Оценка конъектуры и определение емкости и доли рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике и связанные с ним коренные изменения
хозяйственных отношений – разгосударствление и приватизация предприятий,
замена директивного управления свободным предпринимательством – неизбежно
ставят российские предприятия перед необходимостью работать по-новому, по
законам и требованиям рынка, приспосабливая все стороны своей

Файлы: 1 файл

№8.docx

— 41.51 Кб (Скачать)

отрасли, отдельной страны.

2. В зависимости от того, какие  потребности определили спрос  на

соответствующий товар, могут быть выделены следующие виды рынков:

·        потребительский  рынок;

·        рынок предприятий:

-         рынок  товаров промышленного назначения;

-         рынок  промежуточных продавцов;

-         рынок  государственных учреждений;

·        международный  рынок.

     Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие

или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Этот

рынок состоит из множества субрынков, таких как рынок молодежи, пожилых  людей и

т.п.[5]

     Рынок предприятий – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары

для использования их в дальнейшем производстве, для перепродажи или

перераспределения.[6] Он имеет три

разновидности:

     - рынок товаров промышленного назначения – это совокупность отдельных лиц

и организаций, закупающих товары и  услуги, которые используются либо при

производстве других товаров и услуг (сырье, материалы), продаваемых или

сдаваемых в аренду, либо в качестве составной части иных товаров  и услуг,

поставляемых потребителям (например, комплектующие изделия).

[7]

Основные характеристики рынка  товаров промышленного назначения следующие[8]:

меньшее число покупателей;

при их немногочисленности покупатели крупнее;

покупатели сконцентрированы географически;

спрос на эти товары резко меняется (например, спрос на потребительские  товары

может привести к росту спроса на оборудование для их производства);

     - рынок промежуточных продавцов – это совокупность отдельных лиц и

организаций (посредников, дилеров, дистрибьюторов), приобретающих товары для

перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для  себя.

[9]

Товары приобретаются промежуточными продавцами как для перепродажи, так и для

обеспечения бесперебойного функционирования их собственных предприятий.

Закупки для себя осуществляются промежуточными продавцами в роли

производителей.

     - рынок государственных учреждений составляют федеральное правительство и

региональные органы власти, закупающие или арендующие товары, необходимые  для

выполнения своих основных властных функций.

[10]

Характерной чертой государственных  закупок является сокращение расходов

налогоплательщиков, т.е. приобретение товаров по самым низким ценам.

Особенностью осуществления государственных  закупок является необходимость

оформления большого числа документов (многочисленность подписей), в

результате чего затягивается процесс выдачи заказа.

     Международный рынок состоит из всех покупателей товаров и услуг,

находящихся за пределами данного  государства, включая отдельных  физических лиц,

производителей, промежуточных продавцов  и государственные учреждения.

[11]

3. Классификация рынков с точки  зрения характера взаимоотношений  между

продавцами и покупателями:[12]

·       закрытый рынок — это товарный рынок, где взаимодействуют

производители и потребители, связанные  различными формами некоммерческих

отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового

контроля, специальными договорами, которые  не носят сугубо коммерческий

характер;

·       открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности

неограниченного круга независимых  продавцов и покупателей.

4. Если рассматривать рынок как  совокупность покупателей, объединенных  их

географическим положением, то можно  выделить:

[13]

·        мировой рынок – рынок, включающий страны всего мира;

·       региональный рынок – рынок, охватывающий всю территорию

данного государства;

·        местный рынок – рынок, включающий один или несколько районов страны.

5. С точки зрения особенностей  и содержания маркетинговой деятельности

выделяются следующие рынки:[14]

·       целевой — рынок, на котором фирма реализует или собирается

реализовывать свои цели;

·        бесплодный — рынок, не имеющий перспектив для реализации

определенных товаров;

·        основной — рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;

·        дополнительный, т. е. рынок, на котором обеспечивается

продажа некоторого объема товара;

·        растущий — рынок, имеющий реальные возможности для роста

объема продаж товара;

·        «прослоенный» — рынок, на котором коммерческие операции

нестабильны, но имеются перспективы  превращения в активный рынок  при

определенных условиях. Однако такой рынок может стать и бесплодным.

                        Конъюнктура рынка.                       

Первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения

спроса и предложения, складывающегося  на рынке в условиях конкуренции  и

динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка.

Термин «конъюнктура», в переводе с латинского языка, означает – соединять,

связывать. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, - это

конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в

какой-то ограниченный отрезок времени  и отражающая текущее соотношение спроса и

предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и

конкурентоспособность товаров и  услуг.[15]

Понятие рыночной ситуации включает в себя:

-         степень  сбалансированности рынка (соотношение  спроса и предложения);

-         сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся  тенденции его

развития;

-         уровень  устойчивости или колебания его  основных параметров;

-         масштабы  рыночных операций и степень  деловой активности;

-         уровень  коммерческого (рыночного) риска;

-         силу и  размах конкурентной борьбы;

-         состояние  и положение рынка в определенной  точке экономического или

сезонного цикла.

В экономической литературе, наряду с приведенным определением существуют и

другие понятия рыночной конъюнктуры:

·        конъюнктура  рынка – это совокупность условий, определяющих рыночную

ситуацию;

·        конъюнктура  рынка – результат взаимодействия различных факторов

(экономических, социальных, природных), определяющих в каждый данный момент

времени положение фирмы на рынке;

·        конъюнктура  рынка – состояние экономики  на данный момент времени,

определяемое изменениями различных экономических показателей и др.

Под спросом понимается то количество товара, которое потребители хотят и

могут купить по некоторой цене в  течение определенного времени  действия цены.

[16]

Помимо цены на спрос воздействуют[17]:

-         вкусы  потребителей;

-         доходы  потребителей;

-         цена на  товары-заменители;

-         ожидания  потребителей.

     Предложением товара называется то количество товара, которое

производители хотят и могут  продать по некоторой цене в течение  определенного

времени действия цены.[18]

Помимо цены на предложение влияют[19]:

-         технология  производства (если вводится более  совершенная

технология, то снижается себестоимость  и выпускается больше продукции);

-         цена на  рабочую силу, основные и оборотные  фонды, природные

ресурсы, при снижении цен на которые  также уменьшается себестоимость  и

выпускается больше продукции;

-         число  производителей (чем больше, тем  больше предложение товаров и

услуг);

-         налоги  и субсидии (повышение налогов  снижает предложение, а

субсидии приводят к расширению производства).

Спрос и предложение – основные характеристики конъюнктуры рынка, которые

оказывают определяющее влияние на состояние рынка.

В практике маркетинга выделяют общехозяйственную  конъюнктуру и конъюнктуру

отдельных отраслей экономики или  отдельных товарных рынков. Если первая

характеризует состояние экономики  страны в целом на тот или иной период

времени, то вторая изучает текущие  изменения и колебания в сфере  производства

и сбыта отдельных конкретных товаров.

Изучение и прогнозирование  конъюнктуры – одно из важных направлений  анализа

рынка. Проведению анализа способствует рассмотрение конъюнктурообразующих

факторов, которые можно разделить  на две группы:

[20]

1.         постоянно  действующие (научно-технический  прогресс; уровень

монополизации цен; государственное  регулирование; инфляция), которые можно  с

относительной долей корректности предвидеть и прогнозировать;

2.         временные  (сезонность производства; стихийные  бедствия; внешние

экономико-политические конфликты), которые  предвидеть трудно и которые

учитываются по факту.

При изучении конъюнктуры рынка  ставится задача не только определения  его

состояния в тот или иной момент, но и  предсказание вероятного характера

дальнейшего его развития – прогнозирование. Прогноз дает оценку перспектив

развития рынка и является основой  для выработки стратегии и  тактики

деятельности предприятия на рынке. Качество прогноза определяется главным

образом тем, насколько глубоко  и комплексно проведены анализ и оценка факторов

формирования и развития конъюнктуры.[21]

                    Емкость рынка, доля рынка.                   

Одним из основных элементов исследования в маркетинге является емкость рынка.

     Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или

в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за

год.[22]

При определении емкости рынка  товаров народного потребления  анализируются

уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень текущих  цен и

другие факторы, определяющие покупательский спрос населения.

Устанавливая емкость рынка  товаров промышленного назначения, учитывают прежде

всего основные тенденции развития отраслей народного хозяйства и  возможности

реализации в них соответствующих  инвестиционных проектов.

Емкость рынка не остается неизменной, она зависит в основном от экономической

конъюнктуры. При падающей конъюнктуре (превышение предложения над спросом)

емкость рынка сжимается, и любое  форсирование поставок на рынок приводит к

настороженности покупателей, ускоряя  падение цен. При повышающейся конъюнктуре

(превышение спроса над предложением) емкость рынка растет, и форсирование

продаж может вызвать замедление на некоторое время роста цен. Поэтому при

поставках товаров на рынок фирма  должна соизмерять свою долю рынка  с

объективными рамками его емкости.[23]

Знание емкости рынка связано  с определением доли рынка. Такой  показатель, как 

доля рынка, достоверно отражает результаты деятельности предприятия и

определяется как отношение  объема продаж его товара к потенциальной  емкости

рынка данного товара. Увеличение доли рынка является ключевым фактором в

достижении лидирующего положения на рынке, расширяет деловую активность фирмы,

увеличивает ее прибыль и дивиденды.

Емкость рынка и тенденции ее изменения являются важными факторами, которые

должны учитывать производители  при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла

выходить на исследуемый рынок, если емкость его невелика или  она станет таковой

в ближайшем будущем.[24]

                        Сегментация рынка.                       

Вполне понятно и естественно  желание каждого производителя  создавать и

продавать товары, способные удовлетворять  максимальное число потребителей.

Но в реальной жизни это вряд ли возможно, поскольку потребители  по-разному

относятся к одному и тому же товару, по-разному его используют, а главное,

приобретают его по разным мотивам.

Поэтому представляется целесообразным разделять рынок на отдельные  сегменты в

соответствии с мотивацией потребителей и их специфическими признаками.

Процесс сегментации рынка – это разбивка покупателей или рынка на

совокупности людей со схожими  потребностями в отношении конкретного  товара или

услуги, достаточными ресурсами, а  также готовностью и возможностью покупать.

[25]

Сегментация дает фирме возможность  вместо разорительной борьбы с конкурентами

эффективнее обслуживать тот или  иной сегмент рынка. Сегмент рынка –

часть рынка, группа потребителей, или  товаров, или фирм-производителей, или

конкурентов, обладающих одним или  несколькими общими признаками.

[26]

Основные признаки сегментации  рынка потребительских товаров:[27]

·        географический;

·        демографический;

·        социально-экономический;

·        национально-культурный;

·        личностный;

·        поведенческий.

     Географический признак. Он предполагает разбивку рынка на разные

географические единицы: государства, регионы, области, города, округа. Обычно

свой бизнес любая фирма начинает с выбора географического местоположения. Она

должна решить, где действовать  – в одном или нескольких районах  города, по

Информация о работе Оценка конъектуры и определение емкости и доли рынка