Особенности формирования инвестиционной политики в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 01:38, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление основных подходов, принципов, проблем и перспектив развития инвестиционной политики в Украине.
В соответствии с поставленной целью в дипломном исследовании определены следующие задачи:
1. исследовать понятие, сущность и направление деятельности инвестиционной политики.
2. проанализировать основные принципы оказывающие влияние на инвестиционную политику.
3. рассмотреть формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
4. оценить основные подходы к разработке инвестиционной политики.
5. выявить взаимосвязь налоговой и финансовой политики к инвестиционной политике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………4

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………
Сущность, понятие и направления деятельности
инвестиционной политики....................................................
Основные принципы инвестиционной политики...............
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности...................................................................
Выводы к разделу 1 ...............................................................

Раздел 2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ...........................................

2.1. Основные подходы к разработке инвестиционной
стратегии.......................................................................
2.2. Налоговая политика во взаимосвязи с
инвестиционной политикой.......................................
2.3. Финансовая политика во взаимосвязи с
инвестиционной политикой........................................
Выводы к разделу 2 ..............................................................

Раздел 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ........................................................

3.1. Современное состояние инвестиционного
климата в Украине................................................
3.2. Формирование и основные этапы становления
инвестиционной политики в Украине.............................
3.3. Проблемы и перспективы развития инвестиционной
политики в Украине..............................................................

Выводы к разделу 3 ...........................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

1-й и 2-й раздел.doc

— 765.50 Кб (Скачать)

       К сдерживающим факторам инвестиционной привлекательности Украины можно отнести:

  • изменчивость законодательной базы;
  • ненадёжность банковской системы;
  • ограниченность потенциала привлечения иностранных инвестиций в

страну, которая обусловлена широкомасштабной приватизацией государственных предприятий;

  • несовершенство налоговой системы;
  • чрезмерная налоговая нагрузка;
  • недееспособность системы правовой и экономической защиты инвесто-

ров.

     Принимая  во внимание все сдерживающие факторы, следует отметить, что иностранные  инвесторы при выборе объекта инвестирования руководствуются определёнными условиями: получением прибыли и защищённостью вкладов. Но на сегодняшний день в Украине ни одно из этих условий не выполняется полностью. Поэтому для улучшения инвестиционного климата в Украине и активизации притока иностранного капитала в страну целесообразно реализовывать государственную политику, которая бы осуществлялась по таким направлениям:

  • усовершенствование нормативно-правовой базы предпринимательской и

инвестиционной деятельности;

  • снижение налогового бремени на инвестора;
  • повышение уровня надежности и финансовой устойчивости националь-

ной банковской системы, как на внутреннем, так и  на международных рынках;

  • усовершенствование системы корпоративного управления;
  • реформирование налоговой системы Украины;
  • усовершенствование государственной политики в сфере приватизации

государственных предприятий и её реализация;

  • создание действующего механизма противодействия коррупции.

     Как отмечают украинские ученые-экономисты,  в ближайшей перспективе главным направлением повышения конкурентоспособности производства должно стать его масштабное техническое и технологическое обновление,  что позволит достигнуть,  во-первых,  улучшения качества вырабатываемой продукции,  во-вторых,  снижения её стоимости благодаря замене физически и морально устаревшей активной части основных фондов,  в-третьих,  создания импортозамещающих производств, в-четвертых, внедрения современных технологий, особенно энергосберегающих. 

     По  оценке Кабинета Министров Украины  суммарная потребность Украины в инвестициях составляет минимум 40 млрд. долл. США на ближайшие 5 лет. В настоящее время моральный и физический износ основных фондов в среднем достигает 49%, а по некоторым отраслям 70 и 80%.

     Таким образом, формированию благоприятного инвестиционного климата в Украине должны способствовать масштабные комплексные мероприятия по улучшению условий деятельности инвесторов, расширение механизмов и инструментов осуществления инвестирования и реализации инвестиционных проектов. Увеличение объёма инвестиций в экономике Украины обеспечит ускорение социально-экономического развития регионов и приоритетных отраслей производства.

     Для того, чтобы действительно осуществить  экономический прорыв и через десять лет суметь попасть не то чтобы в двадцатку, а хотя бы в первую тридцатку, необходимо, чтобы Украина ежегодно показывала рост ВВП на уровне 15%, что представляется совершенно нереальным, исходя из той ситуации, в которой в настоящее время оказалась Украина.

     Такой сценарий, вероятно, возможен только в случае, если в ближайшие несколько лет украинские политики сумеют создать такие инвестиционные и бизнес-условия в Украине, которые понизят объем теневой экономики с ныне существующих 60% ВВП хотя бы до 18-20%, а среднегодовой размер иностранных инвестиций будет составлять $15-20 млрд.

     Причем  показатель роста на уровне 10-15% в  год будет также невозможно обеспечить, если не изменить государственные инвестиционные приоритеты и существующий технологический уклад и не начать (помимо АПК, транспортной инфраструктуры, энергетики, строительства и ритейла, которые в первую очередь предлагает развивать Украине ОЭСР) активно вкладывать инвестиционные ресурсы в наукоемкий сектор страны.

     В Украине иностранные инвесторы  руководствуются в своей деятельности более чем 70 нормативными актами разного уровня. Изменения и дополнения, вносимые в действующее законодательство, не улучшают условия инвестиционной деятельности.

     Исследование  условий привлечения иностранных  инвестиций в Украину показало, что  иностранным инвесторам очень важно, чтобы в стране-реципиенте были созданы определенные условия для их деятельности. На основе данных проведенного исследования условий поступления иностранных инвестиций нами разработана классификация способов устранения препятствий прямым иностранным инвестициям, объединённых в четыре группы препятствий ПИИ и предлагаются меры их устранения.

     Индекс  инвестиционной привлекательности (ИИП) Украины в первом квартале 2011 года показал небольшой рост и достиг показателя 3,40 по сравнению с четвертым кварталом 2010  года, когда его значение составляло 3,28 см. рис. 3.1).

     

     Рис. 3.1. Индекс инвестиционной привлекательности

     Источник: [12]

     Об  этом свидетельствуют результаты дежурной волны опроса первых лиц компаний-членов Европейской бизнес ассоциации (ЕБА).

     Согласно  результатам опроса, проведенного ЕБА  при поддержке InMind в феврале 2011 года, текущие изменения в значении ИИП состоялись за счет роста следующих его составляющих: оценка текущего инвестиционного климата увеличилась до 3,7 (+0.2); оценка изменений климата в течение предыдущих 3 месяцев достигла 3,6 (+0.2); прибыльность для новых участников рынка в ближайшие 3 месяца инвесторами оценивается как 3,4 (+0.2).

     Примечательно, что ожидание относительно инвестиционного  климата будущих периодов как  в Украине в целом, так и в основных отраслях, в которых работают предприятия инвесторов, остались без изменений и имеют низшие оценки по сравнению с другими компонентами индекса (3,2 и 3,1 соответственно).

     Оценивая  позитивные и негативные изменения, которые состоялись в инвестиционном климате в течение последних 3 месяцев, большинство экспертов склоняются скорее к негативным оценкам и констатируют отсутствие позитивных изменений. Оценка Налогового кодекса достаточно противоречива: 37% опрошенных первых лиц компаний-членов ЕБА указали на негативные последствия его принятия, а 13% ассоциируют с ним позитивные изменения.

     По  данным Государственного комитета статистики Украины, прямые иностранные инвестиции в Украину составили более 5 млрд. долл. США. в 2010 году и почти 6 млрд. долл. США в 2011 году.

     Основными партнерами Украины являются Кипр, Германия, Нидерланды, Россия, Австрия, Великобритания, ОАЭ (см. рис. 3.2). США и Арабские Фонды активно рассматривают увеличение возможных инвестиций в Украину в 2012 году.

     

Рис. 3.2. Основной поток инвестиций в Украину

Источник  [55]

     Главным вопросом для иностранных компаний, которые уже не первый год являются партнерами Украины - это, учитывая риски и отрицательные прогнозы, выбрать наиболее привлекательную отрасль экономики для вложения инвестиций.

     В I квартале 2011 года, основной приток прямых иностранных инвестиций пришелся на банковский и финансовый сектор (700 млн. дол. США) и металлургию. Приток инвестиций в финансовый сектор во многом связан с увеличением уставного капитала украинских дочерних иностранных банков.  Исторически  горно-металлургическая  промышленность наряду с аграрным сектором являются одними из наиболее привлекательных отраслей для привлечения иностранных инвестиций.

     Рост  ВВП за первые 4 месяца 2011 года опередил прогнозы международных финансово-кредитных организаций и составил 5%.

     В условиях современного рынка Украина  должна очень сильно озаботиться тем, как относиться к инвесторам и отечественным, и зарубежным. Потому что в регионе есть целый ряд стран, которые являются прямыми конкурентами Украины. Эти страны, безусловно, оттянут на себя ресурсы как Европейского банка, так и собственные. А дефицит иностранных инвестиций, и вообще любых прямых инвестиций, заканчивается дисбалансом экономики. Это, наверное, самое важное. Потому что слишком много законодательных, регуляторных, административных преград, об этом мы говорили на встрече с президентом, это то, что сказали инвесторы. Еще одна вещь, о которой президент не говорил – если посмотреть на структуру проектов, которые реализуются в финансировании Европейского банка, то количество этих проектов в известной степени выросло, но объем индивидуальных проектов уменьшился. Это значит, что инвесторы стали осторожнее. Одна из причин – последствия кризиса, которые до конца не преодолены. Вторая причина – это то, что все же климат и условия ведения бизнеса в Украине остаются таковыми, что выходить с крупными проектами сейчас далеко не все решаются.

     Нестабильный инвестиционный климат в современной Украине вызывает большие трудности в управлении инвестиционными процессами, так как в условиях кризиса инвестиционная деятельность слабая, инвестиционная политика – нестабильная, а инвестиционный менеджмент – инерционный.

     Управление, укрепление, развертывание и дальнейшее развитие в области инвестиционных процессов необходимо начинать с улучшения климата. Инвестиционная привлекательность Украины зависит от скорейшей нормализации законодательной базы, улучшения налоговой политики (уменьшение пошлины и снижение налогов), усиления мер по борьбе с преступностью и ослабления ограничений, касающихся частной собственности для иностранцев. Касательно инвестиционной привлекательности так же нужно учитывать особенности каждого региона.

     Исходя  из современного состояния экономического потенциала и ограниченности внутренних инвестиционных возможностей на протяжении всего времени трансформации в экономической сфере, государство делало попытки создать необходимые условия для того, чтобы инвестиционный климат получил развитие. Был сделан переход к управлению инвестициями на основе рыночных отношений, получила усовершенствование нормативно-правовая регуляция и создана многосекторная система капитального строительства. Согласно статистическим показателям за последние годы, в объемах прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику наметился значительный рост. В 2008 г. за первое полугодие больше всего увеличился  капитал из Кипра – на 432,6 млн. дол.

     В большом рынке украинского государства, в его богатых ресурсах и квалифицированных специалистах заинтересованы многие инвесторы, однако не торопятся делать решительные шаги. К примеру, потенциальные американские инвесторы боятся влияния таких неблагоприятных факторов, как сложные и высокие налоги, подверженные изменениям законы, избыточная регуляция. Все это способствует развитию неблагоприятной среды для бизнеса и в том числе инвестиций. Стоит отметить, что тот же ряд негативных факторов выделяют и украинские предприниматели.

     На  самом деле, фискальная структура  – выдающийся фактор, правда, нередко степень налогообложения не воспринимают как важнейший фактор. Такие страны, как Швеция, Дания и Нидерланды не испытывают недостатков в инвестициях, не смотря на высокое налогообложение. Самыми важными для инвестора являются прогнозируемость, ясность и прозрачность. Неясность или противоречивость в законах часто становятся причиной конфликтов с налоговыми  инспекторами. А это влечет за собой коррупцию. Но даже без нее  высокие налоги – это высокая степень риска, низкая прибыль и неблагоприятный инвестиционный климат.

     В апреле 2012 года компанией Research & Branding Group по инициативе ГНС Украины было проведено исследование среди руководителей  американских, европейских и украинских компаний-инвесторов относительно оценки качества инвестиционного климата и уровня инвестиционной активности в Украине (см. рис. 3.3).

       Сбор информации проводился методом  анкетирования. Объем выборочной совокупности составил 290 руководителей компаний-инвесторов.

     Индекс  инвестиционной активности в Украине  в апреле 2012 года составил 4,23 по 10-бальной шкале.

     

Информация о работе Особенности формирования инвестиционной политики в Украине