Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:44, реферат
Основные экономические функции рынка. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка. Определение размера рынка.
1. Структура рынка и его функции
2. Суть исследования рынка
3. Зачем нужно знать размер рынка
4. Параметры оценки
цены
территория
продукты
сегменты
время
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ (ЧАСТНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
РЕФЕРАТ
по дисциплине "Инновационный менеджмент"
на тему: Предварительна оценка рынка
Выполнила студентка 3 курса
группы23931 Б
Вейт Н.Н.
Преподаватель: Кореков А.Н.
2012
Содержание
1. Структура рынка и его функции
2. Суть исследования рынка
3. Зачем нужно знать размер рынка
4. Параметры оценки
Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков. Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Выделяют следующие основные экономические функции рынка:
1.
Информационная функция. Ее
2.
Посредническая функция. Рынок
соединяет в единую систему
экономически обособленных
3.
Регулирующая функция. Рынок
- что производить?
- как производить?
- для кого производить?
На
основе межотраслевой и
4. Цена образующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.
5.
Функция экономичности
6.
Стимулирующая функция.
7.
Эквивалентная функция. Рынок
сопоставляет индивидуальные
8.
Созидательно-разрушительная
9.
Санирующая, оздоровительная функция.
В этом смысле рынок
10.
Дифференцирующая функция.
Характеристику
рынка как совокупности актов
купли-продажи можно раскрыть через
его структуру, систему и инфраструктуру.
Становление и налаживание
2. Суть исследования рынка
Исследовать
рынок того или иного товара это
значит, что необходимо оценить объем
и структуру предложения этого
товара, объем и структуру спроса
на него и сопоставить эти величины
на данном уровне цен. Затем нужно
рассчитывать зависимости спроса и
товарного предложения от цены и
подобрать такой ее уровень, при
котором спрос и предложения
уравновесятся. То есть определить конъюнктуру
рынка. Можно обеспечить сбалансированность
спроса и предложения за счет изменений
последнего в ту или иную сторону.
Проблема
изучения рынка – это информационная
проблема. Чтобы оценить объем
и структуру товарного
Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
Для того чтобы принимать обоснованные решения на любом рынке, необходимо располагать достоверной, обстоятельной и своевременной информацией. Систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с функционированием рынка, составляют содержание маркетинговых исследований. Чтобы быть эффективными, эти исследования, во-первых, должны носить систематический характер; во-вторых, опираться на специально отобранную информацию; в-третьих, осуществлять определенные процедуры сбора, обобщения, обработки и анализа данных; в-четвертых, использовать специально разработанные для целей анализа инструменты. Таким образом, маркетинговая деятельность строится на основе специальных рыночных исследований и сборе необходимой для их проведения информации. Потоки этой информации упорядочиваются определенными исследовательскими процедурами и методами.
Зачем нужно знать размер рынка Знание размеров рынка
обеспечивает руководству компаний
объективную оценку рыночной ситуации,
позволяет увидеть возможности
для развития предприятия, определить
свои позиции относительно конкурентов,
выбрать новые направления Параметры оценки Цены. Объем рынка измеряется в натуральных и (или) денежных единицах. При расчете стоимостного показателя рынка необходимо определиться, из каких цен (розничных или оптовых) исходить. Выбор будет зависеть от стоящих перед компанией задач. В сегменте b2b, скорее всего, для расчета будут использовать оптовые цены, в сегменте b2c – розничные. Территория. Необходимо определить границы территории, в пределах которой будет оцениваться рынок. Как правило, это страна, округ, область, город, то есть географически обозначенная территория, на которой Ваша компания работает или собирается работать. Для оценки размера рынка на больших территориях (страна, область) часто используются данные гос. статистики. На малых территориях (район, небольшой городок) в основном проводят полевые исследования, потому что рыночную статистику никто не ведет. Продукты. При расчете объемов рынка нужно четко представлять, какие именно продукты будут оцениваться. При изучении автомобильного рынка мы рассматриваем различные виды транспортных средств: легковые автомобили, грузовики, автобусы и т. д. При исследовании рынка одежды оцениваем товарные сегменты – сорочки, брюки, костюмы, нижнее белье и др. Сегменты. Рынок может состоять из неоднородных сегментов, размер которых нужно определять по отдельности. Например, на рынке герметиков существуют два больших сегмента – «профессионалы» и «непрофессионалы». Покупательское поведение в пределах этих сегментов значительно различается, поэтому оценивать их нужно отдельно. Сегмент «профессионалы» в свою очередь делится на под сегменты, в которых решения о покупках тоже принимаются по-разному, – «строительные организации» и «промышленные изготовители». Оценка размеров производится отдельно в каждом сегменте и под сегменте, а потом показатели суммируются. Время. В качестве временного параметра обычно выбирают год, потому что за этот период можно учесть сезонные изменения спроса. Так, на рынке стройматериалов уровень продаж часто подчиняется строительному циклу. Например, пик продаж кровельных материалов и мансардных окон приходится на осень, когда завершается строительный сезон. Поэтому было бы грубой ошибкой высчитывать размер рынка этих продуктов на основе данных продаж одного из весенних месяцев, когда активность покупателей незначительна. Объем рынка следует оценивать
систематически, поскольку он время
от времени меняется. Увеличение или
сокращение рыночных размеров зависит
от ряда факторов, к которым можно
отнести изменение Подходы к оценке размера рынка Универсальных способов оценки размеров рынка не существует. Набор методик зависит от разных факторов – специфики бизнеса, срочности и важности задачи, доступности информации, наличия трудовых и финансовых ресурсов. Специфика российского бизнеса такова, что зачастую решения принимаются в авральном режиме и, как правило, информация нужна «еще вчера». К тому же денег на это в бюджете обычно не предусмотрено. В таких ситуациях оценка рынка происходит на основе вторичной информации – готовых исследований, отчетов органов гос статистики, отраслевых справочников, баз публикаций в СМИ (см. таблицу). Такая информация достается недорого и быстро, но иногда она не соответствует задачам компании и не всегда можно оценить степень ее достоверности. По многим рынкам статистические
данные либо отсутствуют в открытом
доступе, либо не соответствуют
При разработке программы мероприятий по оценке объемов рынка имеет смысл проанализировать схему продвижения продукта к потребителю. Поскольку ни один из предлагаемых методов не может показать объективную картину рынка, целесообразно совмещать два- три метода. Если расхождение оценок не превышает 10–12%, значит, расчет произведен правильно. Если результаты расходятся более чем на 15%, ищите ошибки. Может быть, нужно уточнить методологию расчетов или исходные данные. Остановимся чуть подробнее на каждом из перечисленных выше методов. Емкость рынка и размер рынка: не перепутайте! На практике часто путают
понятия «емкость рынка» и «размер
рынка» (синоним – объем рынка).
Поэтому нужно сразу Размер (объем) рынка – это реальные продажи продукта на данном рынке в определенный период. На основе структурных характеристик На основе структурных характеристик оценка объемов рынка проводится в масштабах страны и регионов. Учитываются следующие параметры: производство продукта, экспорт, импорт, остатки на складах на начало и конец периода. Расчеты производятся на основе данных госстатистики. Но поскольку у нас в стране размеры экспортно-импортных операций искажаются, объемы производства занижаются, а количество продукции на складах скрывается, полученная с помощью этого метода информация отличается неточностью и неполнотой. Тем не менее метод используется достаточно часто: он удобен, понятен и пригоден в ситуациях, когда оценить объем рынка иным способом невозможно. Ваш маркетинговый отдел сможет воспользоваться этим методом только при наличии среди маркетологов Вашей компании хороших аналитиков (см. Кому поручить оценку размеров рынка). Глоссарий По виду используемых источников информации исследования подразделяются на полевые (первичные) и кабинетные (вторичные). Полевое исследование – исследование,
организуемое с конкретными целями; его
задача – получение новой информации.
Сбор сведений происходит в местах проживания
и работы респондентов. По объемам производства Обычно оценка размера рынка на основании данных о производстве делается в масштабах страны. В основном для этого используются статистические данные, проводить полевые исследования чаще всего не требуется. Результаты, полученные с
помощью этого метода, достаточно
точны, особенно если рынок прозрачен,
обслуживается немногими Сложнее посчитать рынки строительных материалов, одежды и обуви, мебели, мобильных телефонов. Здесь велика доля теневой экономики, популярен «серый» импорт, размеры производства скрываются. Но радует тот факт, что в последние годы крупные компании, заботясь о своем имидже, стали все чаще показывать реальные объемы производства. Еще сложнее оценить рынок
услуг. Никто не знает, какую часть
от реально заработанных денег официально
декларируют учебные заведения,
медицинские учреждения, салоны красоты,
спортивно-оздоровительные По объемам потребления Оценивать рынок со стороны
потребления труднее. Статистических
данных недостаточно, и требуются
серьезные маркетинговые Обычно этот подход применяется
для рынков: Основная задача исследований – определить численность потребителей и средний уровень потребления. При опросе потребителей особое внимание следует уделить выборке. Она должна быть репрезентативной, то есть структура выборки по всем значимым характеристикам (уровню дохода, возрасту и другим социально-демографическим и экономическим параметрам) должна соответствовать генеральной совокупности потребителей данного товара (услуги). Рекомендуемый объем выборки – от 1000 до 3000 респондентов.
|