Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:32, статья

Краткое описание

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации

Файлы: 1 файл

Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

Вопрос об определении  рыночного уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг), необходимо решать в связи с тем, что к доходам от таких операций в настоящее время неприменимы положения статьи 40 Кодекса, т.к. эти правила относятся только к ценам реализации товаров (работ, услуг). В рамках совершенствования норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых целях следует распространить правила определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами.

Во-вторых, с  учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации  налогообложения посредством трансфертного  ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практике "недостаточной капитализации". Под практикой "недостаточной" или "тонкой" капитализации понимается замещение финансирования дочерних организаций через участие в капитале, что подразумевает распределение получаемой прибыли с помощью облагаемых налогом дивидендов, финансированием при помощи предоставления заемных средств и последующем распределении прибыли через уплату относимых на расходы процентов.

Ограничения на отнесение процентов по займам, предоставленным  взаимозависимыми лицами, с точки  зрения противодействия "недостаточной  капитализации" следует уточнить с учетом новых правил определения взаимной зависимости лиц. Также предполагается распространить предусмотренные в настоящее время правила, основанные на расчете финансового рычага, на взаимоотношения как с иностранными, так и с российскими лицами.

Возможным вариантом  также может являться более простой  подход, основанный на применении правила, согласно которому расходы по выплате  процентов ограничиваются фиксированной  долей налогооблагаемого дохода в пределах действительного размера  указанных расходов. При этом под расходами по выплате процентов понимаются расходы по выплате чистых процентов, то есть превышения сумм расходов по уплате процентов, осуществленных в налоговом периоде, над доходами в виде процентов, полученных в налоговом периоде. Этот подход возможно применять без определения взаимной зависимости лиц как условия для ограничения по принятию процентов к расходам.

В краткосрочной  перспективе в качестве оперативной  меры предполагается увеличить предельную ставку процента по долговым обязательствам, принимаемую к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, до величины, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Предполагается, что такое значение норматива отнесения процентов будет носить временный характер и распространится на отношения до 31 декабря 2009 года.  

Налогообложение операций с ценными бумагами

3. В современных  условиях возрастает потребность  в совершении операций по предоставлению  займов ценными бумагами. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает особенностей налогообложения налогом на прибыль организаций таких операций, что создает для налогоплательщиков значительные риски. В связи с этим требуется установить Кодексом правила налогообложения налогом на прибыль организаций таких операций, в том числе:

- правила определения  налоговой базы при совершении  договоров займа, в том числе  по займам, срок возврата по  которым не определен или определен  моментом востребования;

- правила налогообложения  дивидендов, процентов и иного  распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком, в том числе в случаях, когда одной из сторон сделки является нерезидент.

4. В рамках  применения налога на прибыль  организаций выявляются неурегулированные  ситуации, в частности, с операциями  РЕПО, в т.ч. с иностранными  участниками, доверительным управлением в случае, когда за пределами России находится хотя бы одно из трех лиц (учредитель, бенефициар, доверительный управляющий).

Если сделка РЕПО заключается между иностранной  организацией (продавец по первой части  РЕПО) и российской организацией (покупатель по первой части РЕПО) и в период, когда акции находятся у российской организации, происходит выплата дивидендов, следует предусмотреть норму, согласно которой российская организация обязывается удержать налог на дивиденды, не удержанный у источника выплаты дивидендов налоговым агентом или удержанный не в полной сумме.

В случае, когда  доверительным управляющим является российское лицо, а бенефициаром - иностранное, полагаем целесообразным предусмотреть  обязанность доверительного управляющего, который может быть сам зарегистрирован в реестре акционеров в качестве номинального владельца акций, представлять сведения о стране налогового резидентства бенефициара.

В этом случае эмитент  акций сможет при выплате дивидендов доверительному управляющему удерживать налог по ставке, соответствующей соглашению об избежании двойного налогообложения со страной резидентства бенефициара, при условии предоставления ему последним подтверждения своего постоянного местонахождения в этой стране.

5. В настоящее время операциями РЕПО Кодекс признает только операции с эмиссионными ценными бумагами. Следует предусмотреть норму, в соответствии с которой сделками РЕПО будут признаваться также операции с эмиссионными ценными бумагами иностранных эмитентов, соответствующих совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Это позволит создать дополнительный инструмент привлечения финансирования из-за рубежа.

6. Следует законодательно  закрепить возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными будут признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.

7. Принимая во  внимание нестабильность на финансовых  рынках, требуют уточнения установленные статьей 280 Кодекса правила определения рыночных цен ценных бумаг для налога на прибыль организаций.

В частности, необходимо сократить срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, с 12 месяцев до 90 дней. Аналогичный срок используется для определения рыночных цен на ценные бумаги в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере финансовых рынков.

Представляется  необходимым создать условия  для справедливой оценки ценных бумаг, не обращающихся на организованных рынках, для целей налогообложения налогом на прибыль организаций. Следует отказаться от определения рыночной цены ценных бумаг по цене аналогичных бумаг, поскольку применение критерия аналогичности на рынке ценных бумаг невозможно (в силу уникальности каждой ценной бумаги) и создает высокие риски признания такой цены необоснованной. Необходимо рассмотреть вопрос о возможности применения методики, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков, для определения рыночной стоимости ценных бумаг.

8. В рамках  системы мер, направленных на создание стимулов к появлению в России регионального финансового центра, будут установлены особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов.

9. Также предполагается  рассмотреть целесообразность уточнения  правил текущей переоценки отдельных  видов финансовых инструментов  срочных сделок (опционов) в целях  налога на прибыль организаций  для профессиональных участников  фондового рынка.

10. В рамках  разработки концепции создания  в Российской Федерации мирового  финансового центра в 2009 - 2010 годах  будут дополнительно рассмотрены  вопросы, связанные с налогообложением  доходов "стратегических" акционеров.

В частности, предполагается снять ограничение в 500 млн. рублей, необходимое для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.

11. Предполагается  уточнить порядок определения  налоговой базы налоговым агентом  по доходам от долевого участия  для организаций, получающих доходы  от долевого участия в российских  организациях. В частности, предполагается  установить, что при определении налоговой базы для таких организаций не учитываются доходы, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 275 Кодекса, а при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков - получателей дивидендов, как это предусмотрено в настоящее время.

12. Действующее законодательство предусматривает, что при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

1) по стоимости  первых по времени приобретений (ФИФО);

2) по стоимости  последних по времени приобретений (ЛИФО);

3) по стоимости  единицы.

В то же время  метод оценки ценных бумаг по стоимости  последних приобретений (ЛИФО) в международной практике практически не применяется. В бухгалтерском учете от этого метода уже отказались в рамках его реформирования и приближения к МСФО.

Необходимо отказаться от этого метода для целей налогообложения  прибыли как при оценке ценных бумаг, так и при оценке материально-производственных запасов.

Вышеназванные меры в части совершенствования  правового регулирования налогообложения  финансовых инструментов срочных сделок возможно реализовать в 2009 году в  рамках рассмотрения проекта Федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу распоряжением от 10 марта 2009 г. N 281-р, а также ряда проектов федеральных законов, внесенных депутатами Государственной Думой, на которые Правительством Российской Федерации были даны положительные заключения.   

Учет отдельных  видов расходов

13. В 2009 году  будут выработаны подходы к  решению отдельных вопросов налогообложения налогом на прибыль организаций розничной и мелкооптовой торговли. В частности:

- об отнесении  к расходам торговых организаций  при определении их налоговой  базы по налогу на прибыль  потерь, связанных с хранением  товаров и оказанием торговых услуг (розничной и мелкооптовой реализации товаров). Для этих целей предполагается установить общий предельный размер товарных потерь (в частности, потерь от порчи, боя, лома товаров, потери товарного вида), возникающих при оказании услуг в области розничной торговли, а потери по конкретным товарным группам будут приниматься в пределах, утверждаемых Правительством Российской Федерации норм (в том числе естественной убыли, потерь от порчи, боя, лома товаров, потери товарного вида) при транспортировке и оказании торговых услуг;

- о возможности  уменьшения налоговой базы по  налогу на прибыль организаций  торговли с открытым доступом  покупателей к товарам на сумму  товарных потерь от недостачи  товаров по неустановленным причинам, выявленных по результатам инвентаризации. Предполагается, что для учета указанных потерь в целях налогообложения прибыли в Кодексе будет установлен общий предельный размер таких потерь, а потери по конкретным товарным группам будут приниматься в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации; указанные предельные размеры товарных потерь предполагается установить в Кодексе в процентах от выручки от розничной реализации товаров;

- о принятии  к вычету из налоговой базы  по налогу на прибыль организаций  в составе амортизируемого имущества  затрат, связанных с созданием  и эксплуатацией объектов благоустройства (парковки, охрана);

- об учете  расходов на приобретение униформы  для персонала;

- об оценке  излишков товарных и материально-производственных  запасов при их реализации  или отпуске в производство  с целью исключения двойного  учета сумм выявленных излишков в налоговой базе по налогу на прибыль организаций.

В настоящее  время согласована концепция  соответствующего проекта федерального закона. Дальнейшая работа над законопроектом обусловлена подготовкой проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, разработка которых предусматривается законопроектом, что позволит произвести оценку выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы при принятии законопроекта.

Информация о работе Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов