Факторинговые операции, их учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы – раскрыть особенности организации и учёта факторинговых операций в коммерческих банках.
Задачами моей работы является:
1. раскрыть основные понятия факторинга;
2. отразить различные виды факторинга;
3. исследовать учёт факторинговых операций;
4. оценить современное состояние факторинговых операций в кредитной организации

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика факторинга и сущность факторинговых операций…. 5
1.1 Понятие и преимущества факторинга …………………………………………5
1.2 Сущность и виды факторинговых операций…………………………………………………………………………….. 9 1.3 Учет операций регрессионного факторинга…………………………….……13
1.4 Учет операций безрегрессионного факторинга………………………...……21
2.Анализ и оценка факторинговых операций на примере «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ОАО)………………………………………………………………………………..25
3. Преимущества и недостатки факторинговых операций………………………30
3.1 Преимущества……………………...…………………………………………..30
3.2 Недостатки факторинга………………...………………………………………31
Заключение……………………………………………….…………………………33
Список используемой литературы………………….………………..……………35

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 63.33 Кб (Скачать)

Благовещенский  финансово-экономический колледж  филиал фгОбу ВПО «финансовый  университет при правительстве  РФ»

 

Кафедра: Финансы и Кредит

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Учет в  банке»

По теме: Факторинговые  операции, их учет

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 319 группы

Михайлова Ю.К.

Проверила: преподаватель

Шленская Е.К.

 

 

Благовещенск, 20

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика  факторинга и сущность факторинговых  операций…. 5

1.1 Понятие и преимущества  факторинга …………………………………………5

1.2 Сущность и виды факторинговых  операций…………………………………………………………………………….. 9    1.3 Учет операций регрессионного факторинга…………………………….……13

1.4  Учет операций безрегрессионного  факторинга………………………...……21

2.Анализ  и оценка факторинговых  операций на примере «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ОАО)………………………………………………………………………………..25

3. Преимущества и недостатки  факторинговых операций………………………30

3.1 Преимущества……………………...…………………………………………..30

3.2 Недостатки  факторинга………………...………………………………………31

Заключение……………………………………………….…………………………33

Список используемой литературы………………….………………..……………35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эту тему для написания  курсовой работы я выбрала, так как  операция факторинга достаточна востребована на рынке и актуальна для развития в банковской сфере.

Цель написания работы – раскрыть особенности организации  и учёта факторинговых операций в коммерческих банках.

Задачами моей работы является:

1. раскрыть основные понятия  факторинга;

2. отразить различные  виды факторинга;

3. исследовать учёт факторинговых  операций;

4. оценить современное  состояние факторинговых операций  в кредитной организации

 В своей работе для  достижения поставленных мною  задач я использовала законодательные  и нормативные акты, различные  учебные пособия, периодические  пособия.

Факторинг - рискованный, но высоко прибыльный бизнес, эффективное  орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.

Сейчас эти операции являются неотъемлемой и широко распространённой частью современной развитой банковской системы. Банк, принявший на себя функции  по организации факторинговых отношений, увеличивает спектр услуг, оказываемых  клиентам, а также получает дополнительный источник доходов и расширяет  свою ресурсную базу. Помимо этого  факторинговые услуги ускоряют получение большой части долгов, способствуют более полному погашению дебиторской задолженности, снижают расходы, связанные с осуществлением расходов по обслуживанию расчетов с покупателями, а также обеспечивают своевременность поступления денег поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков.

Первоначально факторинг, известный  еще с XVI—XVII вв., возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее в него включились торговые банки. Но только в 60-е годы прошлого столетия факторские, операции пришли на смену коммерческому кредиту  в вексельной форме и стали  широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это  было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью  в экономике ряда стран в тот  период, что требовало более быстрой  реализации продукции, т.е. ускорения  перевода капитала из товарной формы  в денежную. Широко используемая в  странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует  своевременность получения средств  и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому  проблема дебиторской задолженности  для поставщиков приобрела первостепенное значение.

 

 

 

 

 
 

1. Общая характеристика  факторинга и сущность факторинговых  операций

1.1 Понятие и  преимущества факторинга

Факторинг (от англ. factor - агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием  оборотного капитала поставщика, и  связан с переуступкой факторинговой  компании неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами  в процессе реализации товаров и  услуг. Именно поэтому факторинговые  операции называют еще кредитованием  продаж поставщика или предоставлением  факторингового кредита поставщику.

Другими словами, с экономической  точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность  учётных операций). Применительно  к деятельности банков под факторингом  понимается покупка ими срочных  платёжных требований, возникающих  из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая  компания, должен располагать оборотным  фондом факторинга - определённым объёмом  денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка .

Источниками формирования средств  для факторинга являются собственные  средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства. Соотношение  между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый  отдел получает от своего банка и  в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении  сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Отдел  также может привлекать средства в срочные депозиты.

Факторинг можно определить как комплекс комиссионно-посреднических услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности, страхованию  кредитных рисков, с последующим  информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента, оказываемых на договорной основе и  за фиксированную плату.

Фактор - специализированный финансовый институт, организатор факторинга. В качестве финансового агента по операциям факторинга договор могут  заключить банки и иные кредитные  организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Однако в России порядок лицензирования в законодательстве до сих пор  не оговорен, так что фактически в роли фактора может выступать  коммерческий банк или его дочернее учреждение.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и  средних предприятий, которые традиционно  испытывают финансовые затруднения  из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Услуги банка-фактора  привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых  удельный вес экспорта невелик и  которым в силу этого невыгодно  держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами  получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными  проблемами. Кроме того, мелкие и  средние предприятия и организации  часто испытывают большие или  маленькие трудности при получении  банковских кредитов. Для них использование  факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.

Основные экономические  достоинства факторинга для клиента:

-  увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

-  превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;

-  возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

-  независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;

-  возможность расширения оборотов;

-  экономия собственного капитала;

-  улучшение финансового планирования.

С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное  инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении  бухгалтерского учёта, увеличении оборота  и прибыльности.

Благодаря факторинговому обслуживанию поставщику создаются условия для  концентрации его на основной, производственной деятельности, ускорения оборота  его капитала, повышения в нем  доли производительного капитала и, соответственно, увеличение его доходности. Поставщик может планировать  поступление средств и погашение  собственной задолженности. Авансирование  факторинговой компанией поставщика, размер которого зависит от текущего уровня производства, не создает для  него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности. Факторинг уменьшает сумму баланса  поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения  собственного и привлеченного капитала.

При заключении соглашения о факторинговом обслуживании поставщик  имеет возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих  те функции, которые берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что подобное обслуживание дает все упомянутые выше преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале.

Классический факторинг  в той форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие  коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого в товарной форме  продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и  оформляемого открытым счетом. Последнее  означает, что продавец отгружает  товар покупателю и направляет в  его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности  в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Платеж по открытому  счету осуществляется обычно в пределах 30-90 дней с даты отгрузки и выставления  счета. Проценты за пользование кредитом по открытому счету устанавливаются  на низком уровне или не взимаются  совсем. Открытый счет предполагает высокую  степень взаимного доверия, и  применяется обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов: фирм и их филиалов, с брокерами при многократных поставках одного товара, особенно мелкими партиями.

Предоставление коммерческого  кредита, особенно на условиях открытого  счета, когда покупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, всегда предполагает риск. Прежде всего, в течение срока кредита должник  может обанкротиться. Кроме того, для сделок, предполагающих предоставление коммерческого кредита, велика вероятность  появления сомнительных долгов. Поэтому  широкое распространение коммерческого  кредита приводит к необходимости  эффективного управления им: своевременного инкассирования долговых требований для минимизации потерь от просрочки платежа и предоставления появления сомнительных долгов. Именно факторинговая компания в силу характера предоставляемых ею услуг способна осуществлять подобное управление и страхование связанных с коммерческим кредитом рисков. Таким образом, можно говорить о том, что с помощью факторинга происходит институционализация коммерческого кредита, т.е. поглощение его учреждениями кредитно-финансовой сферы.

1.2 Сущность  и виды факторинговых операций

В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных  требований поставщика на отгруженную  продукцию и передача поставщиком  банку права требования платежа  с покупателя. Поэтому факторинговые  операции называют также кредитованием  поставщика или предоставлением  факторингового кредита поставщику.

В операции факторинга обычно участвуют три стороны:

1)  фактор (банк) - покупатель требования;

2)  клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;

3)  плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.

Операция факторинга заключается  в том, что факторинговый отдел  банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости  поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и  комиссионных платежей, в строго обусловленные  сроки независимо от поступления  выручки от дебиторов. Если должник  не оплачивает в срок счета, то выплаты  вместо него осуществляет факторинговый отдел.

Факторинговые операции банков классифицируются по некоторым признакам:

1) По территориальному  признаку:

-  внутренние - форма факторинговой услуги, при которой поставщик и его клиент, а также банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в одной и той же стране;

-  международные - форма факторинговой услуги, при которой поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортёр заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определённого круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).

2) По видам операций:

-  открытые - форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании. Уведомление осуществляется путём надписи на счёте-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определённый банк и платить следует в его пользу.

-  взаимные (двухфакторные) - форма факторинговой услуги, при которой во время обслуживания банк передаёт определённый объём работ факторинговой компании, действующей на стороне импортёра. В свою очередь банк будет действовать в своей стране по поручению иностранной факторинговой компании. Экспортёру достаточно заключить соглашение только с банком, в котором он обслуживается. Этот вид факторинга характеризуется большим количеством издержек по сравнению с прямым факторингом, особенно если экспортёр выставляет значительное число счетов на небольшие суммы.

Информация о работе Факторинговые операции, их учет