Организация учета кассовых операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы «Организация учета кассовых операций» определяется необходимостью организации кассовых операций в КО. Целью курсового проекта является углубленное изучение теоретико-методологических основ формирования и совершенствование кассовых операций. Главной целью изучения данной темы является:
Рассмотрение организации кассовых операций в КО;
Рассмотрение оформления и учета операций в КО.
Исходя из данной целевой установки основное внимание в данном курсовом проекте было уделено решению следующих задач:
обоснованию объективной необходимости формирования кассовых операций;
оценке значимости разработки данной темы на современном этапе развития банковской системы;
исследованию возможностей совершенствования формирования кассовых операций.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 212.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и  науки

Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

 ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

 

 

 

                                                        Кафедра «Финансы и кредит»

                                                                            Факультет, группа         Финансовый 4ФБ

                                                               Специальность               080105.65

                                                   Курс                                   4

                                                               № зачетной книжки         Ф05-154

                                                                Кафедра                банковское дело                                                                     

 

 

 

 

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Учет и операционная деятельность в банках»

 

на тему: «Организация учета кассовых операций»

по материалам: Сберегательного банка Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

Студент: Ковалева Светлана Сергеевна

Научный руководитель: Мерцалова Алла Ивановна

Рецензент: ___________________________________________

 

Оценка:  _____________________________________________

 

 

 

 

Орёл-2009

 

Введение

Банковская система  – одна из важнейших структур рыночной экономики. В России была ликвидирована многофилиальная централизованная банковская система и заменена западной двухуровневой, которая состоит из верхнего уровня- Банк России, 2 уровня – остальные виды кредитных учреждений. Центральный банк страны - это основной проводник денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения. Первичная обязанность его в рыночной экономике – защищать стоимость и покупательную способность денег и создавать нормальные условия функционирования финансовых рынков.

Сберегательный Банк Российской Федерации – старейший  банк страны. Созданный в 1841 году как  финансовый институт для малоимущих слоёв населения, он и по сегодняшний  день остаётся единственным банком, который  обслуживает наименее обеспеченные группы физических лиц. Это единственный банк, который сохранил свою структуру после распада СССР.

Но новые экономические  требования, рыночные реформы начала 90-х годов потребовали серьёзных  изменений в работе Банка и  быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Поэтому главными задачами первых лет деятельности Банка в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов.

К 1996 году период гиперинфляции  закончился, и экономическая ситуация в стране существенно изменилась. Основная задача была решена: система  Сбербанка России устояла и сохранила  основу. Кроме того, Банк сформировал стабильную ресурсную базу, нарастил потенциал отделений и филиалов. Но теперь перед Банком встала задача эффективного управления привлекаемыми ресурсами. Принятая в 1996 году собранием акционеров Концепция развития Сбербанка России до 2000 года была нацелена на трансформацию Банка в универсальный коммерческий банк, главным образом через развитие банковского обслуживания корпоративных клиентов. Кроме того, Концепция подчёркивала приоритетность участия Банка в решении актуальных задач оздоровления денежно-кредитных отношений, развития отечественной экономики, участия в крупных государственных проектах, имеющих важное социальное значение.

Правильность определённого  Концепцией направления развития Банка  была подтверждена во время кризиса  финансовой системы страны в 1998 году. Сбербанк России не только подтвердил репутацию самого надёжного банка страны, пройдя кризис с минимальным уровнем потерь, но и обеспечил доступ к банковским услугам значительному количеству новых клиентов, в том числе крупных корпоративных клиентов – юридических лиц.

Кассовые операции –  это операции связанные с получением, выдачей, хранением и перевозкой наличных денег. Значение банковских кассовых операций определяется тем, что от них  зависят формирование кассовой наличности в хозяйстве, соотношение денежных средств между различными активами, статьями, пропорции между массой бумажных купюр и разменной монетой.

Актуальность темы курсовой работы «Организация учета кассовых операций» определяется необходимостью организации кассовых операций в КО. Целью курсового проекта является углубленное изучение теоретико-методологических основ формирования и совершенствование кассовых операций. Главной целью изучения данной темы является:

  • Рассмотрение организации кассовых операций в КО;
  • Рассмотрение оформления и учета операций в КО.

Исходя из данной целевой  установки основное внимание в данном курсовом проекте было уделено решению  следующих задач:

  • обоснованию объективной необходимости формирования кассовых операций;
  • оценке значимости разработки данной темы на современном этапе развития банковской системы;
  • исследованию возможностей совершенствования формирования кассовых операций.

Важным является наличие  в курсовом проекте специального раздела – практическая часть, в  котором на конкретных примерах рассматриваются:

  • документооборот и порядок учета приходных и расходных операций;
  • порядок оформления и учета операций по подкреплению операционной кассы КО и сдаче денежной наличности в РКЦ;
  • порядок формирования и хранение кассовых документов.

Для лучшей характеристики изучения практического материала в работе представлены ряд схем, таблиц, графиков, диаграмм, документов, иллюстрирующие основной материал работы. Кроме того данная работа имеет перечень ссылок на материал приложений.

Методы исследования курсовой работы по теме «Организация учета кассовых операций» основано на исследовании диалектической логики и системного подхода.

В ходе рассмотрения различных  вопросов в теоретическом и практическом разделах была изучена и сгруппирована  общая и специальная литература;  нормативно-правовые акты: Федеральные законы, положения, указания, выпущенные Центральным банком РФ, статистические данные, публикаций в периодической печати, разработки различных авторов по банковскому делу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Краткая характеристика исследуемого банка

30 октября 1841 года, Указам  Императора Николая 1 положено  начало истории сберегательного  дела в России. Первые Сберегательные  кассы открылись в 1862 году при  Московской и Санкт-Петербургской  сохранных казнах. Двадцать лет спустя наряду с двумя столичными насчитывалось уже 146 губернских касс. В 1862 году, когда сберкассы были переданы в ведение учреждённого в 1860 голу Госбанка России, общая сумма вкладов на 140 тысячах сберегательных книжек составляла 11,5 млн. руб.

Важнейшей предпосылкой для ускоренного развития сберегательного дела в стране явилась денежная реформа 1895-1897 годов, проведённая министром финансов России С.Ю.Витте. Введение твёрдой, свободно конвертируемой валюты, успешное развитие российской экономики способствовали росту сбережений населения и соответствующему расширению сети сберкасс. К 1900 году их насчитывалось 5415 с общим объёмом вкладов 660 млн. руб.

В рамках денежной реформы  была построена вся кредитно-финансовая система России, в том числе  сберегательные учреждения. Согласно принятому в 1895 году Уставу сберегательных касс они стали именоваться государственными, что подчёркивало их значение для государства и его ответственность за помещаемые в них средства. Указанные средства направлялись на финансирование железнодорожного строительства, регулирование фондового рынка и прочие государственные нужды. Однако огосударствление сберегательного дела имело и отрицательные последствия, так как значительная часть народных сбережений шла на поддержание приходившего в упадок помещичьего землевладения и военных нужд. Расходуя свободные средства населения на внутренние займы, правительство отвлекало их от инвестиций в те отрасли экономики, где они могли бы сыграть более эффективную, созидательную роль.

В 1948 году был принят новый Устав сберкасс, который внёс существенные изменения в их деятельность. Расширились функции сберкасс, они стали осуществлять безналичные расчёты, перечислять заработную плату работникам на из счета.

В 1963 году сберкассы были переданы в введение Госбанка,  сбережения населения с вкладов стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов. В 1987 году на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения – Сбербанк СССР, который обслуживал и юридические лица. В составе Сбербанка СССР было образовано 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.

Принятым в июле 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский  банк Сбербанка СССР объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учреждённый на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. Вскоре  Сбербанк России зарегистрировал свой Устав в Центральном Банке Российской Федерации и впервые провёл эмиссию акций.

В 1996 году была принята  Концепция развития Сбербанка России до 2000 года, нацеленная на его трансформацию  в универсальный коммерческий банк посредством расширения обслуживания корпоративных клиентов при сохранении специализации и лидерства на рынке розничных услуг.

Впервые в 1999 году он привлёк  крупнейший для российских банков синдицированный  кредит западных банков, причём на наиболее выгодных для России условиях. Банку  был присвоен официальный рейтинг международного рейтингового агентства Fitch IBCA. Сбербанк России – единственный из коммерческих банков России, вошедших в число 200 крупнейших кредитных институтов мира, в первую сотню европейских банков и ставший членом Всемирного института сберегательных касс. Ему был предоставлен статус наблюдателя в Европейской группе сберегательных банков (ЕГСБ).

На 1 января 2008 года филиальная сеть Сбербанка России состояла из 20101 подразделения, включая 17 территориальных  банков, 840 отделений и 19244 внутренних структурных подразделения. Последние, в свою очередь, включали 7273 дополнительных офиса. 11927 операционных касс вне кассового узла и 44 передвижных пункта кассовых операций. Кроме того, на начало 2008 года функционировало 57 обменных пунктов, расположенных вне операционных подразделений банка. Банк проводит целенаправленную работу по оптимизации структуры управления филиальной сетью на уровне субъектов Российской Федерации, объединяя отделения и формируя на их базе крупные управленческие центры, обеспечивающие эффективное развитие бизнеса. В 2007 году были реорганизованы 153 отделения банка [23].

Сегодня Сбербанк России эффективно и на выгодных условиях привлекает в российскую экономику  ресурсы крупнейших частных финансовых структур развитых иностранных государств.  Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли. (Приложение А, Б,В)

Сбербанк России является традиционным лидером на рынке розничных  банковских услуг. Неизменная стабильность, финансовая устойчивость, исполнение всех своих обязательств перед клиентами, гибкая процентная политика позволяют  поддерживать доверие населения, обеспечивать устойчивый приток денежных средств во вклады.

В начале 2007 года банком была проведена реорганизация продуктового ряда: вместо 20 видов вкладов предложено 5 видов, причем по некоторым из них, в том числе и по вкладам  для наименее социально защищенных клиентов Банка, условия стали более привлекательными. Новые вклады были положительно восприняты на рынке и получили значительное развитие – к  концу года по ним было открыто свыше 6 млн. счетов, а остаток средств на этих счетах составил 635,5 млрд. рублей.

В результате проведенной оптимизации  продуктового ряда и процентной политики, активного привлечения клиентов к перечислению через Сбербанк России заработной платы и пенсий совокупный остаток средств физических лиц  на счетах по вкладам увеличился за год на 35,2%. Деньги частных клиентов, размещенные во вклад, по-прежнему составляют основу ресурсной базы банка – на них приходится около 65% всех привлеченных средств (рис. 2.1). При этом по итогам отчетного года их доля снизилась на 1,5 п., в результате чего – за счет других источников привлечения – стала более высокой степенью диверсификации ресурсной базы [23].

 

 

 

Рисунок 2.1 Структура привлеченных средств

Информация о работе Организация учета кассовых операций