Мировой рынок и его конъюнктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:26, реферат

Краткое описание

Мировой рынок – сфера международного баланса спроса и предложения на экспортируемые и импортируемые товары. Мировое хозяйство имеет товарный характер, мировые рынки подчиняются тем же объективным экономическим законам, что и внутренние рынки, однако конъюнктура мировых рынков и ценообразование имеют некоторые особенности. На мировых рынках конкуренция гораздо более жесткая и монополии встречаются гораздо реже, чем на внутренних рынках. Тем не менее наряду, с совершенной конкуренцией на мировых рынках существуют проявления несовершенной конкуренции, такие как монополистическая конкуренция, олигополия, ценовая дискриминация и т.д.

Файлы: 1 файл

1.мировой рынок и его конъюнктура.docx

— 27.21 Кб (Скачать)

1.

Мировой рынок –  сфера международного баланса спроса и предложения на экспортируемые и импортируемые товары. Мировое  хозяйство имеет товарный характер, мировые рынки подчиняются тем  же объективным экономическим законам, что и внутренние рынки, однако конъюнктура  мировых рынков и ценообразование  имеют некоторые особенности. На мировых рынках конкуренция гораздо  более жесткая и монополии  встречаются гораздо реже, чем  на внутренних рынках. Тем не менее наряду, с совершенной конкуренцией на мировых рынках существуют проявления несовершенной конкуренции, такие как монополистическая конкуренция, олигополия, ценовая дискриминация и т.д. Состояние мирового товарного рынка определяется взаимодействием совокупного спроса и совокупного предложения (объемов производства всех товаров в национальных и международных масштабах в зависимости от обобщенной мировой цены на них).

Состояние мировых  товарных рынков характеризует конъюнктура. Конъюнктура (нем. konjunktur - сочетание обстоятельств) - это экономическая ситуация, которая складывается в экономике или на конкретном рынке в какой-либо определенный период. Конъюнктура мирового товарного рынка является результатом взаимодействия различных факторов, которые определяют в каждый данный момент положение на конкретных мировых товарных рынках и обусловливают направления коммерческой деятельности на этих рынках. В зависимост от объекта исследования выделяют общехозяйственную (общеэкономическую) конъюнктуру и конъюктуру отдельных отраслевых рынков (рыночную).По продолжительности действия конъюнктуру подразделяют на текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и внециклические. Циклические факторы относятся к разряду постоянно действующих, а внециклические могут быть как постоянно действующими, так и непостоянными. Важнейшим конъюнктурообразующим фактором является цикличность развития экономики отдельных стран и, как следствие этого, всего мирового хозяйства. Несмотря на все усилия устранить кризисы и спады производства, они остаются, продолжают существовать такие фазы цикла, как оживление и бум. Другим конъюнктурообразующим фактором является государственное вмешательство в экономику. Нередко оно связано с цикличностью. Государство использует экономические рычаги для вывода экономики из кризиса или для недопущения перегрева экономики. Оно пытается стимулировать развитие перспективных отраслей. Государство играет важную роль в сфере регулирования внешней торговли, создавая благоприятные условия для отечественных производителей. Регулирование экономического развития осуществляется как на национальном, так и на межгосударственном уровнях. Наиболее быстро государственное и межгосудартсвенное регулирование проявляется в конъюнктуре отдельных отраслей и товарных рынков. Чрезвычайно важна роль государства и в стимулировании научно-технического прогресса. Типичным примером межгосударственного регулирования экономики, оказывающим непосредственное влияние на конъюнктуру, является сельскохозяйственная политика Европейского союза. Следующий конъюнктурообразующий фактор - степень монополизации рынка. На мировом рынке конкуренция, в том числе в неценовой форме, носит более острый характер, в частности потому, что конкурентами выступают мощные транснациональные компании. Чем выше степень  монополизации рынка, тем большее воздействие на него, а следовательно, и складывающуюся на нем конъюнктуру оказывают различные монополистические и олигополистические объединения. В число конъюнктурообразующих входят и природные факторы. Некоторые из них носят долгосрочный характер, другие - краткосрочный. Особенно значительно их воздействие на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции. Сюда также относятся стихийные бедствия. К политическим факторам, влияющим на конъюнктуру рынка, относятся войны (локальные и региональные), террористические акты, государственные перевороты, нестабильность политической обстановки в мире, регионе или стране. Экономические факторы формирования конъюнктуры включают инфляционные процессы, уровень процентных ставок, величину дефицитов государственного бюджета, внутрений инвестиционный спрос, состояние платежного баланса страны, колебания валютных курсов. Ряд факторов связан с процессами, происходящими в мировом хозяйстве, например, с величиной внешней задолженности развивающихся стран. Конъюнктурообразующие факторы представляют собой реальные процессы и явления, которые происходят в отдельных отраслях материального производства, на соответствующих мировых товарных рынках, в конкретных странах. Отраслевые конъюнктурообразующие факторы отражают следующие процессы: развитие производства, научных исследований и опытно-конструкторских разработок; производство новой продукции; отраслевое ценообразование; потребление отраслевой продукции; деятельность отраслевых произвдственных и торговых фирм. Конъюнктурообразующие факторы на мировых товарных рынках отражают: динамику емкости рынка и его структуры; условия рыночной конкуренции; соотношение спроса и предложения; уровень рыночных цен; новые формы и методы международной торговли. Страновые конъюнктурообразующие факторы отражают: развитие воспроизводственного цикла; национальные показатели экономики; торгово-правовой режим; государственное регулирование экономики; валютно-финансовое положение; политические, социальные, культурные, религиозные, природные, климатические и другие особенности. В зависимости от взаимодействия конъюнктурообразующих факторов в каждый конкретный момент различают высокую и низкую конъюнктуру. Непосредстивенными факторами, которые оказывают решающее воздействие на формирование рыночной конъюнктуры, являются соотношение спроса и предложения на рынке и уровень рыночных цен.

2

Международное экономическое разделение труда  в последние годы достигло невиданных в истории экономического развития масштабов, а мировая торговля становится господствующим фактором не только экономического, но и политического, общественного  и культурного развития в мире и определяется в настоящее время  все более распространяющимся партнерством в системе внешней торговли. Чем  интенсивнее международное экономическое  переплетение предприятий, стран и  экономических сообществ, тем сильнее  заинтересованность использовать другие страны в качестве потенциальных  клиентов, поставщиков или должников. Четкое функционирование мировой экономики  является сейчас решающим условием экономического роста и международной активности предприятий во многих странах мира. Внешняя торговля стала важной движущей силой экономического развития в  мире. Страна, участвуя в международной торговле, имеет возможность при данных производственных ресурсах увеличить степень удовлетворения общественных (включая личные) потребностей. Основными источниками повышения эффективности являются следующие. 1. Усиление конкуренции на внутреннем рынке. При запрете на внешнюю торговлю производство некоторого товара внутри страны может быть монополизировано одним предприятием. Как известно, стремясь к максимуму прибыли, монополия сокращает выпуск продукции и повышает цену по сравнению с тем, что было бы в условиях совершенной конкуренции. При этом не достигается оптимальная с общественной точки зрения структура выпускаемой продукции. Товаров, выпускаемых монополистами, производится слишком мало. Открытие внутреннего рынка для производителей из других стран уменьшает возможности манипулирования ценами и объемами производства у отечественных производителей. 2. Экономия от расширения масштабов производства. Если бы не было международной торговли, небольшая страна была бы вынуждена самостоятельно производить все потребляемые ею виды продукции. Но во многих отраслях минимум средних затрат в длительном периоде достигается при объеме производства, который значительно превышает потребности одной страны. Если страна производит все виды продукции, она вынуждена использовать предприятия мощностью ниже оптимальной. Тем самым средние затраты на единицу продукции увеличиваются. Целесообразно, если небольшая страна будет специализироваться на производстве некоторых видов продукции, при этом использовать предприятия оптимальной мощности, значительную часть этой продукции экспортировать за рубеж, а полученную выручку использовать для импорта товаров, ею не производимых. 3. Международная торговля дает стране возможность получить ресурсы, которыми она не обладает. 4. Международная торговля позволяет использовать принцип «сравнительного преимущества». Среди специфических черт, которыми обладает международная торговля, выделяются следующие:

      • различия в мобильности (способности  к перемещению) ресурсов между странами значительно ниже, чем внутри страны;

  • наличие разных валют;

      • разная финансово-бюджетная политика, порождающая свою собственную систему  экспортных субсидий, пошлин и ограничений  на импорт;

      • разная степень политического вмешательства  и контроля, заметно отличающаяся по степени и характеру от тех, что применяются в отношении  внутренней торговли.

Динамика развития мировой экономики определяется не только экономическим развитием  отдельных стран и регионов мира, но и их политическим развитием, общественными  структурами и влиянием культурных факторов, которые определяют направление  и интенсивность внешнеторговых потоков. Экономический рост, конъюнктурное  развитие, налоговая политика и, прежде всего, политика валютного курса  на важнейших мировых рынках становятся факторами, оказывающими все большее  влияние на экспортные возможности  и другую зарубежную деятельность предприятия. Цена товара – один из существенных элементов контракта купли-продажи. Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе условие о цене, по которой продается товар, или указание способа определения цены этого товара. Многообразие связей мирового рынка порождает и множество цен в международной торговле. Товар одинакового качества, поставляемый на одинаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки и т. п.), в одном и том же центре международной торговли имеет различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок. Данную множественность цен можно объяснить перечисленными выше группами факторов (структура рынка, проводимая налоговая, бюджетная, таможенная политика и т. п.). Вопрос о современных мировых ценах является сравнительно простым, когда речь идет о сырьевых товарах, в значительной мере однородных и стандартизированных. Сложнее решается вопрос о мировых ценах, когда дело касается промышленных изделий вообще, и в особенности машин и оборудования, представленных на рынках множеством видов с различными качественными и другими характеристиками. Однако и в этой области покупатель, несмотря на разнообразные конструктивные особенности предлагаемых ему в различных странах машин и оборудования, сравнивает их цены и путем соответствующего анализа приходит к выводу о том, какое оборудование ему больше подходит и обойдется сравнительно дешевле. Ценообразование в международной торговле зависит от большого количества факторов:

  • место и время продажи товара;
  • взаимоотношения между продавцом и покупателем;
  • условия коммерческой сделки;
  • характер рынка;
  • источники ценовой информации.

Мировыми  ценами называется особая разновидность цен в международной торговле — цены важнейших (крупных, систематических и устойчивых) экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции.

  3

Для любой экономики  рядом с поддержкой внутреннего  равновесия исключительно важной есть проблема достижения баланса между  экспортом и импортом. Аким же есть взаимосвязь макроэкономического  равновесия и торгового баланса  при условиях проведения той или  другой монетарной политики? Предположим, что для данной страны имеет место существенное превышение импорта над экспортом в условиях высокой безработицы и спада производства. При таких обстоятельствах государство, естественно, попробует уменьшить дефицит торгового баланса и будет проводить политику «дешевых» денег. Такая политика снизит пруду процента и уменьшит приток импорта, будет оказывать содействие экспорту и улучшит торговый баланс. Т. е. политика «дешевых» денег согласовывает с политикой сбалансирования торгового баланса. Предположим теперь, что для страны характерным есть превышения импорта над экспортом в условиях инфляции. Тогда правительство проводит политику «дорогих» денег и сокращает дефицит торгового баланса. Согласовывают ли между собой такие действия правительства? Политика «дорогих» денег повышает ставку процента и стимулирует приток иностранных инвестиций. Это увеличивает спрос на национальную валюту и повышает ее курс относительно других валют, который сокращает экспорт и ухудшает торговый баланс. Такая политика «дорогих» денег приходит в разногласие с политикой балансирования торгового баланса. Итак, денежно-кредитная политика может согласовывать с политикой балансирования экспорта и импорта, но может и противоречить ей.

LOG(MGS/PGDP_EXT)

Мультипликатор  (множитель) - 1) устройство для усиления действия какого-либо механизма; 2) коэффициент, показывающий меру умножающего воздействия положительной обратной связи на выходную величину управляемой системы. Мультипликативный эффект в экономике проявляется в том, что при росте инвестиций доход увеличивается на величину, которая в "а" раз больше, чем прирост инвестиций. Мультипликационный эффект во внешней торговле проявляется в том, что доход увеличивается в большей степени, чем экспорт товаров, услуг и капитала. М. депозитов - показатель, определяющий, во сколько раз банки, благодаря системе резервов, могут увеличить денежную массу по сравнению с суммой наличных денег, внесенной вкладчиками. Эффект мультипликатора (Multiplier effect ) - эффект изменения в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах. Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства. 2.4 Мультипликатор внешней торговли

С ростом экспорта национальный доход увеличивается, даже если и не произойдет каких-либо изменений в уровне цен. Часть  этого возросшего дохода люди захотят  использовать для приобретения большего количества импортных товаров. Таким  образом, благодаря увеличению национального  дохода расширение экспорта в определённых пределах непосредственно вызывает увеличение импорта независимо от того, изменились цены или нет. Но если детально проанализируем действия мультипликатора  внешней торговли при возросшем  национальном доходе, то увидим, что  производное приращение импорта  не равно первоначальному увеличению экспорта, а составляет только его  часть. Перейдём к анализу действия мультипликатора внешней торговли. Увеличение экспорта, подобно росту  внутренних инвестиций, приведёт к  росту дохода в зависимости от величины мультипликатора. Предположим, что новые экспортные заказы на сумму 1 млрд. долл., размещенные среди станкостроительных заводов Великобритании, приведут к увеличению доходов тоже на 1 млрд. долл. Затем рабочие и предприниматели, возможно,  израсходуют 2/3 своих новых доходов на потребительские товары, произведенные в Калифорнии; в свою очередь, 2/3 этого дополнительного дохода также будут израсходованы. Процесс этот прекратится только после того, как итог составит 3 млрд. долл., т.е. 3=1/(1-2/3), или будет равен 2 млрд. долл. последующих потребительских расходов плюс 1 млрд. долл. первичных расходов. Международная торговля не только вводит в процесс действия мультипликатора экспорта; она влечет за собой еще одно важное последствие. Предположим, рост дохода увеличит импорт, скажем, на 1/12 с каждого добавочного доллара; это означает, что увеличение импорта, подобно росту сбережений, приведет к затуханию процесса мультипликатора, а следовательно, прекращению роста дохода. Импорт действует как «утечка», точно также, как предельная склонность к сбережению. Если применить анализ мультипликатора внешней торговли к небольшому городу или малой стране, то можно обнаружить, что воздействие мультипликатора в этом районе почти незаметно, поскольку происходит утечка большей части дополнительных доходов в другие районы. Вводя в анализ мультипликатора внешнюю торговлю, экономисты заявляют, что в течении короткого отрезка времени за увеличением экспорта не обязательно должно последовать увеличение импорта, и по этому увеличение объема или же стоимости экспорта породит доходы, не увеличивая в тоже время количества наличных товаров, и тем самым положит начало повышательному колебанию. Это утверждение означает, что рост экспорта оказывает стимулирующее влияние только в том случае, если он приводит к превышению экспорта над импортом или если этот рост не сводится сразу на нет равным увеличением импорта. Далее проводится различие между тем, что называется автономными и результативными изменениями в импорте. Различие это немаловажно. Результативные изменения в импорте- это те изменения, которые вызываются предшествующими изменениями в доходах. Автономные изменения- это изменения, вызываемые другими факторами, например, таможенными тарифами и иными охранительными мероприятиями, обесценением валюты, изменениями в потребительском спросе. Концепции мультипликатора внешней торговли и предельной склонности к импорту не являются новыми, так как идеи, лежащие в их основе, можно проследить в истории экономической мысли прошлого. Она была  выдвинута Кейнсом. Однако в основе ее лежит старая идея. Увеличение импорта, вызванное ростом доходов, является неотъемлемой частью классической модели международной торговли. Дальнейшее нововведение состоит в основном в допущении довольно постоянного соотношения между изменениями в доходах и в импорте. Традиционная теория не пытается установить наличие устойчивого соотношения, но утверждает, что пропорция, в которой изменения в доходах вызывают изменения в импорте, зависит от многих других факторов, в том числе и от объема занятости в стране, и что поэтому вопрос о том, на какой фазе цикла это происходит, имеет важное значение. Если достигнут большой объем занятости (близкий к высшей точке цикла), то рост доходов приведет к более резкому увеличению импорта, нежели в том случае, когда имеет место сильный застой и безработица. Таким образом, новые теории международной торговли пытаются анализировать в конкретном плане следствия, переходя от одного состояния равновесия к другому, тогда как традиционные теории занимались больше описанием состояний равновесия и были склонны преуменьшать переходные процессы.  
 
 

Информация о работе Мировой рынок и его конъюнктура