Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:29, реферат
Само понятие конъюнктура было впервые использовано в 17 веке немецким экономистом Адольфом Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить об экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.
Само понятие конъюнктура было
впервые использовано в 17 веке немецким
экономистом Адольфом Вагнером. Наиболее важными факторами,
влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения
в технологии производства, изменения
количества урожая в сельском хозяйстве,
изменения в экономической политике и социальной
Основоположником конъюнктурных
исследований стал У.Митчелл. Основной
его идеей стало статистическое изучение
системы экономических показателей, объясняющих
действие различных факторов и экономическое
моделирование процессов изменяющих конъюнктуру.
Если говорить об экономической конъюнктуре,
то она определяется отношением факторов
и условий и выражаемая соотношением спроса,
предложения и динамики цен, производство
товаров и товарные запасы. Однако главной
в механизме формирования рыночной конъюнктуры
является цена, потому, что она обеспечивает
взаимодействие всех остальных факторов
и поддерживает динамику. Определение
понятиям спрос и предложение можно дать
и относительно цены. Спрос это количество
данного товара, которое может быть приобретенным
по определённой цене. Цена это один из
основных факторов, влияющих на спрос
и предложения, а, следовательно, и на конъюнктуру рынка.
Конъюнктура, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых.
Конъюнктура рынка – конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на данный момент или за ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил и факторов.
Конъюнктура торговли – состояние торговли в определенный период времени с учетом совокупности всех конкретных условий, в которых она находится.
В конъюнктуру торговли включается:
Конъюнктура торговли характеризует ее состояние за (на) определенный период времени с учетом совокупности всех конкретных условий, в которых происходит торговля.
Она изучается как в целом по отрасли, так и по отдельным товарам и регионам. Положение, складывающееся на рынке в конкретный момент, можно определить как конъюнктуру текущего момента или конъюнктурную ситуацию.
Конъюнктура торговли изучается за сравнительно короткие периоды времени.
Торговые организации и предприятия должны своевременно принимать необходимые меры по нормализации конъюнктуры торговли. Эта задача может быть успешно решена только при условии хорошо организованных конъюнктурных наблюдений.
Составной частью конъюнктуры рынка является конъюнктура торговли, которая отражает состояние торговли как отрасли в определенный момент времени. Показателями конъюнктуры торговли являются:
Изучение конъюнктуры базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявление факторов формирования рыночной конъюнктуры.
Изучение конъюнктуры
производится в следующей последовательности.
1. Анализ производства
— исследование не только
конкретного производства, но и исследование по
определение удельного веса стран, фирм-производителей;
2.Анализ спроса и потребления
выяснение основных причин изменения
емкости данного рынка;
3. При анализе мировой
Методика изучения конъюнктуры
Основные показатели изучения конъюнктуры
мировых товарных рынков.
1. Показатели сферы
Существуют абсолютные
и относительные показатели; прямые и
косвенные (занятость, фонд заработной
платы, продолжительность рабочей недели).
2. Показатели внутреннего
товарооборота характеризуют положение
на национальных рынках:
3. Показатели внешней торговли — географическая
и товарная структура внешней торговли
(экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт),
экспортная и импортная квоты (существует
некоторое отставание динамики объемов
внешней торговли от динамики
4. Показатели финансово-
ция компаний.
Если, например, курс акций бол
Если растет учетный
процент, то это свидетельствует
об увеличении спроса на ссудный капитал,
что ведет за собой рост инвестиционной
деятельности и рост объемов промышленного
Банкротства в настоящее время
5. Данные об объеме
6.Данные о заказах. Существует два варианта:
7.Цены - самый важный показатель
в оценке конъюнктуры, аккумулирующий
все предыдущие показатели. При исследовании
рынков надо учитывать
всеобщую взаимосвязь явлений
На товарном рынке нельзя проводить исследование на одном рынке и не учитывать общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру смежных рынков;
Этапы изучения конъюнктуры:
Следует выявлять тенденции в движении экономических показателей, определять причины происходящих на рынке изменений, то есть определять факторы и степень их влияния на конъюнктуру конкретного товарного рынка.
Основные методы изучения конъюнктуры рынка:
Критерием нормальной конъюнкту
Цель изучения конъюнктуры рынка - прогноз
ситуации на рынке на ближайшие месяцы в целях
ния и принятия конкретных мер по маневрированию товарными ресурсами.
Так как конъюнктура торговли является составной частью конъюнктуры рынка, то в практике анализа конъюнктуры торговли широко используются следующие типы сегментации рынка:
• Психографическая сегментация,
• Сегментация по выгодам,
• Поведенческая сегментация,
• Социально-демографическая сегментация.
Все конъюнктурообразующие
факторы, стимулирующие развитие рынка
или сдерживающие его,
- постоянные;
- временные;
- циклические;
- нециклические.
К постоянно действующим фактор
вание экономики, научно-
Факторы, воздействующие на
менными. Это, например,
В развитии рынков может