Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:46, контрольная работа
Переход к рыночной экономике и связанные с ним коренные изменения
хозяйственных отношений – разгосударствление и приватизация предприятий,
замена директивного управления свободным предпринимательством – неизбежно
ставят российские предприятия перед необходимостью работать по-новому, по
законам и требованиям рынка, приспосабливая все стороны своей
отрасли, отдельной страны.
2. В зависимости от того, какие потребности определили спрос на
соответствующий товар, могут быть выделены следующие виды рынков:
· потребительский рынок;
· рынок предприятий:
- рынок
товаров промышленного
- рынок промежуточных продавцов;
- рынок государственных учреждений;
· международный рынок.
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие
или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Этот
рынок состоит из множества субрынков, таких как рынок молодежи, пожилых людей и
т.п.[5]
Рынок предприятий – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары
для использования их в дальнейшем производстве, для перепродажи или
перераспределения.[6] Он имеет три
разновидности:
- рынок товаров промышленного назначения – это совокупность отдельных лиц
и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются либо при
производстве других товаров и услуг (сырье, материалы), продаваемых или
сдаваемых в аренду, либо в качестве составной части иных товаров и услуг,
поставляемых потребителям (например, комплектующие изделия).
[7]
Основные характеристики рынка
товаров промышленного
меньшее число покупателей;
при их немногочисленности покупатели крупнее;
покупатели сконцентрированы географически;
спрос на эти товары резко меняется (например, спрос на потребительские товары
может привести к росту спроса на оборудование для их производства);
- рынок промежуточных продавцов – это совокупность отдельных лиц и
организаций (посредников, дилеров, дистрибьюторов), приобретающих товары для
перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
[9]
Товары приобретаются
обеспечения бесперебойного функционирования их собственных предприятий.
Закупки для себя осуществляются промежуточными продавцами в роли
производителей.
- рынок государственных учреждений составляют федеральное правительство и
региональные органы власти, закупающие или арендующие товары, необходимые для
выполнения своих основных властных функций.
[10]
Характерной чертой государственных закупок является сокращение расходов
налогоплательщиков, т.е. приобретение товаров по самым низким ценам.
Особенностью осуществления
оформления большого числа документов (многочисленность подписей), в
результате чего затягивается процесс выдачи заказа.
Международный рынок состоит из всех покупателей товаров и услуг,
находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц,
производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
[11]
3. Классификация рынков с точки
зрения характера
продавцами и покупателями:[12]
· закрытый рынок — это товарный рынок, где взаимодействуют
производители и потребители, связанные различными формами некоммерческих
отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового
контроля, специальными договорами, которые не носят сугубо коммерческий
характер;
· открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности
неограниченного круга независимых продавцов и покупателей.
4. Если рассматривать рынок как
совокупность покупателей,
географическим положением, то можно выделить:
[13]
· мировой рынок – рынок, включающий страны всего мира;
· региональный рынок – рынок, охватывающий всю территорию
данного государства;
· местный рынок – рынок, включающий один или несколько районов страны.
5. С точки зрения особенностей
и содержания маркетинговой
выделяются следующие рынки:[
· целевой — рынок, на котором фирма реализует или собирается
реализовывать свои цели;
· бесплодный — рынок, не имеющий перспектив для реализации
определенных товаров;
· основной — рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;
· дополнительный, т. е. рынок, на котором обеспечивается
продажа некоторого объема товара;
· растущий — рынок, имеющий реальные возможности для роста
объема продаж товара;
· «прослоенный» — рынок, на котором коммерческие операции
нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при
определенных условиях. Однако такой рынок может стать и бесплодным.
Конъюнктура рынка.
Первоочередной задачей
спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и
динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка.
Термин «конъюнктура», в переводе с латинского языка, означает – соединять,
связывать. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, - это
конкретная экономическая
какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и
предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и
конкурентоспособность товаров и услуг.[15]
Понятие рыночной ситуации включает в себя:
- степень
сбалансированности рынка (
- сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его
развития;
- уровень
устойчивости или колебания
- масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
- уровень
коммерческого (рыночного)
- силу и размах конкурентной борьбы;
- состояние
и положение рынка в
сезонного цикла.
В экономической литературе, наряду с приведенным определением существуют и
другие понятия рыночной конъюнктуры:
· конъюнктура рынка – это совокупность условий, определяющих рыночную
ситуацию;
· конъюнктура
рынка – результат
(экономических, социальных, природных), определяющих в каждый данный момент
времени положение фирмы на рынке;
· конъюнктура рынка – состояние экономики на данный момент времени,
определяемое изменениями различных экономических показателей и др.
Под спросом понимается то количество товара, которое потребители хотят и
могут купить по некоторой цене в течение определенного времени действия цены.
[16]
Помимо цены на спрос воздействуют[17]:
- вкусы потребителей;
- доходы потребителей;
- цена на товары-заменители;
- ожидания потребителей.
Предложением товара называется то количество товара, которое
производители хотят и могут продать по некоторой цене в течение определенного
времени действия цены.[18]
Помимо цены на предложение влияют[19]:
- технология производства (если вводится более совершенная
технология, то снижается себестоимость и выпускается больше продукции);
- цена на рабочую силу, основные и оборотные фонды, природные
ресурсы, при снижении цен на которые
также уменьшается
выпускается больше продукции;
- число производителей (чем больше, тем больше предложение товаров и
услуг);
- налоги и субсидии (повышение налогов снижает предложение, а
субсидии приводят к расширению производства).
Спрос и предложение – основные характеристики конъюнктуры рынка, которые
оказывают определяющее влияние на состояние рынка.
В практике маркетинга выделяют общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру
отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков. Если первая
характеризует состояние экономики страны в целом на тот или иной период
времени, то вторая изучает текущие изменения и колебания в сфере производства
и сбыта отдельных конкретных товаров.
Изучение и прогнозирование конъюнктуры – одно из важных направлений анализа
рынка. Проведению анализа способствует рассмотрение конъюнктурообразующих
факторов, которые можно разделить на две группы:
[20]
1. постоянно
действующие (научно-
монополизации цен; государственное регулирование; инфляция), которые можно с
относительной долей корректности предвидеть и прогнозировать;
2. временные (сезонность производства; стихийные бедствия; внешние
экономико-политические конфликты), которые предвидеть трудно и которые
учитываются по факту.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения его
состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера
дальнейшего его развития – прогнозирование. Прогноз дает оценку перспектив
развития рынка и является основой для выработки стратегии и тактики
деятельности предприятия на рынке. Качество прогноза определяется главным
образом тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализ и оценка факторов
формирования и развития конъюнктуры.[21]
Емкость рынка, доля рынка.
Одним из основных элементов исследования в маркетинге является емкость рынка.
Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или
в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за
год.[22]
При определении емкости рынка товаров народного потребления анализируются
уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень текущих цен и
другие факторы, определяющие покупательский спрос населения.
Устанавливая емкость рынка
товаров промышленного
всего основные тенденции развития отраслей народного хозяйства и возможности
реализации в них
Емкость рынка не остается неизменной, она зависит в основном от экономической
конъюнктуры. При падающей конъюнктуре (превышение предложения над спросом)
емкость рынка сжимается, и любое форсирование поставок на рынок приводит к
настороженности покупателей, ускоряя падение цен. При повышающейся конъюнктуре
(превышение спроса над
продаж может вызвать
поставках товаров на рынок фирма должна соизмерять свою долю рынка с
объективными рамками его
Знание емкости рынка связано с определением доли рынка. Такой показатель, как
доля рынка, достоверно отражает результаты деятельности предприятия и
определяется как отношение объема продаж его товара к потенциальной емкости
рынка данного товара. Увеличение доли рынка является ключевым фактором в
достижении лидирующего положения на рынке, расширяет деловую активность фирмы,
увеличивает ее прибыль и дивиденды.
Емкость рынка и тенденции ее изменения являются важными факторами, которые
должны учитывать
выходить на исследуемый рынок, если емкость его невелика или она станет таковой
в ближайшем будущем.[24]
Сегментация рынка.
Вполне понятно и естественно желание каждого производителя создавать и
продавать товары, способные удовлетворять максимальное число потребителей.
Но в реальной жизни это вряд ли возможно, поскольку потребители по-разному
относятся к одному и тому же товару, по-разному его используют, а главное,
приобретают его по разным мотивам.
Поэтому представляется целесообразным разделять рынок на отдельные сегменты в
соответствии с мотивацией потребителей и их специфическими признаками.
Процесс сегментации рынка – это разбивка покупателей или рынка на
совокупности людей со схожими
потребностями в отношении
услуги, достаточными ресурсами, а
также готовностью и
[25]
Сегментация дает фирме возможность вместо разорительной борьбы с конкурентами
эффективнее обслуживать тот или иной сегмент рынка. Сегмент рынка –
часть рынка, группа потребителей, или товаров, или фирм-производителей, или
конкурентов, обладающих одним или несколькими общими признаками.
[26]
Основные признаки сегментации
рынка потребительских товаров:
· географический;
· демографический;
· социально-экономический;
· национально-культурный;
· личностный;
· поведенческий.
Географический признак. Он предполагает разбивку рынка на разные
географические единицы: государства, регионы, области, города, округа. Обычно
свой бизнес любая фирма начинает
с выбора географического
должна решить, где действовать – в одном или нескольких районах города, по
Информация о работе Оценка конъектуры и определение емкости и доли рынка