Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:47, реферат
Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Важно установить степень соответствия производимого ассортимента и качества товаров запросам населения.
ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет
им. П.А.Столыпина»
Землеустроительный факультет
Направление 120700.68 - Землеустройство и кадастры
Гирич Кирилл Геннадьевич
студент 213 группы
«Оценка конъюнктуры рынка»
Реферат
по дисциплине « Ленд-девелопмент»
Руководитель: Долматова О.Н.
Омск 2013
1. Цель
изучения рынка и основные
показатели рыночной
К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Производство - сбыт - обращение - покупка - потребление должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как единая система бизнеса. Рынок, как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и потребителями (покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором маркетинговой системы.
Главная цель изучения
конъюнктуры рынка - определить характер
и степень его
Понятие рыночной ситуации включает:
- степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
- сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
- уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
- масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
- уровень коммерческого (рыночного) риска;
- сила и размах конкурентной борьбы;
- положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.
Статистика конъюнктуры рынка (или как ее еще часто называют - конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.
Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке. Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.
Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:
Предложение товаров (продуктов и услуг) в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:
1.1. объем, структура и динамика предложения;
1.2. производственный
и сырьевой потенциал
1.3. эластичность предложения.
Покупательский спрос на товары (продукты и услуги) в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:
2.1. спрос в дифференциации по следующим признакам:
- степени удовлетворения;
- вектору изменения;
- формам образования;
- покупательским намерениям;
- состоянию рынка и месту покупки.
2.2. потребительский
потенциал (в целом и по
- емкость рынка средств производства;
- емкость рынка предметов потребления;
- емкость рынка услуг.
2.3. эластичность спроса.
Пропорциональность
рынка характеризуют
3.1. соотношение спроса и предложения.
3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;
3.3. товарная структура товарооборота (продажи, услуг);
3.4. раздел (доля)
рынка между производителями,
оптовыми и розничными
3.5. структура
продавцов по формам
3.6. структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально-демографическим и другим потребительским признакам);
3.7. региональная структура рынка.
Тенденцию развития
рынка характеризуют
4.1. темпы роста,
векторы и параметры трендов
продажи, цен и товарных
Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:
5.1. коэффициенты
вариации продажи, цен и
5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.
Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:
6.1. региональная
вариация соотношения спроса
и предложения и других
6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)
6.3. региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.
Деловая активность характеризуется показателями:
7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;
7.2. число, размер, частота и динамика сделок;
7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей.
Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:
8.1. инвестиционный риск;
8.2. риск принятия маркетинговых решений;
8.3. риск случайных рыночных колебаний.
Масштаб (размер)
рынка, уровень монополизации и
конкуренции характеризуют пока
9.1. число фирм,
выступающих на рынке каждого
товара, их распределение по формам
собственности,
9.2. общий объем
реализации товаров (продуктов
и услуг) на рынке и
9.3. уровень приватизации:
число и доля
9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);
9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.
Данная система
показателей включает в себя не только
специфические показатели конъюнктуры,
но и ряд показателей статистики
рынка из других блоков. Хотелось бы
еще раз подчеркнуть связь
или корреспонденцию
2. Количественные методы исследования
Количественные
исследования это основной инструмент
получения необходимой
- емкости рынка и структуры предложения и спроса;
- объемов продаж операторов рынка;
- перспектив развития продукта;
- эффективности
различных направлений
- эффективности рекламной деятельности;
- эффективности работы дистрибьюторской сети;
- реакции потребителей
на возможные маркетинговые
Количественные исследования называются так, поскольку целью их проведения является получение количественной, статистической информации. К количественным исследованиям относятся: личные интервью (face-to-face), телефонные опросы, тесты на дому, холл-тесты.
Весьма часто используемый метод - опрос потребителей. Заказчик такого исследования обычно хочет получить срез предпочтений постоянных покупателей, отношение к продукту, к бренду, магазину и т. п. Он применяется для опроса большой по объему генеральной совокупности при необходимости получения «объективных» количественных показателей и индексов. Техника сбора первичной количественной информации основана на заполнении респондентом анкеты, которая содержит перечень вопросов, раскрывающих суть исследуемой проблематики. Здесь самое важное - грамотное составление опросника. Секретов очень много - скрыть суть исследуемой проблемы в середине анкеты, сформулировать вопросы, на которые должны давать однозначные ответы и т. п.
Опросы относятся к количественным методам сбора первичной информации и позволяют получить сведения, которые недоступны наблюдению и не находят достаточного отражения в различных вторичных источниках. Например, информация о мотивах, интересах, вкусах людей, структуре их предпочтений и пр. Вопросы при проведении опросов регламентируются определенной программой. Степень определенности программы опроса может быть различной. Если вопросы в каждом конкретном случае задаются не в одних и тех же формулировках и опрос принимает форму свободной беседы, то такой опрос называется интервьюированием (опрос-интервью). Если вопросы ставятся в жестко фиксированной форме, опрос называется анкетированием (опрос-анкетирование). Для анкетирования разрабатывается специальный бланк-анкета, в которой содержатся вопросы и фиксируются ответы.
Существуют определенные правила составления опросных листов и формулировки включаемых в них вопросов. Независимо от целей и задач исследования все анкеты состоят из трех частей:
- введения;
- вопросов, характеризующих цель и предмет опроса;
- сведений об опрашиваемом.
Во введении формулируется цель опроса, приводится название организации, проводящей опрос и содержится обращение к опрашиваемому.
Вторая часть анкеты содержит вопросы, раскрывающие предмет и существо опроса. Вопросы располагаются в логической последовательности, причем наиболее сложные вопросы рекомендуется располагать в середине или ближе к концу анкеты.
Вопросы личного характера, касающиеся возраста, образования и т.п. приводят в конце анкеты.
Форма вопроса в конечном итоге также может повлиять на полученный ответ. Маркетологи выделяют обычно два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает все возможные варианты ответов, и опрашиваемые просто выбирает один из них. Ответы на эти вопросы легче поддаются анализу и обобщению. По количеству вариантов ответов такие вопросы могут быть альтернативного типа или многовариантного
Характеристика типов вопросов
Тип вопроса |
Пояснение |
Пример |
|
Альтернативный Многовариантный |
Два варианта ответа Три и более ответа |
Добавляете ли вы отбеливатели при стирке? да ? нет ? Приходилось ли вам слышать названия следующих марок стирального порошка? Ариэль ? Тайд ? Миф ? Sorti ? Лоск ? Лотос ? Омо ? Ланза ? Тикс ? |
|
Неструктурированный Ассоциация, вызванная словом Завершение предложения |
Неограниченное число вариантов ответов Четко и раздельно произносятся слова вопроса. Респондент произносит вслух первую ассоциацию вызванную этим вопросом Респондента просят закончить фразу |
Пожалуйста, объясните, почему Вы покупаете этот стиральный порошок:___ ______________________________ О какой марке вы прежде всего думаете, когда слышите следующее? Стиральные порошки российского производства_____________ импортные стиральные порошки_______ При выборе порошка
основным критерием покупки является____ |
|
Полузакрытый |
Вопрос с несколькими вариантами и возможностью называть «Другие», помимо предложенных |
Какие марки порошков вы знаете? Ариэль ? Тайд ? Миф ? Sorti ? Лоск ? Лотос ? Омо ? Тикс ? Другие ? ( Пожалуйста, уточните) ______________________________ |
|