Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:32, статья
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации
Кроме того, для введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
Согласно Графику работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, проект поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту N 51763-4 будет подготовлен Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России и внесен в Правительство Российской Федерации в 2010 году для последующего направления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с учетом необходимости принятия Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2010 году.
С включением в Кодекс главы, регулирующей
налогообложение недвижимости, налог
на недвижимость может быть введен в тех
субъектах Российской Федерации, где проведен
кадастровый учет объектов недвижимости
и утверждены результаты кадастровой
оценки объектов недвижимости.
6. Налог на
добычу полезных ископаемых (НДПИ),
взимаемый при добыче
Природные ресурсы остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации. Особое внимание уделяется системе налогообложения добычи полезных ископаемых, в отраслях по эксплуатации которых образуются значительные рентные доходы. В рамках дальнейшего совершенствования налогообложения добычи углеводородного сырья предлагается:
1. В целях рационального использования энергетических ресурсов и обоснованного снижения налоговой нагрузки на нефтедобывающую отрасль экономики в части НДПИ, а также создания стимулов для разработки месторождений с высоким уровнем затрат, будут введены "налоговые каникулы" при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях. Указанная льгота в виде нулевой ставки будет предоставлена на сроки 10 или 15 лет (в зависимости от вида лицензии) до достижения накопленного объема добычи на участке недр 20 млн. тонн для Черного моря и 30 млн. тонн - для Охотского моря.
2. В целях
создания стимулов для
3. В рамках повышения эффективности использования природных ресурсов в Российской Федерации предлагается продолжить работу по созданию налоговых и финансовых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также рассмотреть вопрос об отмене нулевой ставки с фактических потерь нефти и налогообложении добытой нефти на устье скважины с созданием соответствующих систем учета нефти и попутного газа.
4. В прошедшем
периоде продолжалось
5. В рамках дальнейшего совершенствования порядка налогообложения добычи полезных ископаемых предполагается разработать и закрепить с 2010 - 2011 годов в законодательстве о налогах и сборах механизм, позволяющий создавать налоговые стимулы для добычи нефти из комплексных месторождений, что позволит значительно увеличить эффективность разработки месторождений.
Одной из мер
по стимулированию дополнительной добычи
нефти и вовлечения в разработку
не разрабатываемых сегодня
6. В соответствии
с одобренными ранее
Предпочтительность
использования этого вида налогообложения
определяется тем обстоятельством, что
все горно-геологические и географические
характеристики месторождения, попытки
учесть которые при налогообложении в
настоящее время отражаются в наличии
разного рода понижающих коэффициентов
к ставке НДПИ, освобождений и налоговых
каникул, в конечном счете отражаются
в размере дохода, получаемом организацией-
Такой подход может быть реализован в разных формах, например, на основе применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, ресурсно-рентного налога или дополнительного налога на прибыль. Каждый налог имеет свои особенности. Например, налог на дополнительный доход (НДД) включает в себя механизм прогрессивности. Налоговая база НДД определяется как стоимость добытых и реализованных углеводородов, уменьшенная на величину затрат по производству и реализации продукции (за вычетом амортизации), производственных капитальных вложений и невозмещенных затрат предыдущего налогового периода. Ставка налога определяется значением Р-фактора, рассчитываемого как отношение накопленного дохода от добычи и реализации углеводородов к накопленным капитальным и эксплуатационным затратам на их добычу, и изменяется в диапазоне от 15% до 60%.
При этом НДД имеет ряд преимуществ по сравнению с НДПИ. В отличие от налога на добычу полезных ископаемых, НДД основан на показателях дополнительного дохода и Р-фактора, отражающих реальную экономическую эффективность разработки конкретного месторождения. Тем самым непосредственно учитываются горно-геологические и географические условия добычи углеводородов. В случае высокоэффективных проектов применение НДД обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства; одновременно улучшаются условия реализации низкоэффективных проектов. Применение НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости капитальных затрат, а последующее налогообложение соответствует показателям доходности. В рамках реализации налоговой политики предполагается в течение 2009 - 2010 годов завершить разработку подходов и необходимой нормативной правовой базы для введения налога на добавочный доход при добыче нефти и начать его применение на новых месторождениях нефти, начиная с 2011 - 2012 года.
При введении НДД на новых месторождениях целесообразно сохранение НДПИ в качестве налога, взимаемого при добыче нефти на "старых" месторождениях, а также в качестве некоторого минимального уровня налоговых изъятий на новых месторождениях, который бы гарантировал государству определенный уровень налоговых поступлений от реализации проекта, прежде всего на ранних стадиях добычи и в периоды низких цен. По налогу на добычу полезных ископаемых, взимаемому одновременно с НДД, должна быть установлена достаточно низкая ставка (например, с коэффициентом 0,3 - 0,5 к основной или адвалорная ставка 6 - 10%).
По сравнению
со схемой НДПИ налогообложение чистого
дохода является, однако, существенно
более сложным с точки зрения
налогового администрирования. Эффективная
реализация этого подхода на практике
требует решения ряда административных,
методических и технических проблем, включая
проблемы определения и применения для
целей исчисления налогов рыночных цен
на нефть и организации учета и контроля
доходов и затрат при добыче нефти в разрезе
месторождений (лицензионных участков).
В частности, необходимой предпосылкой
для применения НДД является эффективно
функционирующая система контроля за
трансфертным ценообразованием. В то же
время с точки зрения интересов долгосрочного
развития отрасли такое усложнение налоговой
системы представляется оправданным.
7. Налог на
добычу полезных ископаемых, уплачиваемый
при добыче твердых полезных
ископаемых
В рамках реализации основных направлений налоговой политики на предыдущие периоды в среднесрочной перспективе предполагалось реализовать комплекс мер по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. В частности, предполагалось в 2008 - 2009 годах перейти к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок (в первую очередь, в отношении каменного угля, торфа, солей и т.д.).
В связи с
этим будет активизирована работа по
совершенствованию
В частности, начиная с 2010 года предполагается перейти на взимание налога на добычу полезных ископаемых по углю на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля. В качестве самостоятельных видов полезных ископаемых будут выделены антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый и уголь за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, при этом для каждого вида угля будут установлены специфические налоговые ставки, что отражает наличие принципиально различных рынков угля с отличающимся уровнем цен. Специфические ставки налога по видам углей на 2010 год будут рассчитаны исходя из задачи обеспечения поступлений налога на добычу полезных ископаемых на уровне 2007 года с учетом фактически сложившегося уровня цен на уголь в 2008 году и их прогнозных значений на 2009 и 2010 годы. Так, за 1 тонну добытого антрацита будет установлена ставка 55 рублей, коксующегося угля - 70 рублей, бурого угля - 10 рублей, прочего угля - 34 рубля.
В рамках предлагаемого
порядка налогообложения добычи
угля будет предусмотрено
В качестве существенного
нововведения, позволяющего учесть при
налогообложении затрат налогоплательщика
на обеспечение безопасности труда при
добыче угля предполагается установить
возможность применения налогового вычета
к исчисленной сумме налога в размере
затрат, произведенных в целях обеспечения
безопасности труда на участках недр с
высоким уровнем метанообильности и склонностью
угольных пластов к самовозгоранию. Предполагается
также, что размер указанного налогового
вычета не будет превышать 30% суммы исчисленного
за налоговый период налога, а понесенные
расходы как текущего, так и капитального
характера, можно будет вычитать из суммы
исчисленного налога в течение трех лет
после месяца, в котором такие расходы
были осуществлены.
8. Совершенствование
водного налога
В целях стимулирования
рационального использования
Ставки водного налога, установленные главой 25.2 "Водный налог" Кодекса, сформированы на расчетной базе 2003 года и базовых экономических условиях 2004 года и не учитывают изменение экономических условий, произошедших за 5 лет со дня их принятия. Данные размеры ставок водного налога обеспечивают поступление сумм налога, составляющих менее 30% от суммы затрат, необходимых для оптимального содержания и развития водохозяйственного комплекса. При этом применение заниженных ставок водного налога не способствует заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования, а также означает выделение завышенных объемов государственных дотаций хозяйствующим субъектам, целесообразность предоставления которых не имеет экономического обоснования.