Внешняя политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:46, реферат

Краткое описание

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики.
Концепции внешней политики Казахстана были определены Президентом республики Н.А. Назарбаевым в его работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», вышедшей из печати в мае 1992 года. «Основная цель внешней политики, - указано в ней, - формирование благоприятной внешней среды и поддержки для стабильного развития страны на основе политических и экономических реформ».

Оглавление

Введение
1. Становление внешней политики РК…………………………………....4
2. Признание суверенного Казахстана мировым сообществом…………5
3. Проблема ядерной безопасности……………………………………….7
4. Достижения внешней политики……………………………….………..9
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

Восточно-Казахстанский  государственный технический

Университет имени Д. Серикбаева 
 

Реферат

на тему: «Внешняя политика РК» 
 
 

Выполнила ст. гр. 10-ПО-2

Саразова  Е.А. 
 
 
 
 
 

г.Усть-Каменогорск

2011год 
 

Содержание: 

Введение 

1. Становление внешней политики РК…………………………………....4 

2. Признание суверенного Казахстана мировым сообществом…………5 

3. Проблема ядерной  безопасности……………………………………….7 

4. Достижения  внешней политики……………………………….………..9 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     С обретением суверенитета республика столкнулась  с необходимостью выработки и  проведения собственной внешней  политики.

Концепции внешней  политики Казахстана были определены Президентом республики Н.А. Назарбаевым  в его работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», вышедшей из печати в мае 1992 года. «Основная цель внешней политики, - указано в ней, - формирование благоприятной внешней среды и поддержки для стабильного развития страны на основе политических и экономических реформ».

       Создавая систему национальной  безопасности, т.е. внешнюю политику, Казахстан должен был исходить  из особенностей своего геополитического  и экономического положения.

Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию. Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т. полезных ископаемых.

       Мировое сообщество смотрит на  Казахстан как на один из  основных источников энергии  в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.

1. Становление внешней политики РК 

     В новейшей истории Казахстана с обретением Независимости внешняя политика республики воссоздавалась также весьма в непростых условиях. У нас не было опыта современной внешнеполитической деятельности и дипломатических представительств за рубежом, существовал острейший дефицит квалифицированных кадров. При активном участии кадровых дипломатов, работавших в структуре МИД СССР, опытных политиков страны – ныне ветеранов дипломатической службы, правительство было вынуждено решать в ускоренном порядке сложные вопросы формирования внешней политики нового суверенного государства.

     Глава государства Нурсултан Назарбаев  еще в далеком 1992 году определил  основную цель внешней политики, которая состоит в «формировании благоприятной внешней среды для стабильного развития страны на основе политических и экономических реформ». Именно Первый Президент является автором многовекторной внешней политики РК, включая известные международные инициативы, получившие в дальнейшем широкое признание и поддержку мирового сообщества.

     Главными  внешнеполитическими приоритетами республики являются защита национальных интересов за рубежом, продвижение  миротворческих инициатив, обеспечение региональной и глобальной безопасности, защита прав и интересов наших граждан, привлечение прямых иностранных инвестиций.

     В столь короткий по историческим меркам период РК закрепила за собой репутацию  ответственного субъекта международных  отношений. Наша страна активно участвует в решении актуальных мировых проблем и формировании нового миропорядка. Сегодня Казахстан заслуженно воспринимается на международной арене в качестве генератора стабильности, динамичной и процветающей модели развития государства.

Благодаря взвешенной и многогранной политике Главы государства  за годы Независимости в экономику  Казахстана привлечено более 130 млрд. долларов, доход на душу населения превысил 9 тыс. долларов. Казахстан – получатель более 80% всех внешних инвестиций в Центральную Азию. Каждый реализованный инвестиционный проект – залог благосостояния нашей нации и каждого отдельного гражданина. Инвестиции и инновации – движущие силы нового Казахстана в новом тысячелетии. МИД продолжает кропотливую работу по содействию в привлечении в отечественную экономику инвестиций, инноваций и новых технологий для роста благосостояния нашего народа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Признание суверенного Казахстана мировым сообществом 

     Возрастающее  влияние Казахстана в регионе  и мире в целом поддерживается успешным осуществлением ряда внешнеполитических инициатив, обеспечивается наличием стратегического партнерства с ведущими государствами, активной деятельностью в международных организациях и основывается на динамичном росте экономической мощи республики, поступательном расширении торгово-экономических и инвестиционных связей с внешним миром. За эти годы проведены сотни официальных и рабочих визитов Главы государства, а также поездок в Казахстан руководителей государств, правительств, международных организаций и внешнеполитических ведомств разных стран.

     Закрепив  международными договорами самые протяженные  сухопутные границы в мире с прилегающими странами, Казахстан выстроил отношения  дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с соседними и ведущими государствами. Сегодня наша республика установила дипломатические отношения со 138 странами. Казахстан имеет свыше 70 дипломатических миссий за рубежом, располагает в достаточном количестве персоналом профессиональных дипломатов. В результате активного сотрудничества с другими государствами в различных областях заключено более 3 тыс. международных договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного уровня.

     В Алматы и Астане функционируют около 70 посольств и дипломатических  представительств. Казахстан является членом 70 международных организаций, в 100 с лишним странах мира имеются посольства и консульства Казахстана.

       Исключительное значение во внешней  политике Казахстана имеет членство  в ООН. Решением 46-й сессии ООН  от 2 марта 1992 года Казахстан единогласно был принят в члены этой авторитетной всемирной организации. Казахстан стал 168-м членом ООН. При ООН было, открыто постоянное представительство Казахстана, Казахстан был признан мировым сообществом. 5 октября 1992 года Президент Н.А. Назарбаев выступил на 47-й сессий Генеральной Ассамблей ООН. В своей речи «Великодушие» каждой страны – залог благополучия планеты, он выдвинул инициативу Республики Казахстан по проведению Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Смысл ее состоял в том, чтобы создать в Азии структуры по типу СБСЕ в Европе.1) Насколько значительным и своевременным была инициатива казахстанского Президента, показало заседание этого Совета.

       Следует подчеркнуть, что 14 сентября 1999 года в Алматы, состоялась первая встреча руководителей внешнеполитических ведомств государств – участников СВМДА, они подписали Алматинскую «Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами – членами СВМДА.

В 1996 году в Шанхае (КНР) Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Китай подписали договор по вопросам доверия. Позже к «Шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан, и организация стала называться «Шанхайской организации сотрудничества» (ШОС). Члены организации координируют свои усилия по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, расширяя экономическое сотрудничество, совместно осуществляют проект по созданию системы воздушных, автомобильных и железных дорог и трубопроводов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблема ядерной безопасности 

Добровольно отказавшись  от ядерного оружия в 1992 году и благодаря  международным инициативам Главы  государства в сфере обеспечения  глобальной безопасности Казахстан, с  репутацией активного сторонника процесса разоружения и нераспространения  оружия массового уничтожения, получил международные гарантии безопасности от ведущих ядерных держав. В свою очередь формирование благоприятных внешних условий способствовало широкому привлечению иностранных инвестиций, повышению благосостояния казахстанского народа.

     В ходе прошедшего в апреле прошлого года Глобального саммита по ядерной  безопасности в Вашингтоне Президент  США Барак Обама назвал Главу  нашего государства «лидером международного процесса нераспространения».

В своем выступлении  на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре текущего года Лидер Казахстана выдвинул новый пакет важнейших инициатив в сфере нераспространения и обеспечения контроля над ядерной деятельностью. Глава государства заявил о безальтернативности стратегии безъядерного мира, важным этапом которой должно стать принятие конвенции об отказе ядерных держав от применения и угрозы применения ядерного оружия. В свете катастрофы на АЭС в Японии Президент Нурсултан Назарбаев выдвинул предложение о разработке универсальных и обязательных принципов безопасного использования атомной энергетики.

Кроме того, Казахстан  непосредственно граничит с такой  мощной ядерной державой, как Китай.

       Но наличие ядерного оружия  создавало и определенные проблемы, делая статус ядерной державы  Казахстана весьма призрачным. Республика не располагала всеми компонентами, составляющими завершенный цикл производства и возможного использования этого оружия; из-за отсутствия собственных квалифицированных военных и научно-технических специалистов была не в состоянии полностью его контролировать. Финансирование, связанное с ракетно - ядерным комплексом, было не под силу экономике Казахстана.

       Существовал и ряд внешнеполитических  причин, препятствующих превращению  Казахстана в полноценную ядерную  державу. Это, во-первых, активное противодействие России, которая считала себя единственной правопреемницей СССР в вопросе ядерного статуса. И, во- вторых, не менее активное противодействие Запада, в первую очередь США, обеспокоенных оружия во многие руки.

       Реакция внешнего мира, в первую очередь США, на ядерные планы Казахстана была негативной. На руководство республики стали оказывать давление в отношении вывода ядерного оружия. В ходе визитов в Казахстан госсекретаря США Д.Байкера в марте 1991 года, министра иностранных дел Великобритании Д. Хэрда, Франции – Р. Дюма, заместителя госсекретаря США Р. Бартоломью в начале 1992 года эти страны ясно дали понять, что расширения круга ядерных держав было бы нежелательно и что Казахстану следовало бы оказаться от ядерного оружия.

       Давление Запада сыграло свою  роль. Во время официального визита  Н, Назарбаева в США в мае  1992 года Казахстан присоединился  к Договору о нераспространение  ядерного оружия (ДНЯО) в качестве  безъядерной державы в обмен  на гарантии США обеспечить  безопасность Казахстану и обязался демонстрировать и вывести в Россию ракетно-ядерное стратегическое оружие с возмещением республике стоимости урана в ядерных боеголовках. На эти цели американцами Казахстану было выделено 84 млн. долларов США. 
 
 
 
 
 

4. Достижения внешней политики 

     Социально-экономические  успехи Казахстана закрепили основы внешнеэкономических связей – экономической  дипломатии, приоритетами которой остаются формирование благоприятного внешнего фона для привлечения прямых иностранных  инвестиций и новых технологий в целях реализации индустриально-инновационной программы страны.

Несомненным достижением  внешнеполитического курса Президента РК является развитие союзнических отношений  с Российской Федерацией. Сегодня  главные успехи взаимодействия с  РФ лежат в плоскости региональной интеграции, а также расширения торгово-экономического сотрудничества. Тандем двух государств стал прочным фактором стабильности и развития на огромном евразийском пространстве.

     Свидетельством  конструктивности внешней политики Казахстана выступает укрепление отношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества с нашим великим восточным соседом – Китайской Народной Республикой. РК использует в своих интересах рост глобального влияния КНР, расширяя и углубляя торгово-экономическое сотрудничество с этой страной.

Информация о работе Внешняя политика РК