Особенности формирования инвестиционной политики в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 01:38, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление основных подходов, принципов, проблем и перспектив развития инвестиционной политики в Украине.
В соответствии с поставленной целью в дипломном исследовании определены следующие задачи:
1. исследовать понятие, сущность и направление деятельности инвестиционной политики.
2. проанализировать основные принципы оказывающие влияние на инвестиционную политику.
3. рассмотреть формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
4. оценить основные подходы к разработке инвестиционной политики.
5. выявить взаимосвязь налоговой и финансовой политики к инвестиционной политике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………4

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………
Сущность, понятие и направления деятельности
инвестиционной политики....................................................
Основные принципы инвестиционной политики...............
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности...................................................................
Выводы к разделу 1 ...............................................................

Раздел 2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ...........................................

2.1. Основные подходы к разработке инвестиционной
стратегии.......................................................................
2.2. Налоговая политика во взаимосвязи с
инвестиционной политикой.......................................
2.3. Финансовая политика во взаимосвязи с
инвестиционной политикой........................................
Выводы к разделу 2 ..............................................................

Раздел 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ........................................................

3.1. Современное состояние инвестиционного
климата в Украине................................................
3.2. Формирование и основные этапы становления
инвестиционной политики в Украине.............................
3.3. Проблемы и перспективы развития инвестиционной
политики в Украине..............................................................

Выводы к разделу 3 ...........................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

1-й и 2-й раздел.doc

— 765.50 Кб (Скачать)

     Эффективность инвестиционной политики в государстве в значительной мере зависит от налоговой политики, которую проводит государство.

     Налоговая политика - это деятельность государства в сфере определения и взыскание налогов.      

       Именно через налоговую политику  государства происходит становление  и развитие налоговой системы  государства.   

     Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

     В этой деятельности государство опирается  на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития.

     В силу этого она может оказывать  обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

     Научный подход к выработке налоговой  политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

     На  выбор конкретного варианта решения  в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая  экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

     В разных странах, даже с примерно разным уровнем экономического развития, степень государственного регулирования экономики различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним их важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

     На  современном этапе выделяют несколько  методов налоговой политики.

     В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетным, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической политики, она во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства.

     Одним из методов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие.

     Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис или война.

Массовый  характер приобретает ''теневая экономика'', уровень производства в которой, по разным оценкам, достигает от 25 до 40%; укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не идут, как правило, на развитие производства, а переводятся на счета в зарубежных банков и работают' на экономику других стран.

     Другой  формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

     Налоговая политика руководствуется путем  осуществления следующих принципов (см. рис. 2.3).

Рис. 2.3. Принципы построения налоговой политики

Источник: [43]

     Используя указанные принципы, государство  в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики.

     Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы), налоговая льгота (полное или частичное высвобождение от налогообложения юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством.), налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения) и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

     Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны.

     Наиболее  распространенный объект налогового стимулирования - инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогов прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов. 
 
 

2.3. Финансовая политика  во взаимосвязи  с инвестиционной  политикой 

     Основой успешного экономического развития является функционирование стабильной финансовой системы, соответствующей уровню развития производительных сил и общественных отношений. Глубокий экономический кризис, стагнация производства, инфляция, характерные для нынешнего этапа развития, привели к дестабилизации финансовой системы страны, разбалансированности ее отдельных элементов. Это проявляется в области кредитно-денежной и инвестиционной деятельности, недостатке внебюджетных ресурсов, неплатежеспособности предприятий, негативных тенденциях в денежном обращении и др.

     Таким образом, финансовая политика - это  совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Разработка и успешное проведение финансовой политики возможно только при наличии у правительства ясной программы общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения. Результативность финансовой политики тем выше, чем полнее она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретные исторические и социальные условия.

     Финансовая  политика порождается экономическими отношениями, так как общество не свободно в выработке финансовой политики, оно исходит из своих возможностей, условий объективной реальности. У финансовых отношений существуют свои специфические законы развития. Своя логика оказывает обратное воздействие на развитие финансов: ускоряет или тормозит экономику.

     Финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.

     Финансовая  политика может быть прогрессивной, когда она базируется на научных  разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений.

     Важным  направлением финансовой политики государства является осуществление мероприятий по успешному функционированию фондового рынка, который содействует обращению и рациональному размещению финансовых ресурсов, создает условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, для добросовестной конкуренции и ограничения монополизма.

     Главной задачей финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

     Для реализации финансовой политики, успешного  проведения ее в жизнь требуется  соответствующий финансовый механизм, представляющий собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Он включает все виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Сочетание этих элементов образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента, то есть определенных ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и др.

     Финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются потребности в различных финансовых ресурсах.

     Основным  инструментом финансовой политики, выступают  финансовые стимулы. Финансовые стимулы - экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования. При стимулировании качественной стороны финансы используют в общественном производстве в направлении обеспечения экономических интересов, стимулов. При этом преобладает качественное стимулирование экономики. Финансовые стимулы, позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).

     При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется  показателям: финансоемкость и финансоотдача. Они являются критериями для выработки целевых программ.

     Финансовый  механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования.   

     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на следующие виды:

  • финансовая стратегия (долгосрочная перспектива);
  • финансовая тактика.

     А в зависимости от функциональных звеньев финансовая политика включает в себя: бюджетную политику, налоговую политику, страховую политику, ценовую политику, таможенную политику, политику в области социальных расходов, политику в области управления государственным долгом и т.д. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики - национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики.

     На микроуровне можно выделить: политика формирования и источников ресурсов и доходов, инвестиционная политика, управление оборотным капиталом, налоговое планирование, ценовая политика, управление рисками, валютная политика, кредитная политика.

     Результаты  финансовой политики выражаются на макроуровне  в следующих показателях: объем ВВП и национального дохода, увеличение или уменьшение дохода населения, сбалансированность бюджета, объемы инвестирования, обновление основных фондов, объем государственного долга, уровень инфляции. А на микроуровне это: улучшение или ухудшение имущественного состояния компании, увеличение или уменьшение прибыли.

     Задачами  финансовой политики является:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финан-

совых ресурсов;

  • установление рационального с точки зрения государства распределения и

использования финансовых ресурсов;

Информация о работе Особенности формирования инвестиционной политики в Украине