Конъюнктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Одно из определений слова "конъюнктура" - это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одно  из  определений  слова "конъюнктура" - это связь  различных, сложившаяся на  данный  промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую  ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества  урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Основоположником конъюнктурных  исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен.   производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на конъюнктуру  рынка.

Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства  в определённое время, в различных  рамках, например отраслевых. Экономическая  конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.

Краткий экскурс в  историю.

Конъюнктурные исследования - один из методов оперативного изучения рынка, который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии рынка на данный момент, выявляет причины изменения спроса и предложения, а также ожидающиеся  направления развития рынка в ближайшие месяцы. Как мы уже говорили ранее  основу конъюнктурных исследований составила концепция У.Митчела о системе статистического  изучения экономических показателей. Эта модель включала следующие блоки:

 

- Барометр доходов (учетные процентные ставки, индексы цен, курсы

акций);

- Барометр производства (уровень занятости, поступление  заказов,

поставки сырья, объем  производства);

- Барометр сбыта (оптовый  и розничный товарооборот );

- Барометр кредита  (денежное обращение).

По данным данной модели исследовались рынки различных  товаров, ценных бумаг, валют и т.д.

Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций. В наше время эти исследования сформировали отдельное научное направление–«исследование рынка».

Цель моей курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: “ Конъюнктура рынка и ее виды”, что представляет собой рынок и из чего складывается  конъюнктура.

Задача – дать определение конъюнктуры рынка, основные факторы влияющие на состояние конъюнктуры. Соотношение спроса и предложения. Критерии, по которым следует оценивать конъюнктуру рынка.

Методы – анализа, наблюдения и метод фокус-группы.

Метод фокус-группы позволяет получить преимущественно качественную информацию, основанную на сборе, анализе и интерпретации данных выборного опроса и наблюдения за поведением небольшого числа покупателей.

Грубо говоря, изучение конъюнктуры  рынка - это проведение маркетинговых исследований.

 

 

 

 

I глава.  Конъюнктура рынка и ее виды.

1.1. Факторы влияющие на конъюнктуру рынка.

Изучение конъюнктуры  товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

 

Все конъюнктурообразующие  факторы, стимулирующие развитие рынка  или сдерживающие его, классифицируются на:

- постоянные                                 

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим  факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику  производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

1.2.Факторы спроса  и предложения

     Под видами  конъюнктуры я понимаю цену, спрос,  предложение, наличие ресурсов.

     Цена, спрос,  предложение способствуют установления  равновесия на рынке.

Спрос - это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Факторы спроса и предложения:

1        Изменение объема спроса (предложения);

2        Изменение функции спроса (предложения).

Определенные условия, при которых приобретаются товары:

1.        Располагаемый доход;

2.        Цены товаров, которые обслуживают  сходную потребность так

называемых товарозаменителей;

3.        Цены товаров, увеличивающих удовлетворение  или выгоду от

потребления данного товара;

4.        Условие ожидания изменения цен  в будущем;

5.        Численность населения;

6.        Вкусы и предпочтения потребителей.

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что  означает,  что потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.

Зависимость  спроса от его факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1.       Изменение в полезности вещи;

2.       Изменение доходов (больше купить за такую же цену);

3.       Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос

переключается).

Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

     Эффект дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен,    данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.

     Эффект замещения - демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта  дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами, те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении  доходов потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных  направлениях, с одной стороны  изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать низкокачественные товары.

Если низкокачественные  товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров.

Но в экономической  теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар  приводит к понижению спроса на него и наоборот.

Такой эффект называется эффектом Гиффена. "Парадокс Гифена" заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем  доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления  и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара.

"Эффект Веблена"  предполагает понижение спроса  на престижные товары в силу  падения цен на них.

В нормальных условиях существует зависимость между ценой и  величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

1.        Цена данного товара;

2.        Цены на исходные ресурсы;

3.        Цены на другие товары;

4.        Наличие необходимых ресурсов;

5.        Характер применяемой технологии;

6.        Инфляционные ожидания;

7.        Налоги и дотации;

8.       Природно-климатические условия;

9.        Количество продавцов.

 

 

Спрос может иметь  следующие виды

    Отрицательный спрос.  Задача Маркетинга - изучить источник сопротивления, определить, может ли пр-ма Маркетинг изменить негативное отношение путем переделки товара и более активного стимулирования.

     Отсутствие  спроса. Потребители могут быть  не заинтересованы в товаре  или безразличны к нему. Задача Маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару свойств с естественными потребностями и интересами человека.

     Скрытый  спрос. Много клиентов хотели  бы иметь товары, которых не существует. Задача Маркетинга - определить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.

     Падающий  спрос. Маркетологи должны проанализировать  причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать  сбыт путем отыскания новых  целевых рынков и изменения  характеристик товара.

     Нерегулярный  спрос. Сбыт может колебаться в зависимости от сезона, дня и даже времени суток. Задача Маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения (синхромаркетинг).

     Поддерживаемый  спрос. Случай, когда фирма удовлетворена своим торговым оборотом. Задача Маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию Фирма должна заботиться о качестве товара и постоянно оценивать уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.

     Чрезмерный  спрос. В ряде случаев спрос  выше, чем фирма может или хочет  удовлетворить. Задача Маркетинга - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса (повышение цен, сокращение сервиса).

     Нежелательный  спрос. Спрос на товары , вредные для здоровья. Задача Маркетинга - убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.

1.3. Основные объекты конъюнктурных исследований

Задача конъюнктурных  исследований состоит в определении  степени воздействия отдельных  факторов на формирование конъюнктуры  в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей.

Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей  развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.

Информация о работе Конъюнктура рынка