Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:32, статья
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации
В целях совершенствования порядка применения нулевой ставки налога по операциям, связанным с реализацией товаров, помещенных на территории Российской Федерации под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, что является актуальным в связи с мировым финансовым кризисом. При этом экспортерам предоставлено право представлять в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки реестры таможенных деклараций взамен копий таможенных деклараций.
Согласно вступившим в силу изменениям в законодательство о налогах и сборах был освобожден от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых за пределами таможенной территории Российской Федерации до 1 сентября 2008 года были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации. При этом режим освобождения российских судов применяется до 1 января 2010 года.
Также начиная с 1 января 2009 года были освобождены от налогообложения операции по реализации лома и отходов черных металлов.
В целях уточнения
порядка налогообложения
Кроме того, с 1 января 2009 года отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов; установлен вычет налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления в том же налоговом периоде, в котором осуществляется начисление налога на добавленную стоимость по этим работам; предоставлено право на вычет налога по авансовым платежам, перечисляемым продавцам товаров (работ, услуг).
В качестве важной
меры, направленной на ускорение возмещения
налога, необходимо отметить вступившее
в силу с 1 января 2009 года уточнение
порядка оформления результатов
камеральных налоговых проверок
налоговых деклараций, в которых
заявлена сумма налога к возмещению. Согласно
данному порядку по результатам налоговой
проверки одной декларации налоговые
органы вправе выносить два решения: одно
- в отношении сумм, правомерность принятия
которых к вычету документально подтверждена,
второе - в отношении сумм, по которым необходимо
представление дополнительных обосновывающих
материалов. В отличие от ранее действовавшего
порядка, когда по результатам камеральной
проверки одной декларации даже в случае
подтверждения права на возмещение части
заявленной суммы, выносилось одно решение
об отказе в возмещении, в настоящее время
налогоплательщики вправе возместить
из бюджета часть суммы, в отношении которой
налоговые органы не имеют возражений.
В среднем это позволило сократить сроки
возмещения налога на добавленную стоимость
в спорных случаях на 2 - 3 месяца по сравнению
с ранее действовавшим порядком.
3. Индексация
ставок акцизов
В связи с
уточнением размеров планируемой инфляции
при составлении проекта
В 2009 - 2010 годах ставки акцизов на нефтепродукты остаются неизменными. В связи с необходимостью решения задачи по созданию условий для эффективного инвестирования в модернизацию производства нефтепродуктов и выработки моторных топлив улучшенного качества с более высокой экологической безопасностью были определены ставки акцизов на моторное топливо с учетом его экологического класса.
Индексация ставок акциза на сигареты с фильтром на 2009 - 2011 годы была произведена на 20 процентов к предыдущему году и сигареты без фильтра (папиросы) - на 28 процентов к предыдущему году. В то же время индексация ставок акциза на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, а также на сигары предусматривается только в 2011 году - на 10 процентов по сравнению с 2010 годом.
В 2009 и 2010 годах сохранены без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и с иными октановыми числами, дизельное топливо и моторные масла. В то же время на 2009 год значительно увеличена ставка акциза на прямогонный бензин.
На 2011 год ставки
акцизов на автомобильный бензин
и дизельное топливо
Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4, 5 классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход, за счет чего сократятся сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива.
В целях создания экономически невыгодных условий для получения автомобильного бензина путем смешения прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число бензина (чаще всего именно таким способом получают автомобильный бензин низкого качества), с 2009 года получение подакцизных товаров путем смешения признается процессом производства только в том случае, если в результате смешения создается товар, в отношении которого Кодексом установлена более высокая ставка акциза.
Данная норма позволит также избежать получения отрицательной величины суммы акциза, подлежащей возмещению из бюджета, сократит число налогоплательщиков, реально не уплачивающих акциз в бюджет, и будет способствовать решению проблемы повышения качества моторных топлив.
В целях уточнения порядка исчисления акциза на табачные изделия было изменено определение понятия марки табачных изделий, которое применяется с 1 января 2009 года. Эта мера позволит производителям устанавливать различные максимальные розничные цены на табачные изделия одного названия, имеющие отличия в потребительских свойствах хотя бы по одному показателю, что дает производителям право отнести сигареты одного названия к разным маркам и, соответственно, устанавливать на них разные максимальные розничные цены.
Таким образом,
решается проблема применения максимальных
розничных цен и, соответственно,
уплаты акцизов, по табачным изделиям,
реализуемым организациями
4. Совершенствование
налога на доходы физических
лиц
В целях создания
благоприятных налоговых
Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.
Был также изменен порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды и в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, а также установлено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм оплаты профессионального образования и профессиональной подготовки физических лиц и сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В кризисных условиях в целях активизации рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Причем это решение было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, физические лица, которые приобрели право собственности на жилые помещения в 2008 году, смогут воспользоваться увеличенным налоговым вычетом.
Также был уточнен
круг лиц, получающих доходы в денежной
и натуральной формах в порядке
дарения, которые должны исчислять
и уплачивать налог на доходы физических
лиц самостоятельно, были освобождены
от налогообложения налогом на доходы
физических лиц суммы доходов в виде жилого
помещения, предоставленного в собственность
бесплатно на основании решения федерального
органа исполнительной власти в случаях,
предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих".
5. Введение налога
на недвижимость взамен
Основными направлениями налоговой политики на 2009 - 2011 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.
В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривается:
- разработка
и принятие нормативных
- принятие федерального
закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об
оценочной деятельности в
- разработка
нормативных правовых актов в
целях реализации положений
- информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008 - 2012 годы);
- определение
эффективной налоговой ставки
и налоговых льгот для
6. Совершенствование
налога на добычу полезных ископаемых
6.1. Налогообложение добычи нефти
В отношении налогообложения добычи нефти в дополнение к мерам, введенным с 2007 года, в целях стимулирования добычи нефти из месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами, в 2008 году принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", направленный на решение проблемы сохранения уровня добычи нефти, а также вовлечение в разработку новых месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой.