Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:32, статья

Краткое описание

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации

Файлы: 1 файл

Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

Кроме того, предусмотренное законодательством Российской Федерации нормативно-правовое регулирование правоотношений, связанных с развитием застроенных территорий, также не может быть признано экономически привлекательным для инвесторов, а соответствующие положения земельного, гражданского и градостроительного законодательства Российской Федерации требуют корректировки с целью установления четких правовых механизмов, обеспечивающих стимулирование развития жилищного и иного строительства.

В этой связи  представляется одновременно с внесением изменений в законодательство о налогах и сборах оценить целесообразность внесения ряда изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а именно предусмотреть, что при развитии застроенных территорий:

- заказчиками  при строительстве (реконструкции)  передаваемых в государственную  (муниципальную) собственность объектов  транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, осуществляемом застройщиком в рамках договора о развитии застроенной территории, выступают органы местного самоуправления;

- размещение  заказа на строительство (реконструкцию) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, передаваемых в государственную (муниципальную) собственность, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

- финансирование  строительства (реконструкции) объектов  транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей должно осуществляться застройщиком за счет собственных (привлеченных) средств.

Также необходимо отметить, что вопросы предоставления находящихся в государственной (муниципальной) собственности незастроенных земельных участков для целей строительства Земельным кодексом Российской Федерации также полноценно не урегулированы. Повсеместно при предоставлении находящихся в государственной (муниципальной) собственности незастроенных земельных участков для целей строительства существует практика навязывания указанными органами дополнительных обременений инвесторам в виде их обязательств по строительству (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, с целью их последующей безвозмездной передачи в государственную (муниципальную) собственность. Данные обязательства инвесторов с помощью административного понуждения закрепляются в инвестиционных договорах, договорах аренды, отдельных соглашениях инвесторов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, что придает им характер "добровольности", являясь на самом деле прямым нарушением норм Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы распоряжения находящимися в государственной (муниципальной) собственности земельными участками.

Существование такой практики является следствием как высокого уровня затрат инвестора  на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также  инженерных сетей в рамках деятельности по развитию застроенных территорий, так и несовершенства земельного законодательства, не содержащего норм, предусматривающих безусловную обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставить незастроенный земельный участок в аренду в целях строительства (путем предварительного согласования места размещения объекта строительства, путем продажи права аренды сформированного земельного участка на торгах). Фактическая возможность формального отказа уполномоченного органа в указанном предоставлении, его бездействия, а также бюрократического давления на инвестора при его обращении в органы государственной власти, органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка позволяет соответствующему арендодателю противоправно обременять инвестора обязательствами по созданию объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей и вынуждать впоследствии безвозмездно передать указанные объекты в государственную (муниципальную) собственность. С другой стороны, при осуществлении инвестором строительства объектов жилого назначения органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить потребность населения в услугах надлежащего качества в соответствующем секторе социальной сферы, что влечет за собой необходимость бюджетного финансирования строительства (реконструкции) соответствующих социальных объектов в условиях отсутствия в бюджетах соответствующего уровня средств на данные цели.

Такое положение  является мощным сдерживающим фактором обеспечения инвестиционной привлекательности в реальном секторе экономики - строительстве объектов жилого и производственного назначения.

В целях недопущения  неправомерных требований органов  государственной власти, органов  местного самоуправления о строительстве (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей и создания для инвесторов условий для осуществления строительства на незастроенных земельных участках представляется необходимым дополнить Земельный кодекс Российской Федерации положениями о безусловной обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления предоставить инвестору незастроенный земельный участок для целей строительства при соблюдении им требований земельного законодательства о форме обращения и процедуре такого предоставления.

Следует оценить  целесообразность дополнения Земельного кодекса Российской Федерации нормой о том, что распоряжение земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, возможно исключительно способами, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации. Наличие в Земельном кодексе Российской Федерации указанной нормы сделает невозможной практику заключения различных инвестиционных договоров, договоров аренды с условиями, предусматривающими обязательства арендатора по строительству (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей. Необходимо предусмотреть в качестве изъятия из указанной нормы случаи распоряжения земельными участками в рамках проведения процедур банкротства, обращения взыскания на заложенный земельный участок, осуществления приватизации, которые должны быть указаны непосредственно в Земельном кодексе Российской Федерации.

При этом удовлетворение требований организаций-застройщиков о законодательном закреплении в Кодексе порядка налогового учета расходов инвесторов при неправомерном принуждении к безвозмездной передаче в государственную (муниципальную) собственность социальных или инфраструктурных объектов (то есть фактическое разрешение законодателем относить на расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций) представляется нецелесообразным, поскольку внесение таких изменений будет способствовать легализации таких отношений и закреплению подобной практики.

Вместе с тем, учитывая, что практика неправомерных требований органов государственной власти, органов местного самоуправления о строительстве (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей носила в предыдущие годы массовый характер, с целью снижения налоговой нагрузки на инвесторов предполагается рассмотреть вопрос об урегулировании порядка учета для целей налогообложения прибыли организаций указанных расходов инвесторов, возникших до 1 января 2009 года из заключенных договоров аренды, инвестиционных договоров, соглашений между инвесторами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, предусматривающих строительство таких объектов.

Также для указанных  фактически сложившихся правоотношений необходимо рассмотреть целесообразность упрощенного порядка государственной регистрации права государственной (муниципальной) собственности на построенные (реконструированные) инвесторами объекты транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерные сети, переданные (передаваемые) безвозмездно в государственную (муниципальную) собственность.

Вышеуказанные меры, направленные на совершенствование законодательства, регламентирующего отношения по вопросам развития застроенных территорий, предоставления находящихся в государственной (муниципальной) собственности незастроенных земельных участков, позволят создать экономически выгодные условия для осуществления жилищного и иного строительства.   

12. Отмена единого  социального налога  

В связи с  принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.   

13. Государственная  пошлина  

Основными направлениями  совершенствования государственной  пошлины являются оптимизация перечня  юридически значимых действий, совершаемых  государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и (или) должностными лицами, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К указанным юридически значимым действиям отнесены, в частности:

выдача лицензий, разрешений, заключений, согласований, свидетельств, удостоверений, аттестатов, паспортов, документов (дубликатов документов) и иных документов;

государственная регистрация юридических и физических лиц, политических партий, средств массовой информации, актов, прав, ограничений (обременений) прав, договоров, объектов имущества, продукции, оборудования, материалов;

аккредитация  организаций;

внесение изменений  в государственные реестры, свидетельства, удостоверения и иные выдаваемые документы.

В рамках работы по совершенствованию взимания государственной  пошлины предусматривается:

уточнение действующих  размеров государственной пошлины  за совершение юридически значимых действий и оптимизация размеров государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимые действия,

разграничение полномочий федеральных органов  государственной власти, их территориальных  органов, а также находящихся  в их ведении федеральных государственных  учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий по совершению на платной основе юридически значимых действий и оказанию связанных с ними государственных услуг.

Соответствующий проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу распоряжением от 27 октября 2008 г. N 1552-р.  

14. Транспортный  налог  

В целях повышения  налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов предполагается с 2010 года внести следующие изменения в главу 28 Кодекса:

1) Предоставить  право органам власти субъектов  Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса;

2) Увеличить  средние ставки транспортного  налога, установленные статьей 361 Кодекса, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям, при желании, не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.  

15. Налогообложение  некоммерческих организаций, содействие  практике благотворительной деятельности  и добровольчества  

Информация о работе Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов