Особенности формирования инвестиционной политики в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 01:38, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление основных подходов, принципов, проблем и перспектив развития инвестиционной политики в Украине.
В соответствии с поставленной целью в дипломном исследовании определены следующие задачи:
1. исследовать понятие, сущность и направление деятельности инвестиционной политики.
2. проанализировать основные принципы оказывающие влияние на инвестиционную политику.
3. рассмотреть формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
4. оценить основные подходы к разработке инвестиционной политики.
5. выявить взаимосвязь налоговой и финансовой политики к инвестиционной политике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………4

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………
Сущность, понятие и направления деятельности
инвестиционной политики....................................................
Основные принципы инвестиционной политики...............
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности...................................................................
Выводы к разделу 1 ...............................................................

Раздел 2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ...........................................

2.1. Основные подходы к разработке инвестиционной
стратегии.......................................................................
2.2. Налоговая политика во взаимосвязи с
инвестиционной политикой.......................................
2.3. Финансовая политика во взаимосвязи с
инвестиционной политикой........................................
Выводы к разделу 2 ..............................................................

Раздел 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ........................................................

3.1. Современное состояние инвестиционного
климата в Украине................................................
3.2. Формирование и основные этапы становления
инвестиционной политики в Украине.............................
3.3. Проблемы и перспективы развития инвестиционной
политики в Украине..............................................................

Выводы к разделу 3 ...........................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

1-й и 2-й раздел.doc

— 765.50 Кб (Скачать)

     Различают следующие виды эмиссионной политики:

  • консервативная дивидендная политика - один их возможных определяю-

щих принципов  осуществляемой акционерной компанией дивидендной политики, в соответствии с которым приоритетной целью распределения прибыли является удовлетворение потребности в ней для производственного развития (а не для текущего потребления в форме дивидендных выплат). В этом случае более высокими темпами растет стоимость чистых активов акционерного общества, а следовательно и рыночная стоимость акций. Существует два основных типа консервативной дивидендной политики: остаточная политика дивидендных выплат и политика стабильного соотношения дивидендных выплат.

  • компромиссная (умеренная) дивидендная политика - один из возможных

определяющих  принципов осуществления компанией  дивидендной политики, в соответствии с которой в процессе распределения прибыли текущие интересы акционеров по размерам дивидендных выплат стабильно балансируются с потребностями формирования собственных финансовых ресурсов для обеспечения развития компании. Существует два основных типа умеренной (компромиссной) дивидендной политики:  политика стабильного размера дивидендов и политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.

  • агрессивная дивидендная политика - один из возможных типов

осуществляемой акционерной компанией дивидендной политики, который предусматривает постоянный рост выплаты дивидендов (как правило, в твердо установленном проценте их прироста к размеру предшествующего периода) вне зависимости от результатов финансовой деятельности. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой дивидендной политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное нарастание финансовой напряженности в связи с ограничением возможностей самофинансирования развития предприятия за счет прибыли. Осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие и финансово устойчивые акционерные компании на ранних стадиях своего жизненного цикла. Если же эта политика не подкреплена постоянным ростом финансовых результатов деятельности компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

     Многие  проблемы формирования инвестиционного  процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

     Согласно  теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

     Эти принципы должны реализовываться в  инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

     Основными принципами региональной инвестиционной политики могут быть :

  • государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единст-

во инвестиционного  пространства на всей территории государства, то есть обеспечивать свободное перемещение  финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

  • на государственном уровне целесообразно разработать и реализовать 

ограниченное  количество, но реальных среднесрочных  и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами страны;

  • необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование оди-

наковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за государственным бюджетом и бюджетами субъектов страны как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;

  • наделение органов государственной власти субъектов государства широ-

кими  полномочиями по экономическому, в  первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;

  • разработка и применение единых нормативно-правовых основ залогового 

права, предусматривающих, в частности, страхование  инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов государства по их усмотрению.

     Однако в экономике есть ряд факторов, противодействующих проведению в жизнь инвестиционной политики: отсутствие законодательных механизмов, регулирующих отношения между субъектами предпринимательской деятельности; курс валюты, не согласующийся с темпами инфляции; недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций и реализации залоговых форм и др.

     Инвестиционные  потоки определяют структуру экономики: будучи направленные в наиболее эффективные  отрасли, они тем самым определяют приоритетные направления экономического развития. Начало инвестиционного потока - организация инвестиционных ресурсов, окончание - воплощение в конкретных проектах, их реализация для достижения поставленных целей. Вместе с тем именно в этой сфере заключены возможности обеспечения долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики.

     Источниками финансирования инвестиционных программ и проектов выступают также государственный и местный бюджеты, собственные и привлеченные средства фирм-инвесторов, средства частных лиц. Области интересов разных групп потенциальных инвесторов в определенной степени различаются. Государство заинтересовано в поддержке проектов, отвечающих социально значимым направлениям производства и сферы услуг, которые могут варьироваться в регионах. Основной проблемой остаются ограниченность выделяемых бюджетных финансовых ресурсов и неразвитость косвенных экономических регуляторов. Что же касается зарубежных инвесторов, то они предпочитают инвестировать добывающую и энергетическую отрасли. Потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать имеющиеся финансовые ресурсы в краткосрочные быстро окупаемые конъюнктурные проекты и операции, большей частью торгово-закупочного характера.

     Отсутствие  роста инвестиций в производственную сферу может поставить под сомнение общее оздоровление экономики страны и привести к дальнейшему падению уровня производства. 

1.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности 

     Инвестиционная  политика является составной частью экономической политики и важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность. Следует различать инвестиционную политику государства, региональную и отраслевую инвестиционную политику, инвестиционную политику предприятия.

     Все они взаимосвязаны, но определяющей является государственная инвестиционная политика, поскольку она создает цивилизованные «правила игры» в инвестиционной сфере и способствует активизации инвестиционной деятельности на региональном, отраслевом и микроуровне.

     Государственная инвестиционная политика (см. рис. 1.3) — комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

             

         Государственная экономическая  и социальная политика

                                                    |

           Государственная инвестиционная

           политика


                                       |                                                            |

     Региональная

     инвестиционная  политика

            Отраслевая

     инвестиционная  политика


                                             |                                              |

         Инвестиционная политика

         отдельных субъектов хозяйствования


     Рис 1.3 Государственная инвестиционная политика

     Источник: составлено автором по [63].

     Инвестиционная  политика характеризуется целью, задачами и механизмом их реализации.

     Цель  государственной инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.

     Задачи  инвестиционной политики государства  определяются ее целью и экономической  ситуацией в стране. К ним можно  отнести:

  • выбор и поддержку развития отдельных регионов и отраслей экономики;
  • поддержку развития малого и среднего бизнеса;
  • обеспечение сбалансированного развития отраслей экономики;
  • реализацию программы жилищного строительства в регионах;
  • стимулирование развития экспортных производств;
  • обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и др.

     Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

     Механизм  реализации инвестиционной политики государства включает:

  • выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
  • определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  • создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
  • создание условий для привлечения инвестиций.

     Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной  движущей силой развития общественного  производства и тесно взаимодействуют  с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

     Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

     Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

     Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства  на инвестиционный процесс приобретает  особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

     Вмешательство государства должно отвечать интересам  всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

     Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Информация о работе Особенности формирования инвестиционной политики в Украине