Конъюнктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:54, контрольная работа

Краткое описание

Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в силу действия объективных экономических законов, но формировать потребности и спрос он в состоянии, и такую возможность ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов, средств и приемов по активному целенаправленному формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая система стимулирования сбыта.

Оглавление

Введение
1 Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее
2 Объекты конъюнктурных исследований
3 Оценка конъюнктуры рынка
4 Прогнозирование рынка
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 30.24 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И  УПРАВЛЕНИЯ

им. К.Г.Разумовского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

____________________________________

 

 

Тема:  ________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): ___________________________

(ФИО)

Курс _______Форма обучения _____________

Шифр _________________________________

Институт: ______________________________

Направление ___________________________

Научный руководитель: __________________

 

 

 

 

Москва – 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Понятие конъюнктуры рынка и  факторов, влияющих на нее

2 Объекты конъюнктурных исследований

3 Оценка конъюнктуры рынка

4 Прогнозирование рынка

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается  воздействовать на рынок в собственных  интересах. Управлять рынком он не может  в силу действия объективных экономических  законов, но формировать потребности  и спрос он в состоянии, и такую  возможность ему предоставляет  маркетинг, в арсенале которого имеется  совокупность методов, средств и  приемов по активному целенаправленному  формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая  система стимулирования сбыта.

В настоящее время ни один предприниматель  не может обойтись без информации о конкурентах, клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений  порождает спрос на информацию. Источником этой информации являются маркетинговые  исследования, которые проводят коммерческие и некоммерческие организации.

Управляющие, прибегающие к маркетинговым  исследованиям, должны быть хорошо знакомы  с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут  допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно  высокими издержками или неправильно  истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных  исследователей, ибо в их собственных  интересах получать информацию, которая  позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие  достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать  в его планировании и последующей  интерпретации полученной информации.

Конкретным  результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии  и тактики маркетинговой деятельности предприятия.

Одним из важнейших рыночных исследований является исследование конъюнктуры  рынка, под которой понимается совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся  среднем уровне цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА  И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕЕ

Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Изучение  конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор  системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства.

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

- постоянные

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически - называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

Под видами конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.

Спрос - это отношение между ценой  товара и его количеством, которое  покупатели хотят и в состоянии  приобрести

Закон спроса - чем ниже цена товара, тем  большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Факторы спроса и предложения

1) Изменение объема спроса (предложения)

2) Изменение функции спроса (предложения)

Определенные  условия, при которых приобретаются  товары:

1. Располагаемый доход

2. Цены товаров, которые обслуживают  сходную потребность так называемых  товарозаменителей.

3. Цены товаров, увеличивающих удовлетворение  или выгоду от потребления  данного товара.

4. Условие ожидания изменения цен  в будущем

5. Численность населения

6. Вкусы и предпочтения потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает, что потребители  стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления  товаров.

Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1. Изменение в полезности вещи

2. Изменение доходов (больше купить  за такую же цену)

3. Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается)

Конфигурации  кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

Эффект  дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при  изменении цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар  человек стал богаче.

Эффект  замещения - демонстрирует взаимосвязь  между относительными ценами товаров  и зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие  эффекта дохода с эффектом замещения  возникает в ситуации с нормальными  товарами, теми товарами, спрос на которые  увеличивается при увеличении доходов  потребителя.

Эффект  дохода и эффект замещения действуют  в противоположных направлениях, с одной стороны изменение  цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель  станет богаче, а богатый человек  не будет приобретать низкокачественные  товары. Левшин М.Ф., Пономарёв В.В. Конъюнктура  мировых товарных рынков. - М., 2000. - С. 76.

Если  низкокачественные товары занимают незначительное место в общем  объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее  количество низших товаров. Но в экономической  теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар  приводит к понижению спроса на него и наоборот.

Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

В нормальных условиях существует зависимость  между ценой и величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса. Предложение - это количество товара, которое  продавцы готовы предложить на рынке  по каждой возможной цене в единицу  времени. Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

1. Цена данного товара.

2. Цены на исходные ресурсы.

3. Цены на другие товары.

4. Наличие необходимых ресурсов.

5. Характер применяемой технологии.

6. Инфляционные ожидания.

7. Налоги и дотации.

8. Природно-климатические условия.

9. Количество продавцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОБЪЕКТЫ КОНЪЮНКТУРНЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ

Выделяются  три уровня исследования конъюнктуры:

- Общехозяйственный уровень - показывает  состояние мирового хозяйства  или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся  под воздействием конъюнктурообразующих факторов.

Включает  следующие аспекты:

· экономический потенциал хозяйства  и его элементы (природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы);

· научно-образовательный и инфраструктурный потенциал (институциональная структура  хозяйства);

· фирменную структуру (масштабы концентрации, специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики);

· систему региональных рынков и ее структуру (характеристики реализуемых  товаров, факторы, влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов  между хозяйствующими субъектами и  населением, соотношение цен на конкурирующие  товары, накопление товарных запасов  и др.);

· соотношение спроса и предложения  с учётом степени использования  материальных, финансовых, трудовых ресурсов;

· коммерческие и финансовые условия  реализации товаров.

- Отраслевой уровень - показывает  положение в отрасли национального  или мирового хозяйства

- Уровень отдельного товара - показывает  положение отдельного товара  в масштабе мирового, национального  или регионального рынка.

Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений  в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие  сдвиг в уровне или структуре  цены. Так же необходим анализ изменений  технологии производства, условий потребления  товаров, учет изменений в оптовой  и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и  издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов

Оценка  этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих  показателей, определяющих динамику и  уровень цен различных товаров. После того как получено представление  о направлении развития экономики  в целом, следует переходить к  исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В  результате исследований изменений  в объёме и структуре потребления  составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления  и производства позволяет сделать  вывод об изменении в соотношении  между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка  и будущий уровень цен.

При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые  могут дать количественную оценку различным  изменениям, которые происходят в  экономике исследуемой отрасли

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает:

- использование различных, взаимодополняющих  источников информации;

- сочетание ретроспективного анализа  с прогнозом покупателей, характеризующих  конъюнктуру рынка;

- применение совокупности различных  методов анализа и прогнозирования.

Сбор  информации - важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие  рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного  производства. Источниками ее получения  являются данные государственной и  отраслевой статистики, официальные  формы учета и отчетности.

Коммерческая  информация - это данные, извлекаемые  из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции  и получаемые от партнеров в порядке  информационного обмена. К ним  относятся:

- заявки и заказы торговых организаций;

- материалы служб изучения рынка  предприятий, организаций и учреждений  торговли (материалы о движении  товаров в оптовых и розничных  организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене  ассортимента и т.п.).

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий  по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и  промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также  материалы научно-исследовательских  организаций.

Информация о работе Конъюнктура рынка