Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:33, реферат
Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
В России рынок масложировой продукции является одним из самых емких, насыщенных и высококонкурентных. Предприятия масложировой отрасли занимают одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе страны. К основным возделываемым в России масличным культурам относятся подсолнечник, соя и рапс – на их долю приходится около 95% валового сбора маслосемян, а на подсолнечник, в частности, приходится более 70%, именно поэтому, говоря о растительном масле в России, чаще все имеется в виду масло подсолнечное.
Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
В России рынок масложировой
продукции является одним из самых емких,
насыщенных и высококонкурентных. Предприятия
масложировой отрасли занимают одно из
ведущих мест в агропромышленном комплексе
страны. К основным возделываемым в России
масличным культурам относятся подсолнечник,
соя и рапс – на их долю приходится около
95% валового сбора маслосемян, а на подсолнечник,
в частности, приходится более 70%, именно
поэтому, говоря о растительном масле
в России, чаще все имеется в виду масло
подсолнечное.
Растительное масло относится к продуктам
первой необходимости, так как традиционно
применяется домашними хозяйствами для
приготовления блюд. К тому же растительные
масла широко применяются в таких отраслях,
как кондитерская, молочная, хлебопекарная,
в направлениях, связанных с производством
продукции быстрого приготовления, а также
майонеза и маргарина.
Согласно расчетам аналитиков Global Reach
Consulting (GRC), по итогам 2011 года объем российского
рынка растительных масел в натуральном
выражении составил около 3,8 млн тонн,
снизившись по отношению к показателю
предыдущего года почти на 15%, что можно
объяснить снижением внутреннего производства
и увеличением экспортных поставок. Объем
розничных продаж растительного масла
в России составил 127,9 млрд рублей, что
в сопоставимых ценах меньше показателя
2010 года на 2,5%.
Снижение производства наблюдалось в
основном сегменте рынка – подсолнечном
масле, – что было связано с плохим урожаем
подсолнечника в 2010 году. Подсолнечное
масло на российском рынке занимает львиную
долю - почти 74% в натуральном выражении
по итогам 2011 года - и кардинальным образом
влияет на общую динамику рынка растительного
масла.
В динамике производства растительных
масел в России нет ярко выраженных тенденций.
Объем производства в большей мере зависит
от урожая. Наибольший объем производства
растительного масла в России приходится
на Южный федеральный округ – по итогам
2011 года его доля составляла 42%. Здесь же
собирается самый большой урожай масличных
культур (около 28% валового сбора).
По оценкам аналитиков Global Reach Consulting, в
2011 году объем производства растительного
масла в России упал на 3,4%, составив около
4,1 млн тонн. Основная доля объема российского
производства растительного масла приходится
на нерафинированные масла – по итогам
2011 года она составила почти 72%. Производство
рафинированных масел, в свою очередь,
снизилось на 30%.
Сезон 2010/11 маркетингового года был достаточно
трудным для производителей подсолнечного
масла. Еще до начала уборочной кампании
много говорилось о том, что низкий урожай
семян подсолнечника приведет к тому,
что многие производители подсолнечного
масла не смогут покрывать собственные
сырьевые потребности и часть предприятий
будет простаивать из-за отсутствия сырья.
В результате, по итогам 2011 года производство
подсолнечного нерафинированного масла
в России упало на 1,5%, не превысив 2,5 млн
тонн. Общий же объем производства подсолнечного
масла в России составил 3,3 млн тонн, сократившись
на 10% относительно показателя предыдущего
года.
В 2011 году в России выдался рекордный за
последние несколько лет урожай подсолнечника
– в хозяйствах всех категорий было собрано
более 9,5 млн тонн. Таким образом, в 2012 году,
по оценкам аналитиков GRC, объем производства
данного вида масла может достигнуть 4
млн тонн, показав тем самым 60%-ный рост.
Внутренние потребности в подсолнечном
масле на российском рынке практически
полностью обеспечиваются отечественным
производством. Доля импорта данного вида
масла на рынке составляет всего 3%. Из
них 99% было обеспечено поставками из Украины,
оставшийся объем пришелся на продукцию
из Литвы, Молдавии, Аргентины, Нидерландов,
Польши и прочих стран.
Если говорить об импортных закупках растительного
масла в России, то их доля на рынке в 2011
году составила 23%. Россией было импортировано
875 тысяч тонн различных видов растительного
масла, большую часть из которых составило
пальмовое масло - 72% (рис. 1).
По 10%
пришлось на подсолнечное и кокосовое
масло, а на оливковое масло - не более
3%. Импорт кокосового масла был обеспечен
поставками из Индонезии (45%), Малайзии
(33%), Нидерландов, Украины и прочих стран.
Более 60% объема импорта оливкового масла
было обеспечено поставками из Испании,
остальное пришлось на Италию, Грецию,
Тунис и другие страны.
Объем российского экспорта растительного
масла по итогам 2011 года в натуральном
выражении вырос на 20%, составив почти
894 тысячи тонн; в стоимостном выражении
экспорт вырос более чем наполовину, превысив
1 млрд долларов при этом 68% объема российского
экспорта пришлось на подсолнечное масло
(рис. 2).
Россия
также экспортирует рапсовое и соевое
масло.
Крупнейшим потребителем российского
подсолнечного масла является Турция,
на ее долю приходится 22% экспорта в натуральном
выражении и 20% - в стоимостном (рис. 3).
Вторым
по значимости партнером России по экспорту
подсолнечного масла является Египет.
По итогам 2011 года поставки в эту страну
увеличились относительно уровня 2010 года
более чем в 3 раза. В стоимостном выражении
рост оказался еще более высоким – в 4,5
раза. Доля Египта в экспорте подсолнечного
масла в натуральном выражении в 2011 году
составила 18,5% и 17% - в стоимостном. Среди
крупных импортеров российского масла
можно выделить еще Казахстан и Узбекистан.
Продукция также поставляется в Италию,
Белоруссию, Саудовскую Аравию, Киргизию,
Таджикистан и прочие страны. Основными
экспортерами являются компании «Юг Руси», «Астон», «Солнечные
продукты», Bunge и Glencore (Международная зерновая компания).
В 2011/12 маркетинговом году ожидается, что
российский экспорт подсолнечного масла
может достигнуть 1,1 млн тонн. Участники
рынка считают, что возможности российских
экспортеров растительного масла растут,
и в будущем можно ожидать расширения
поставок, по крайней мере для этого имеются
все предпосылки. В основном это будет
обусловлено ростом поставок в Турцию
и Египет, а также страны СНГ. Стоит заметить,
что основные покупатели российского
масла – Турция и Египет - являются также
и покупателями украинской продукции.
К странам, с которыми мы делим рынок сбыта
подсолнечного масла, также относятся
Индия, Азербайджан, Узбекистан, Армения,
Киргизия, Туркменистан и Монголия. Объемы
производства и экспорта подсолнечного
масла Украины намного превышают российские.
Так что российским производителям в данном
случае остается добиваться высокого
качества продукции и искать пути снижения
цен.
Производство подсолнечного нерафинированного масла в России в мае, по данным Росстата, составило 161,797 тыс. тонн. Это на 4,3% выше апрельского показателя, но на 20,7% ниже объёмов производства в мае 2010 года.
В Центральном Черноземье прошлогодние показатели снизили все ведущие регионы - Белгородская область на 7,1%, Воронежская область на 28,1%, Тамбовская область на 11%.
На Северном Кавказе производство сократилось в Ростовской области на 29,8% и Краснодарском крае на 24%. Ставропольский край увеличил прошлогодний показатель в 7,3 раза.
В Поволжье увеличили прошлогодние показатели объема производства Самарская область - на 30,4%, Саратовская область - на 25,9% и Волгоградская область - на 12,6%. Башкортостан снизил свои результаты на 51,6%, Пензенская область - на 17,8%, Оренбургская область - на 7,7%.
Мир
В 2007/08 маркетинговом году в мире было собрано 389 млн. тонн масличных, основная доля которых пришлась на соевые бобы - более 55%. По расчетам МА ROIF Expert, ежегодные средние темпы роста производства масличных до 2006/07 года составляли около 2,8%, однако низкие показатели сбора урожая в ведущих странах производителях в 2007/08 году снизили показатель мирового производства на 3,7%.
Основными производителями масличных культур являются пять стран: США, Бразилия, Китай, Аргентина, Индия. На их долю приходится около 73% мирового сбора масличных.
В производстве шрота лидерство удерживают Китай, США, Аргентина, Бразилия и Европейский союз. На долю Китая приходится 19,5% производства шрота, США производят 17,8% шрота; Аргентина - 12,8%; Бразилия - 11,2%; ЕС - 10,8%. На остальные страны мира приходится 27,5% мирового производства шрота.
Рынок растительного масла явно опережает темпы роста сбора масличных. Средний показатель ежегодного роста объемов производства масла составляет около 5%. В 2007/08 м. году в мире было произведено 128,32 млн. тонн растительного масла. Основная доля производства пришлась на соевое и пальмовое масла, совокупная доля которых превысила 60%.
Среди лидирующих производителей растительного масла выделяются Индонезия, Малайзия, Китай, Европейский союз, США, Аргентина и Индия. На их долю приходится 75% производимой в мире продукции.
Основным потребителем растительного масла является Китай. В 2007/08 году внутреннее потребление данной страны составило около 23 млн. тонн. На втором месте по объемам потребления находится Евросоюз с показателем в 21 млн. тонн. Россия находится на 9-м месте с ежегодным потреблением растительного масла на уровне ок. 3 млн. тонн.
По данным МА ROIF Expert, основной тенденцией рынка растительного масла является увеличение спроса на продукцию, которое составляет 3-5% в год. Данная тенденция является перманентной и связана с ростом населения Земли, а также ростом уровня жизни в развивающихся странах. Развитие рынка также сопровождается повышение цен на продукцию и изменением структуры потребления различных видов растительного масла. Действие первой тенденции наиболее явно проявлялось последние 2 года, в течение которых цены на отдельные виды продукции увеличились более, чем 200%.
Действие второй тенденции менее заметно и связано с изменением потребительских предпочтений населения стран-потребителей масла. В настоящее время наблюдается рост потребления соевого, рапсового и пальмового масла. Увеличение данных видов продукции на рынке связано, прежде всего, с их более низкой стоимостью.