Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:03, реферат
Мировая практика знает сотни банковских операций. Большинство же банков нашей республики освоили в лучшем случае один-два десятка. С другой стороны, практически все наши банки стремятся проводить любые известные им операции, не отдавая никаким из них явного предпочтения. В результате у нас нет ни действительно универсальных, ни рационально специализированных банков и кредитных учреждений. Недостаток специализированных кредитных учреждений делает невозможным оказание на высоком уровне многих банковских услуг, к числу которых можно отнести и факторинг.
Мировая практика знает сотни банковских операций. Большинство же банков нашей республики освоили в лучшем случае один-два десятка. С другой стороны, практически все наши банки стремятся проводить любые известные им операции, не отдавая никаким из них явного предпочтения. В результате у нас нет ни действительно универсальных, ни рационально специализированных банков и кредитных учреждений. Недостаток специализированных кредитных учреждений делает невозможным оказание на высоком уровне многих банковских услуг, к числу которых можно отнести и факторинг.
Факторинг - это достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки.
Факторинг (factor - в переводе с английского «агент, посредник») является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним. Он включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.
Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь, вследствие задержки платежа, и предотвращение появления сомнительных долгов, повышение ликвидности и снижение финансового риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в наиболее быстром получении денег по счетам.
В основе факторинга лежит покупка банком (факторской компанией) счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты части стоимости (70-90%) отфактурованных поставок и оплаты остальной части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее - торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы нашего столетия факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. Такое положение требовало более быстрой реализации продукции, т.е. перевода капитала из товарной формы в денежную форму. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременное получение средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности приобрела первостепенное значение. При неуплате в срок по векселю фирма-векселедержатель вынуждена взыскивать причитающуюся ей сумму в судебном порядке. Однако судебные издержки очень высоки, что вынуждает их списывать долги на убытки. Кроме того фирмы стремятся «не выносить сор из избы» и не допускать судебных издержек. В поисках выхода из сложившихся трудностей фирмы стали обращаться за помощью в банк или входящую в банковский холдинг специализированную компанию по урегулированию возникающих споров по оплате векселей и других товарных документов. В результате возник тесный контакт между отделами промышленных фирм, управляющими движением коммерческого кредита и банками, регулирующими споры между клиентами.
Банки передают тесно связанным с ними корпорациям и фирмам данные о кредитоспособности их контрагентов, способствуют быстрейшей оплате счетов, гарантируют возмещение долга, оказывают давление на клиентов, с тем чтобы они в спорах с «дружеской банку фирмой» выполняли её требования. Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение в последние два десятилетия. Отличие факторского кредита от коммерческого для продавца товара состоит в том, что он получает за проданный товар платеж наличными, а при продаже в кредит продавец получает только вексель. Полученный вексель поставщик может учесть в банке и получить наличные деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже счёта-фактуры.
Для покупателя преимущество факторского кредитования заключается в получении возможности вернуть долг через более длительный срок (в отдельных случаях договор пролонгируется под дополнительные обязательства). Разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товара через факторские отделы.
К факторинговым услугам банка предприятие прибегает в случае необходимости инкассации дебиторской задолженности , т.е. для получения денег в погашение задолженности по причитающему ему платежам. С этой целью поставщик продает (уступает) банку свои денежные требования к плательщику за поставленные товары , выполненные работы или оказанные услуги , передавая тем самым банку–фактору право получения платежа с плательщика. Объектом сделки может быть как срочная , так и просроченная дебиторская задолженность . Банк либо сразу выплачивает поставщику определенную сумму платежных документов , предоставляя ему по сути дела краткосрочный кредит , либо оплачивает денежные требования по мере погашения задолженности плательщиком в предусмотренные сроки. Наиболее распространенным является первый вариант.
Банки развитых стран в факторинговое обслуживание клиентов включают , как правило , широкий спектр дополнительных услуг, связанных с проведением расчетов и хозяйственно-финансовой деятельностью поставщиков: услуги по ведению полного бухгалтерского учета дебиторской задолженности , оказание юридической помощи при подготовке финансовых и других документов , консультирование по вопросам финансовой деятельности клиента, страховые услуги и т.д. В этом случае факторинг выступает как форма отношений банка с клиентом , включающая комплекс банковских операций , обеспечивающих универсаль-ный характер финансового обслуживания клиентов , которые сохраняют за собой главным образом производственные функции.
2. Факторинг. Общие положения.
Одним из наиболее перспективных видов банковских услуг является факторинг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.
Факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.
Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков: 1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований; 2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации; 3) инкассирование его задолженности; 4) страхование поставщика от кредитного риска. Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.
Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги называются фактор - фирмами. Они создаются крупнейшими банками (или сами банки выполняют функции фактор - фирм), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. Н международном уровне действует ассоциация "Фэкторз чейн интернэшл", членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) - покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования( счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:
предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.
Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных 'производственным процессом. Все это говорит о том, что факторинг представляет собой достаточно сложную и многогранную операцию.
Факторинг является весьма рискованной операцией , поскольку ее эффективность недетерминирована ,т.е. не полностью известна в момент заключения. В то же время недетерминированность эффективности является свойствами почти любой сделки, связанной с реализацией товаров или услуг, хотя при этом известны все условия операции : цена продажи , цена покупки, процент комиссионных для фактора. Однако существует риск невыполнения обязательств. Поэтому фактор при принятии решения должен провести сравнение прогноза эффективности данной сделки с эффективностью возможной безрисковой ( менее рискованной ) операции. При этом могут быть использованы следующие показатели риска факторинговой операции :
Информация о работе Организация факторинговых операций в ОАО "Белагропромбанк"