Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:34, курсовая работа
Цель написания работы – раскрыть особенности организации и учёта факторинговых операций в коммерческих банках.
Задачами моей работы является:
1. раскрыть основные понятия факторинга;
2. отразить различные виды факторинга;
3. исследовать учёт факторинговых операций;
4. оценить современное состояние факторинговых операций в кредитной организации
Введение……………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика факторинга и сущность факторинговых операций…. 5
1.1 Понятие и преимущества факторинга …………………………………………5
1.2 Сущность и виды факторинговых операций…………………………………………………………………………….. 9 1.3 Учет операций регрессионного факторинга…………………………….……13
1.4 Учет операций безрегрессионного факторинга………………………...……21
2.Анализ и оценка факторинговых операций на примере «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ОАО)………………………………………………………………………………..25
3. Преимущества и недостатки факторинговых операций………………………30
3.1 Преимущества……………………...…………………………………………..30
3.2 Недостатки факторинга………………...………………………………………31
Заключение……………………………………………….…………………………33
Список используемой литературы………………….………………..……………35
Благовещенский
финансово-экономический
Кафедра: Финансы и Кредит
Курсовая работа
По дисциплине «Учет в банке»
По теме: Факторинговые операции, их учет
Выполнила:
студентка 319 группы
Михайлова Ю.К.
Проверила: преподаватель
Шленская Е.К.
Благовещенск, 20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика
факторинга и сущность
1.1 Понятие и преимущества факторинга …………………………………………5
1.2 Сущность и виды факторинговых
операций…………………………………………………………
1.4 Учет операций
2.Анализ и оценка факторинговых
операций на примере «Азиатско-
3. Преимущества и недостатки
факторинговых операций……………………
3.1 Преимущества……………………...…………………
3.2 Недостатки
факторинга………………...……………………………
Заключение……………………………………………….…
Список используемой литературы………………….………………..…………
Введение
Эту тему для написания курсовой работы я выбрала, так как операция факторинга достаточна востребована на рынке и актуальна для развития в банковской сфере.
Цель написания работы – раскрыть особенности организации и учёта факторинговых операций в коммерческих банках.
Задачами моей работы является:
1. раскрыть основные понятия факторинга;
2. отразить различные виды факторинга;
3. исследовать учёт
4. оценить современное
состояние факторинговых
В своей работе для
достижения поставленных мною
задач я использовала
Факторинг - рискованный, но высоко прибыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.
Сейчас эти операции являются
неотъемлемой и широко распространённой
частью современной развитой банковской
системы. Банк, принявший на себя функции
по организации факторинговых
Первоначально факторинг, известный
еще с XVI—XVII вв., возник как операция
специализированных торговых посредников,
а позднее в него включились торговые
банки. Но только в 60-е годы прошлого
столетия факторские, операции пришли
на смену коммерческому кредиту
в вексельной форме и стали
широко применяться для обслуживания
процесса реализации продукции. Это
было вызвано усилением инфляционных
процессов и неустойчивостью
в экономике ряда стран в тот
период, что требовало более быстрой
реализации продукции, т.е. ускорения
перевода капитала из товарной формы
в денежную. Широко используемая в
странах рыночной экономики вексельная
форма расчетов не всегда гарантирует
своевременность получения
1. Общая характеристика
факторинга и сущность
1.1 Понятие и преимущества факторинга
Факторинг (от англ. factor - агент,
посредник) является разновидностью комиссионной
операции, сочетающейся с кредитованием
оборотного капитала поставщика, и
связан с переуступкой факторинговой
компании неоплаченных долговых требований,
возникающих между
Другими словами, с экономической точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность учётных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платёжных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать оборотным фондом факторинга - определённым объёмом денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка .
Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый отдел получает от своего банка и в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Отдел также может привлекать средства в срочные депозиты.
Факторинг можно определить как комплекс комиссионно-посреднических услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности, страхованию кредитных рисков, с последующим информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента, оказываемых на договорной основе и за фиксированную плату.
Фактор - специализированный финансовый институт, организатор факторинга. В качестве финансового агента по операциям факторинга договор могут заключить банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Однако в России порядок лицензирования в законодательстве до сих пор не оговорен, так что фактически в роли фактора может выступать коммерческий банк или его дочернее учреждение.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Услуги банка-фактора
привлекательны и для предприятий,
в общем торговом обороте которых
удельный вес экспорта невелик и
которым в силу этого невыгодно
держать специальный штат работников,
занятых обработкой внешнеторговой
документации, заниматься вопросами
получения выручки от поставленных
товаров на экспорт и валютными
проблемами. Кроме того, мелкие и
средние предприятия и
Основные экономические достоинства факторинга для клиента:
- увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
- превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
- возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
- независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;
- возможность расширения оборотов;
- экономия собственного капитала;
- улучшение финансового планирования.
С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учёта, увеличении оборота и прибыльности.
Благодаря факторинговому обслуживанию
поставщику создаются условия для
концентрации его на основной, производственной
деятельности, ускорения оборота
его капитала, повышения в нем
доли производительного капитала и,
соответственно, увеличение его доходности.
Поставщик может планировать
поступление средств и
При заключении соглашения о факторинговом обслуживании поставщик имеет возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что подобное обслуживание дает все упомянутые выше преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале.
Классический факторинг
в той форме, в которой он практикуется
во всем мире, предполагает наличие
коммерческого кредита, т.е. кредита,
предоставляемого в товарной форме
продавцами покупателям в виде отсрочки
платежа за проданные товары и
оформляемого открытым счетом. Последнее
означает, что продавец отгружает
товар покупателю и направляет в
его адрес
Предоставление коммерческого
кредита, особенно на условиях открытого
счета, когда покупатель не выдает продавцу
никакого долгового обязательства,
всегда предполагает риск. Прежде всего,
в течение срока кредита
В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
В операции факторинга обычно участвуют три стороны:
1) фактор (банк) - покупатель требования;
2) клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;
3) плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
Факторинговые операции банков классифицируются по некоторым признакам:
1) По территориальному признаку:
- внутренние - форма факторинговой услуги, при которой поставщик и его клиент, а также банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в одной и той же стране;
- международные - форма факторинговой услуги, при которой поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортёр заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определённого круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).
2) По видам операций:
- открытые - форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании. Уведомление осуществляется путём надписи на счёте-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определённый банк и платить следует в его пользу.
- взаимные (двухфакторные) - форма факторинговой услуги, при которой во время обслуживания банк передаёт определённый объём работ факторинговой компании, действующей на стороне импортёра. В свою очередь банк будет действовать в своей стране по поручению иностранной факторинговой компании. Экспортёру достаточно заключить соглашение только с банком, в котором он обслуживается. Этот вид факторинга характеризуется большим количеством издержек по сравнению с прямым факторингом, особенно если экспортёр выставляет значительное число счетов на небольшие суммы.