Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:32, статья

Краткое описание

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации

Файлы: 1 файл

Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

В условиях рыночной экономики, существующих проблем в  области использования и охраны водных ресурсов (например, водоемкость  производства в России в несколько  раз выше по сравнению с промышленно развитыми странами), а также необходимости обеспечения устойчивого использования природно-ресурсного потенциала и, в том числе, водных объектов, сохранение данного положения нерационально.

Для решения  данной проблемы в 2009 году будет продолжена работа по подготовке проекта федерального закона, предусматривающего индексацию ставок водного налога, однако саму индексацию ставок данного налога с учетом общеэкономической ситуации целесообразно осуществлять не ранее 2011 года.

Кроме того, в  целях приведения в соответствие положений главы 25.2 "Водный налог" Кодекса с водным законодательством Российской Федерации целесообразно в 2009 - 2010 годах внести изменения в указанную главу в части уточнения плательщиков водного налога, объекта налогообложения и размера ставок.  

9. Налогообложение  в рамках специальных налоговых  режимов  

В рамках проведения налоговой политики в среднесрочной  перспективе необходимо обеспечить такое положение, при котором  с учетом того обстоятельства, что  специальные налоговые режимы - это  исключение из общего режима налогообложения, не будет расширена область их применения.

В целях придания специальным налоговым режимам  более целевого, стимулирующего характера  следует усовершенствовать критерии, дающие право субъектам предпринимательской  деятельности применять специальные  налоговые режимы, а также уточнить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых они могут применяться. Применение таких налоговых режимов должно стать возможным исключительно представителями малого предпринимательства.

1. В целях  снижения налоговой нагрузки  на экономических агентов в условиях экономического кризиса и с учетом замены единого социального налога на страховые взносы предлагается повысить, начиная с 2010 года сроком на 3 года, порог предельной величины доходов, позволяющей организации (индивидуальному предпринимателю) применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн. руб. в год. Соответственно, с 2010 года право перейти на упрощенную систему налогообложения получат организации, чьи доходы по итогам 9 месяцев 2009 года не превысили 45 млн. руб. Вместе с тем, учитывая существенное повышение указанной величины по сравнению с действующим значением, из Кодекса будут исключены нормы о ежегодном увеличении предельного значения доходов с применением коэффициентов-дефляторов, учитывающих изменение потребительских цен в предыдущие годы. Одновременно законодательство о налогах и сборах будет предусматривать положения, предотвращающие злоупотребления использованием упрощенной системы налогообложения путем дробления бизнеса, создания компаний-сателлитов и прочих способов для целей получения необоснованной налоговой выгоды.

2. Продолжится работа по регламентированию применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. В частности, будут расширены права субъектов Российской Федерации по определению потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, используемого для определения годовой стоимости патента. Кроме того, будут устранены внутренние противоречия между положениями статьи 346.25.1 Кодекса, регулирующими порядок применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

3. Будет продолжена  работа по уточнению перечня  видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены  на систему налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности, а также физических  показателей, используемых для исчисления этого налога. Применение данного налогового режима будет ограничено сферой предпринимательской деятельности, относящейся к микробизнесу.

4. Для повышения  объективности установления размеров  единого налога на вмененный  доход будет разработан порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемым указанным налогом, который должен основываться на системе отраслевых исследований базовой доходности, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Результаты этих исследований должны стать основой для внесения изменений в установленные Кодексом максимальные размеры базовой доходности, что должно производиться систематически, один раз в три года. При введении данного порядка корректировки базовой доходности будет отменено применение устанавливаемого на каждый календарный год корректирующего коэффициента базовой доходности К1, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем календарном году.  

10. Совершенствование  порядка изменения срока уплаты налога и иные вопросы налогового администрирования   

Главой 9 Кодекса в настоящее время урегулированы основные положения об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит не используются с учетом их предназначения. Это происходит не только из-за существующей неопределенности в отношении обоснования их предоставления и полномочий органов исполнительной власти или организаций подтверждать наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита, но и в связи с тем, что изменение сроков уплаты налогов отождествляется в ряде случаев с предоставлением налоговых льгот. При этом изменения, внесенные в Кодекс в 2008 году и направленные на передачу Министру финансов Российской Федерации полномочий по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате налога, касаются принятия решений по ограниченным случаям.

В целях обеспечения  более широких масштабов использования  отсрочки (рассрочки), инвестиционного  налогового кредита и уточнения  действующих правил изменения сроков уплаты налогов и сборов предлагается в 2009 году внести следующие изменения в законодательство о налогах и сборах:

1. Помимо перечисленных  в настоящее время в статье 64 Кодекса оснований предоставления отсрочки (рассрочки) предлагается предусмотреть и иные основания, не устанавливая их исчерпывающего перечня.

2. Необходимо  установить полномочия ФНС России определять наличие угрозы возникновения несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта в результате единовременной уплаты причитающихся налогов, пеней, штрафов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по результату анализа его финансового состояния в соответствии с методическими указаниями о порядке проведения такого анализа. Одновременно с этим необходимо определить такой порядок и федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку методических указаний.

3. Следует уточнить  такое основание для предоставления  отсрочки (рассрочки) по уплате  налога, как "задержка заинтересованному  лицу финансирования из бюджета", "недофинансирование". При этом  в целях недопущения образования  недоимки, начисления пеней и  применения налоговых санкций предлагается учитывать обстоятельства, когда получателю бюджетных средств не перечислены бюджетные средства, необходимые для своевременного исполнения им обязанности по уплате налогов и сборов.

4. Также необходимо  уточнить Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый для целей налогообложения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. N 382, в соответствии с которым отсрочка (рассрочка) может предоставляться на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 64 Кодекса.

5. В целях  более широкой практики использования  инвестиционного налогового кредита  представляется целесообразным  увеличение размера инвестиционного  налогового кредита, предоставляемого  заинтересованной организации при  проведении этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, с 30% до 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования.

6. Предлагается  расширить перечень оснований  и сроки предоставления инвестиционного налогового кредита для резидентов вновь создаваемых зон территориального развития в Российской Федерации.

7. В целях  повышения оперативности принятия  решений предлагается уполномочить  руководителей налоговых органов  по субъектам Российской Федерации предоставлять отсрочки по уплате налога на небольшие сроки (до 1 месяца) в пределах одного финансового года. При этом предполагается установить, что такая отсрочка может быть предоставлена налогоплательщику один раз в течение календарного года. Также необходимо в рамках установления ФНС России порядка предоставления отсрочек (рассрочек) разграничить уровни принятия таких решений.

В ходе реализации части первой Кодекса выявляется несовершенство отдельных норм, отсутствие урегулированности некоторых ситуаций в законодательстве. Некоторые подходы к решению спорных ситуаций формируются в ходе рассмотрения налоговых споров арбитражными судами. С учетом этого предлагается внести изменения в часть первую Кодекса по следующим направлениям:

- повышение эффективности  процедур досудебного обжалования  в части сроков рассмотрения жалоб, их продления в случае представления налогоплательщиком ранее не представлявшихся документов;

- урегулирование  подачи налогоплательщиками уточненных  налоговых деклараций, приводящих  к уменьшению суммы уплаченного  налога, относящихся к прошлым  налоговым периодам, превышающим глубину проведения налоговой проверки.  

11. Урегулирование  вопросов налогообложения организаций,  осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей  

В течение нескольких лет рассматривается вопрос об изменении системы налогообложения организаций, которые в рамках реализации проектов по строительству жилья, нежилых помещений также осуществляют строительство объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры, инженерных сетей. Проблемы налогообложения указанных организаций возникают вследствие того, что в соответствии с законодательством указанные объекты должны находиться в собственности муниципальных властей либо эксплуатирующих организаций. В этой связи обязательства организаций-застройщиков возникают вследствие обременений, сопровождающих получение этими организациями разрешений на строительство. В результате организации-застройщики не имеют возможности начислять амортизацию на построенное имущество, а при безвозмездной передаче объектов органам местного самоуправления либо эксплуатирующим организациям возникают обязательства сторон данных отношений по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость.

В этой связи  необходимо отметить, что возможность правомерного возложения обязанности на застройщиков (далее - застройщики, инвесторы) по строительству (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, с целью их последующей безвозмездной передачи в государственную (муниципальную) собственность законодательно закреплена только в рамках правоотношений, устанавливаемых между органами местного самоуправления и застройщиками по вопросу развития застроенных территорий и только в рамках соответствующего договора, заключаемого в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации определен перечень допустимых при заключении договора развития застроенной территории обременений инвесторов и установлен запрет на установление любых иных условий договора, влекущих за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления.

Учитывая, что  в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик вправе учесть при определении налогооблагаемой прибыли любые обоснованные, осуществленные в целях ведения предпринимательской деятельности и документально подтвержденные расходы (за исключением установленного перечня расходов, которые не учитываются при определении налоговой базы), а договор развития застроенной территории реализуется налогоплательщиком в рамках осуществления им предпринимательской деятельности, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует отнесению расходов организаций-инвесторов по выполнению условий договора развития застроенной территории, в том числе расходов по строительству транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Вместе с тем, учитывая правовую природу договора развития застроенной территории и  его значимость для развития рынка  доступного жилья, представляется целесообразным установить специальное правовое регулирование в отношении определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций организациями, осуществляющими строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей в рамках реализации договора развития застроенной территории, дополнив главу 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса соответствующими нормами.

Информация о работе Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов