Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 22:42, реферат
Экономический рост основывается на высоком уровне иностранных инвестиций и повсеместной поддержке малого и среднего бизнеса, способствующий развитию отечественного частного сектора, наряду с развитой рыночной экономикой. В малых и средних предприятиях, способных быстро адаптироваться к изменениям в ситуации, в долгосрочном прогнозировании Казахстана должно производиться 40-50% ВВП.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
Казахский
Экономический Университет
имени Турара Рыскулова
Кафедра:
Финансы
РЕФЕРАТ
На
тему: «Особенности
инвестиционной политики
РК»
Алматы,
2011 г.
Введение
Экономический рост основывается на высоком уровне иностранных инвестиций и повсеместной поддержке малого и среднего бизнеса, способствующий развитию отечественного частного сектора, наряду с развитой рыночной экономикой. В малых и средних предприятиях, способных быстро адаптироваться к изменениям в ситуации, в долгосрочном прогнозировании Казахстана должно производиться 40-50% ВВП.
Объем инвестиций является стоимостью объекта, поэтому конкурентоспособность его определяется по ценовому фактору.
Особенностью вложений является их длительное и глубокое воздействие на экономику предприятий, кластеров, целых отраслей и всего народного хозяйства. Под влиянием инвестиционных затрат происходят, как правило, сдвиги в темпах и пропорциях развития, инновационном уровне производства, территориальной организации, размещении новых предприятий и формировании профессиональных кадров, инфраструктуре и т.д. В то же время это отвлекает из текущего оборота больший объем материальных, финансовых и людских ресурсов, нацеливает на заемное привлечение средств национальных и зарубежных держателей государственного либо частного капитала. Однако полная экономическая отдача от этих вложений наступает через годы. И поэтому оценивать эффект надо не только по конечному результату, но и по ходу его внедрения, т.е. на определенных этапах реализации.
Казахстан признан мировым сообществом страной с рыночной экономикой. В первые годы независимости курс от плановой, советской формы ведения хозяйствования был взят на либерально-смешанную по степени государственного регулирования. Возникли частные предприятия, стал развиваться малый и средний бизнес. Все это послужило толчком к формированию класса национальных буржуа. Впечатляют показатели экономического роста: если в 1995 г. ВВП на душу населения был немногим более 700$, то в конце 2004г. уже - 2700$, в 2005 - 3000$, а к 2010г. достигнет 5800$. К 2015г. Казахстан намерен выйти на уровень 9000$ ВВП на душу населения, хотя по покупательской способности страна уже подошла к уровню среднеразвитой страны.
Сегодня общая сумма только прямых иностранных инвестиций Казахстан составляет приблизительно 6,8 млрд долларов США.
При этом нельзя не подчеркнуть, что основной поток прямых иностранных инвестиций в суммарном выражении вовлечен в нефтегазовый комплекс. За прошедшие четыре года в данную область вложено более половины всех иностранных капиталов. Возрастают объемы инвестиций, вкладываемых в металлургический комплекс: с 0,2 миллиона долларов в 1993 году до 453 миллионов в 2003 году. Растут также инвестиции и в других отраслях экономики, объем которых за этот период вырос в 1,5 раза. Все эти цифры говорят о том, что сегодня в Казахстане можно не только вести предпринимательскую деятельность, но и достаточно надежно защитить имущественные интересы предпринимателя.
Особенности
инвестиционной политики
РК
На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для
решения этих задач, а также для
обеспечения структурных
В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.
28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.
Кроме того 5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2007 года . В частности, такие отрасли как:
1. Производственная инфраструктура.
2. Обрабатывающая промышленность.
3. Объекты г. Астана
4. Жилье, объекты социальной сферы и туризма.
5. Сельское хозяйство.
Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности. [6, с. 27]
Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.
Так как бухгалтерский учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не соответствовал этому.
Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.
Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.
В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.
Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.
На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).
Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.
И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.
Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.
Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики.
Привлечение
иностранных инвестиций создает
условия для реального
С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:
Казахстан
стремится создать
В феврале 1997 г. был принят Закон Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций", который четко определил положение инвесторов, делающих вливания в приоритетные сектора экономики Казахстана, а также перечень льгот и преференций, предоставляемых иностранным инвесторам.