Оценка конъюнктуры рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:47, реферат

Краткое описание

Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Важно установить степень соответствия производимого ассортимента и качества товаров запросам населения.

Файлы: 1 файл

ДОклад ленд.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «Омский  государственный аграрный университет

 им. П.А.Столыпина»

Землеустроительный  факультет

кафедра землеустройства

Направление 120700.68 - Землеустройство и кадастры

Гирич Кирилл Геннадьевич

студент 213 группы

 

«Оценка конъюнктуры рынка»

 Реферат

по дисциплине « Ленд-девелопмент»

 

 

 

 

 

Руководитель: Долматова О.Н.

 

 

 

Омск 2013


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цель  изучения рынка и основные  показатели рыночной конъюнктуры

К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

Производство - сбыт - обращение - покупка - потребление  должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как  единая система бизнеса. Рынок, как  категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и потребителями (покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором маркетинговой системы.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного  механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Важно установить степень соответствия производимого ассортимента и качества товаров запросам населения. Оптимальные функционально-потребительские характеристики изделий, полнота их ассортимента необходимы для определения уровня специализации и объемов размещения производства. Масштабы, темпы и интенсивность обновления и расширения ассортимента тесно увязываются с получением соответствующего хозяйственного эффекта (рост производства, прибыльности).

Понятие рыночной ситуации включает:

- степень сбалансированности  рынка (соотношение спроса и предложения);

- сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся  тенденции его развития;

- уровень устойчивости  или колеблемости его основных  параметров;

- масштабы рыночных  операций и степень деловой  активности;

- уровень коммерческого (рыночного) риска;

- сила и размах  конкурентной борьбы;

- положение  рынка в определенной точке  экономического или сезонного  цикла.

Статистика  конъюнктуры рынка (или как ее еще часто называют - конъюнктурная  статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке. Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система показателей конъюнктуры рынка

 

Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры  рынка задач строится соответствующая  система показателей, характеризующих  ее проявления:

Предложение товаров (продуктов и услуг) в целом  и в распределении по отдельным  товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:

1.1. объем, структура  и динамика предложения;

1.2. производственный  и сырьевой потенциал предложения;

1.3. эластичность  предложения.

Покупательский  спрос на товары (продукты и услуги) в целом и в распределении  по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

2.1. спрос в  дифференциации по следующим  признакам:

- степени удовлетворения;

- вектору изменения;

- формам образования;

- покупательским  намерениям;

- состоянию  рынка и месту покупки.

2.2. потребительский  потенциал (в целом и по отдельным  товарам и услугам):

- емкость рынка  средств производства;

- емкость рынка  предметов потребления;

- емкость рынка  услуг.

2.3. эластичность  спроса.

Пропорциональность  рынка характеризуют показатели:

3.1. соотношение  спроса и предложения.

3.2. соотношение  рынков средств производства, потребительских  продуктов и услуг;

3.3. товарная  структура товарооборота (продажи, услуг);

3.4. раздел (доля) рынка между производителями,  оптовыми и розничными продавцами;

3.5. структура  продавцов по формам собственности;

3.6. структура  покупателей (оптовых - по формам  собственности, розничных - по  социально-демографическим и другим потребительским признакам);

3.7. региональная  структура рынка.

Тенденцию развития рынка характеризуют показатели:

4.1. темпы роста,  векторы и параметры трендов  продажи, цен и товарных запасов,  инвестиций и прибыли.

Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:

5.1. коэффициенты  вариации продажи, цен и товарных  запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);

5.2. параметры  моделей сезонности развития  и цикличности развития рынка.

Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:

6.1. региональная  вариация соотношения спроса  и предложения и других пропорций  рынка;

6.2. региональная  вариация уровня спроса (в расчете  на душу населения)

6.3. региональная  вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.

Деловая активность характеризуется показателями:

7.1. портфель  заказов, его состав, заполненность  и динамика;

7.2. число, размер, частота и динамика сделок;

7.3. степень загруженности  производственных (торговых) мощностей.

Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

8.1. инвестиционный  риск;

8.2. риск принятия  маркетинговых решений;

8.3. риск случайных  рыночных колебаний.

Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и  конкуренции характеризуют показатели:

9.1. число фирм, выступающих на рынке каждого  товара, их распределение по формам  собственности, организационным  формам и специализации;

9.2. общий объем  реализации товаров (продуктов  и услуг) на рынке и распределение  фирм по размеру (объему сбыта и продажи);

9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных  предприятий, их организационные  формы, их доля в общем объеме  рынка;

9.4. раздел рынка  (группировка фирм по доле, занятой  ими в общем объеме сбыта  и продажи);

9.5. доля малых,  средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

Данная система  показателей включает в себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей статистики рынка из других блоков. Хотелось бы еще раз подчеркнуть связь  или корреспонденцию конъюнктурных  показателей с характеристиками маркетингового исследования. Особенностью показателей конъюнктуры является использование в их качестве параметров статистических моделей, отражающих тенденции и цикличность рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Количественные  методы исследования

 

Количественные  исследования это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений  в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. В основе методик  количественных исследований всегда лежат четкие математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. На основе результатов количественных исследований можно рассчитывать необходимые объемы производства, рентабельность, формировать цену, параметры продукта, находить незанятые ниши рынка и многое другое. Основная заслуга количественных исследований в том, что они снижают риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования. Уверенность в том, что и без исследований все известно о рынке, часто оборачивается недостаточно продуманными и недостаточно эффективными действиями на рынке и напоминает метод проб и ошибок. Количественные исследования являются наиболее адекватным способом численной оценки:

- емкости рынка  и структуры предложения и  спроса;

- объемов продаж  операторов рынка;

- перспектив  развития продукта;

- эффективности  различных направлений деятельности  компаний по поддержке и продвижению продукта;

- эффективности  рекламной деятельности;

- эффективности  работы дистрибьюторской сети;

- реакции потребителей  на возможные маркетинговые действия  производителя.

Количественные  исследования называются так, поскольку  целью их проведения является получение количественной, статистической информации. К количественным исследованиям относятся: личные интервью (face-to-face), телефонные опросы, тесты на дому, холл-тесты.

Весьма часто  используемый метод - опрос потребителей. Заказчик такого исследования обычно хочет получить срез предпочтений постоянных покупателей, отношение к продукту, к бренду, магазину и т. п. Он применяется для опроса большой по объему генеральной совокупности при необходимости получения «объективных» количественных показателей и индексов. Техника сбора первичной количественной информации основана на заполнении респондентом анкеты, которая содержит перечень вопросов, раскрывающих суть исследуемой проблематики. Здесь самое важное - грамотное составление опросника. Секретов очень много - скрыть суть исследуемой проблемы в середине анкеты, сформулировать вопросы, на которые должны давать однозначные ответы и т. п.

Опросы относятся  к количественным методам сбора  первичной информации и позволяют  получить сведения, которые недоступны наблюдению и не находят достаточного отражения в различных вторичных источниках. Например, информация о мотивах, интересах, вкусах людей, структуре их предпочтений и пр. Вопросы при проведении опросов регламентируются определенной программой. Степень определенности программы опроса может быть различной. Если вопросы в каждом конкретном случае задаются не в одних и тех же формулировках и опрос принимает форму свободной беседы, то такой опрос называется интервьюированием (опрос-интервью). Если вопросы ставятся в жестко фиксированной форме, опрос называется анкетированием (опрос-анкетирование). Для анкетирования разрабатывается специальный бланк-анкета, в которой содержатся вопросы и фиксируются ответы.

Существуют  определенные правила составления  опросных листов и формулировки включаемых в них вопросов. Независимо от целей и задач исследования все анкеты состоят из трех частей:

- введения;

- вопросов, характеризующих  цель и предмет опроса;

- сведений об  опрашиваемом.

Во введении формулируется цель опроса, приводится название организации, проводящей опрос и содержится обращение к опрашиваемому.

Вторая часть  анкеты содержит вопросы, раскрывающие предмет и существо опроса. Вопросы  располагаются в логической последовательности, причем наиболее сложные вопросы  рекомендуется располагать в середине или ближе к концу анкеты.

Вопросы личного  характера, касающиеся возраста, образования  и т.п. приводят в конце анкеты.

Форма вопроса  в конечном итоге также может  повлиять на полученный ответ. Маркетологи  выделяют обычно два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает все возможные варианты ответов, и опрашиваемые просто выбирает один из них. Ответы на эти вопросы легче поддаются анализу и обобщению. По количеству вариантов ответов такие вопросы могут быть альтернативного типа или многовариантного

Характеристика  типов вопросов

 

Тип вопроса

Пояснение

Пример

 

Альтернативный

Многовариантный

Два варианта ответа

Три и более  ответа

Добавляете  ли вы отбеливатели при стирке?

да ? нет ?

Приходилось ли вам слышать названия

следующих марок стирального порошка?

Ариэль ? Тайд ? Миф ?

Sorti ? Лоск ? Лотос  ?

Омо ? Ланза ? Тикс ?

 

Неструктурированный

Ассоциация, вызванная  словом

Завершение  предложения

Неограниченное  число вариантов ответов

Четко и раздельно  произносятся слова вопроса. Респондент

произносит  вслух первую ассоциацию вызванную  этим вопросом

Респондента просят закончить фразу

Пожалуйста, объясните, почему Вы покупаете этот стиральный порошок:___

___________________________________

О какой марке  вы прежде всего думаете, когда слышите следующее?

Стиральные  порошки

российского производства_____________

импортные стиральные порошки_______

При выборе порошка  основным критерием покупки является___________

 

Полузакрытый

Вопрос с  несколькими вариантами и возможностью называть «Другие», помимо предложенных

Какие марки  порошков вы знаете?

Ариэль ? Тайд ? Миф ?

Sorti ? Лоск ? Лотос  ?

Омо ? Тикс ? Другие ?

( Пожалуйста, уточните)

__________________________________

 
       

Информация о работе Оценка конъюнктуры рынка