Конъюнктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:29, реферат

Краткое описание

Само понятие конъюнктура было впервые использовано в 17 веке немецким экономистом Адольфом Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить об экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.

Файлы: 1 файл

kursovaya_-_kopia_2.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

 

      1.  Сущность конъюнктуры торговли

Само понятие конъюнктура было впервые использовано в 17 веке немецким экономистом Адольфом Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества  урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества. 
  Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить об экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а, следовательно, и на конъюнктуру  рынка.     

Конъюнктура, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства  в определённое время, в различных рамках, например отраслевых.

Конъюнктура рынка – конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на данный момент или за ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил и факторов.

 Конъюнктура торговли – состояние торговли в определенный период времени с учетом совокупности всех конкретных условий, в которых она находится.

В конъюнктуру торговли включается:

  • соотношение спроса и предложения товаров;
  • изменение в товарообороте и товарных запасов;
  • динамику денежных доходов населения;
  • изучение удовлетворенного и неудовлетворенного спроса;
  • взаимоотношения торговли с промышленностью;
  • организацию товародвижения, включающую товароснабжение розничной сети;
  • конкуренцию в источниках поступления и реализации товаров;
  • сезонность спроса и изменение в направлениях моды.

Конъюнктура торговли характеризует ее состояние за (на) определенный период времени с учетом совокупности всех конкретных условий, в которых происходит торговля.

Она изучается как в целом по отрасли, так и по отдельным товарам и регионам. Положение, складывающееся на рынке в конкретный момент, можно определить как конъюнктуру текущего момента или конъюнктурную ситуацию.

Конъюнктура торговли изучается за сравнительно короткие периоды времени.

Торговые организации и предприятия должны своевременно принимать необходимые меры по нормализации конъюнктуры торговли. Эта задача может быть успешно решена только при условии хорошо организованных конъюнктурных наблюдений.

Составной частью конъюнктуры рынка является конъюнктура торговли, которая отражает состояние торговли как отрасли в определенный момент времени. Показателями конъюнктуры торговли являются:

  • скорость оборота товаров;
  • обеспеченность предприятий товарными ресурсами;
  • соотношение между динамикой цен на товары и динамикой спроса;
  • тенденции изменения материально-технической базы сферы обращения;
  • доходность торговых предприятий;
  • степень коммерческого риска;
  • динамика численности занятых в отрасли.

Изучение конъюнктуры базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявление факторов формирования рыночной конъюнктуры.

Изучение конъюнктуры производится в следующей последовательности. 
1. Анализ производства — исследование не только конкретного производства, но и исследование по конкретным видам товаров:

 определение удельного веса стран, фирм-производителей;

  • определение мощностей;
  • определение степени загрузки мощностей;
  • выяснение перспективы ввода новых мощностей;
  • выявление конъюнктурообразующих факторов.

2.Анализ спроса и потребления представляет собой: 
выяснение основных причин изменения емкости данного рынка;

  • исследование новых отраслей на предмет потенциального потребления данного товара;
  • изучение факторов, влияющих на объем потребления и спроса, появление и развитие новых отраслей;
  • исследование динамики запасов данного товара у производителей, потребителей и дистрибьюторов.

 
3. При анализе мировой торговли исследуется: 

  • динамика мирового экспорта и импорта как в целом в мире, так и по отдельно взятым странам;
  • изменение удельного веса ведущих стран-импортеров и экспортеров;
  • роль корпораций на рынке;
  • роль государства;
  • каналы распределения;
  • политика и роль посредников.
  1. Анализ цен позволяет выявить основные тенденции в движении цен и определить основные факторы, послужившие причиной изменения цен (рост или сокращение издержек, роль корпораций, государства, политические факторы и т. Д.). 

Методика изучения конъюнктуры - последовательность действий и совокупность конкретных методов и приемов исследования, которые помогают дать анализ сложившемуся положению на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития товарного рынка. 
 Основные показатели изучения конъюнктуры мировых товарных рынков. 
1. Показатели сферы материального производства — данные об объеме добычи полезных ископаемых, урожаях сельскохозяйственных культур и объеме промышленного  производства. 
Существуют абсолютные и относительные показатели; прямые и косвенные (занятость, фонд заработной платы, продолжительность рабочей недели). 
2. Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальных рынках:

  • данные о платежеспособном спросе населения (номинальные и реальные ставки заработной платы, вели чина потребительского кредита, индекс стоимости жизни);
  • движение товарных запасов (они отстают от динамики объема производства, достигают максимума в начале кризиса и сокращаются до минимума при переходе в фазу депрессии; существует прямая связь 
    между объемом производства и запасами сырья и обратная связь между объемом производства и запаса ми готовой продукции);
  • данные о внутренних перевозках грузов (растут при 
    увеличении объема производства).

3.  Показатели внешней торговли — географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), экспортная и импортная квоты (существует некоторое отставание динамики объемов внешней торговли от динамики объемов производства). 
 
4.  Показатели финансово-кредитной сферы важны для исследования общехозяйственной конъюнктуры — курс акций, величина учетного процента, число банкротств, слияний, поглощений, банковские депозиты, реструктуриза

ция компаний. 
Если, например, курс акций большинства компаний или индекс Доу-Джонса растут, то это говорит об улучшении конъюнктуры рынка. 
Если растет учетный процент, то это свидетельствует об увеличении спроса на ссудный капитал, что ведет за собой рост инвестиционной деятельности и рост объемов промышленного производства. 
Банкротства в настоящее время носят, как правило, скрытый характер в форме слияний (консолидирующие, субсидирующие, абсорбирующие), поглощений (аквизиции, борьба за доверенности, приватизация, национализация, программы акционирования работников (ESOP), реструктуризация).

5. Данные об объеме капиталовложений. Если объем капиталовложений растет, то конъюнктура улучшается.

6.Данные о заказах. Существует два варианта:

  • данные о портфеле заказов - объем заказов, имеющихся у данной фирмы или всей отрасли на определенную дату, что позволяет судить о загрузке конкретного предприятия или отрасли в целом;
  • данные о поступлении заказов - объем заказов, полученных фирмой или отраслью за определенный период времени (год, квартал, месяц). Эти показатели включают особенности спроса на товар и важны для оценки конъюнктуры. Если поступление заказов растет быстрее, чем объем продаж, то конъюнктура улучшается, если объем загрузки мощностей больше поступления заказов, то конъюнктура ухудшается.

7.Цены - самый важный показатель в оценке конъюнктуры, аккумулирующий все предыдущие показатели. При исследовании рынков надо учитывать 
всеобщую взаимосвязь явлений современной мировой экономики. 

На товарном рынке нельзя проводить исследование на одном рынке и не учитывать общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру смежных  рынков;

  • тенденции на одних товарных рынках нельзя механически переносить на другие (даже смежные);
  • необходимость постоянного наблюдения за конкретным товарным рынком. Работа над изучением конъюнктуры должна носить постоянный характер, должны учитываться как социальные, так и политические 
    факторы.

Этапы изучения конъюнктуры:

    1. Предварительный – исследование основных черт и 
      особенностей конкретного товарного рынка;
    2. Сбор и накопление конъюнктурной информации;
    3. Экономический прогноз конъюнктуры. 

Следует выявлять тенденции в движении экономических показателей, определять причины происходящих на рынке изменений, то есть определять факторы и степень их влияния на конъюнктуру конкретного товарного рынка.

Основные методы изучения конъюнктуры рынка:

  1. анализ торгово-экономической информации;
  2. специально организованные наблюдения;
  3. опрос населения;
  4. анализ информации, полученной от торговых предприятий;
  5. непосредственное изучение конъюнктуры на розничных торговых предприятиях.

Критерием нормальной конъюнктуры рынка является сбалансированное состояние спроса и предложения, при котором спрос удовлетворяется при нормальном уровне товарных запасов.

Цель изучения конъюнктуры рынка - прогноз ситуации на рынке на ближайшие месяцы в целях оперативного регулирования спроса и предложе-

ния и принятия конкретных мер по маневрированию товарными ресурсами.

Так как конъюнктура торговли является составной частью конъюнктуры рынка, то в практике анализа конъюнктуры торговли широко используются следующие типы сегментации рынка:

• Психографическая сегментация,

• Сегментация по выгодам,

• Поведенческая сегментация,

• Социально-демографическая сегментация.

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на: 
- постоянные; 
- временные; 
- циклические; 
- нециклические.  
К постоянно действующим факторам  относится государственное регулиро-

вание экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров. 
  Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически называются вре-

менными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка. 
  В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, циклич-

Информация о работе Конъюнктура рынка