.
В других случаях, например в ходе тактико-специальных учений, когда этот же военнослужащий мотивирован на достижение конкретного результата и возможность тем самым проявить себя, повысить или сохранить свой профессиональный статус, он обнаруживал высокую психологическую устойчивость. Подобные результаты приводят к выводу о необходимости влияния на личный состав дежурной смены, путем учета мотивационного компонента, и здесь важнейшую роль могут играть мероприятия идеологической работы.
Также необходимо вносить
серьезные коррективы в сложившуюся
систему психологической
В целях совершенствования психологической подготовки личного состава дежурных смен требуется разработка проблемно-игровой технологии обучения.
Исходя из вышеизложенного, идеологическая работа с личным составом дежурных смен должна проводится в тесной взаимосвязи с подготовкой по военно-учетной специальности и способствовать формированию, наряду с теоретическими, следующих навыков:
формирование опыта
накопление опыта
обеспечение необходимого психологического настроя, уверенности в себе;
вооружение навыками и специальными психологическими методиками стимуляции активности с целью поддержания оптимального психофизиологического состояния.
возникновение внешней мотивации, направленной на выполнение задачи и ее перерастание во внутреннюю.
.
ГЛАВА 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И НЕСЕНИИ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА ПО РАЗВЕДКЕ В СОЕДИНЕНИИ, ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь требованиями нормативной правовой базы по организации идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь мной разработан проект методических рекомендаций по организации идеологической работы при подготовке и несении боевого дежурства по разведке в соединении, воинских частях радиотехнической разведки особого назначения.
2.1. Общие положения.
Идеологическая работа с
личным составом дежурных смен представляет
собой комплекс мероприятий воспитательной,
психологической, информационно-
Основными задачами идеологической работы с личным составом дежурных смен являются:
формирование и поддержание
высоких морально-
изучение и прогнозирование
изменения морально-
мобилизация личного состава дежурных смен на сознательное и добросовестное выполнение воинского долга, развитие нравственных мотивов образцового исполнения своих функциональных обязанностей;
создание социально-
поддержание боевой готовности, воинской дисциплины и организованности.
Мероприятия идеологической работы с личным составом, привлекаемым для несения боевого дежурства организуются и проводятся в четыре этапа:
организационный этап;
этап подготовки к несению боевого дежурства;
этап несения боевого дежурства;
этап после смены с боевого дежурства.
2.2. I этап. Организационный.
Организационный этап идеологической работы с личным составом дежурных смен проводится в целях качественного подбора личного состава для несения боевого дежурства, оказания воздействия на сознание, мировоззрение, чувства и волю военнослужащих и гражданского персонала (далее – военнослужащих), формирования в каждом из них идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять должностные обязанности, развития общей (коллективной) заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач радиоэлектронной разведки.
Работа с личным составом
на организационном этапе
Организационный этап работы
с личным составом, привлекаемым для
несения боевого дежурства
проведение инструктивно-
обучение офицеров и прапорщиков формам и методам организации индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство;
изучение прибывшего в подразделение (воинскую часть) пополнения, выявление уровня нервно-психической устойчивости и военно-адаптационных возможностей;
изучение социально-
проведение социологических исследований, изучение морально-психологической обстановки в воинских коллективах, личный состав которых привлекается для несения боевого дежурства, с целью оптимального формирования дежурных смен;
изучение в системе
идеологической подготовки и информирования
личного состава нормативно-
правовое обучение, воспитание и информирование личного состава и оказание ему помощи в разрешении социальных проблем, подготовку предложений по совершенствованию правовой базы несения боевого дежурства;
осуществление постоянного и действенного контроля за полным доведением до военнослужащих установленных норм довольствия;
ежемесячный анализ дисциплинарной практики среди личного состава при несении боевого дежурства;
проведение работы по закреплению
за молодыми офицерами и прапорщиками,
несущими боевое дежурство, опытных
офицеров-наставников и
ежемесячное обновление стенда «Они отлично несут боевое дежурство»;
совершенствование художественно-эстетического оформления ритуальных площадок (залов), комнат досуга и информации;
идеологическое сопровождение
стажировки на боевых постах перед
назначением военнослужащих на первое
самостоятельное несение
социально-психологическое изучение личного состава на предмет допуска к несению боевого дежурства, оформляемое актом проведения психологического обследования военнослужащих о допуске к несению боевого дежурства;
представление командиру
подразделения (воинской части) рапорта
об ограничении допуска
участие офицеров органов идеологической работы соединения и воинских частей в составе комиссий по допуску личного состава к несению боевого дежурства.
Индивидуальная воспитательная
работа с личным составом, привлекаемым
для несения боевого дежурства
проводится в соответствии с требованиями
нормативных правовых актов Министерства
обороны и соответствующих