Конъюнктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:29, реферат

Краткое описание

Само понятие конъюнктура было впервые использовано в 17 веке немецким экономистом Адольфом Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить об экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.

Файлы: 1 файл

kursovaya_-_kopia_2.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

ность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики. 
  Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

   В данном разделе исследовано понятие конъюнктуры, установлено различие между конъюнктурной рынка и конъюнктуры торговли. Также рассмотрены методы и этапы изучения конъюнктуры.

 

 

 

 

 

2.Виды конъюнктурной информации и их характеристика

Сбор информации – важнейший этап изучения конъюнктуры. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.    
Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности. 
Коммерческая информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:  
-       заявки и заказы торговых организаций; 
-       материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.). 
Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. 
Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.  
Таким образом, в целях изучения рыночной конъюнктуры наряду с использованием государственной и внутрифирменной отчетности широко применяются методы опроса (интервьюирования и анкетирования) как специалистов, так и потенциальных покупателей. Для конъюнктурных оценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо процессе или явлении, целесообразно использовать методы экспертных оценок. В практике конъюнктурного анализа применяют Дельфи-метод, метод «мозгового штурма» (brainstorming), метод синектики и некоторые другие.  
Сущность Дельфи-метода (от античного города Дельфы, известного своим оракулом) заключается в следующем. Исходной предпосылкой этого метода является гипотеза, что соответствующим образом обработанное коллективное мнение экспертов, обобщающее их индивидуальные оценки, обладает необходимой степенью надежности и достоверности. Надежность полученных оценок в значительной степени зависит от правильного выбора экспертов, от их квалификации, эрудиции, информированности в изучаемых вопросах. Их знания предмета и их аналитические способности проверяются путем тестирования. Точность результата зависит от статистической обработки результатов исследования. 
Метод «мозгового штурма» считается более оперативным и достаточно надежным для конъюнктурных оценок. В данном случае также отбирается группа квалифицированных специалистов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все присутствующие разделяются на две группы: первая концентрирует или генерирует идеи и оценки; вторая – их анализирует. Поощряется свободный обмен мнениями, при этом запрещается высказывать любые критические замечания относительно ценности идеи или характеристики. Руководитель должен быть беспристрастным и направлять дискуссию в нужное русло. Чем больше вариантов, тем выше вероятность появления действительно ценной идеи или надежной характеристики и прогноза, с которой согласится большинство участников. 
Иногда практикуется метод синектики (соединения различных и заведомо не соответствующих друг другу элементов). Собираются специалисты из разных сфер деятельности. Каждый из участников воспринимает совещание как состязание и вносит задуманную заранее идею или характеристику. Принимается наиболее реальная идея, получившая поддержку большинства. В оперативном анализе рыночной ситуации практикуются конъюнктурные совещания, представляющие собой упрощенный вариант «мозгового штурма». Участники конъюнктурного совещания под руководством главы предприятия (или главы маркетинговой службы) вырабатывают согласованные оценки состояния и развития рынка. 
Конъюнктурная информация может быть выделена особо. В нее входят оценки, осуществляемые с помощью конъюнктурных индикаторов, то есть показателей, характеризующих основные параметры рынка, их состояние и изменения (такие, как объем продаж, цены, товарные запасы, степень сбалансированности спроса и предложения). Часто для получения такой непрерывной информации организуется мониторинг. 
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере, на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.

Существует много различных видов конъюнктурной информации, но самыми основными являются следующие:

  • экспресс-информация

содержит отдельные цифровые материалы и факты, характеризующие конъюнктуру торговли текущего дня

  • конъюнктурные справки

освещают состояние торговли по отдельным группам товаров или ограниченному кругу товаров вопросов торговли (ход реализации товара или изменении цен)

  • конъюнктурные обзоры

отражают все основные условия торговой деятельности организации и особенности развития рынка отдельных групп и видов товаров

  • оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация

это документ, содержащий оперативную информацию, которая как бы сигнализирует об отдельных процессах, происходящих в конъюнктуре рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.

  • сводный обзор (доклад)

это основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного потребления. В нем анализируются динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры, проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции и выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.

  • тематический (проблемный или товарный) обзор

документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. В нем выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблемы конкретного товарного рынка.

Рассмотрены виды конъюнктурной информации и даны их характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конъюнктурный обзор  (на примере соковой продукции)

При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор.

В России очень много предприятий, производящих продовольственные товары, выпускают соковую продукцию. Для анализа (табл.1) выбраны только 5 основных предприятий, которые являются основными производителями данного вида продукта.

Что касается анализа основными вопросами, которые решаются при конъюнктурном обзоре являются следующие:

  • поставщики
  • производители
  • источники поступления
  • цены
  • соотношение спроса и предложения

Так поэтапно необходимо проанализировать каждый из вопросов.

    1. В данном случае основными поставщиками являются:
  • «Мултон»
  • «ОРС»
  • «Лебедянский»
  • «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»

По объемам поставок все эти поставщики одинаковы (минимальная партия поставки 10 тонн).

Все эти соки являются 100% натуральными.

    1. Основными производителями являются:
  • ООО «Мултон», г. Санкт-Петербург, ул.Софийская, 14
  • ОАО «Лебедянский», Липецкая обл., г. Лебедянь, ул.Матросова,7.
    1. Источники поступления – иногородние, отечественные.
    2. Розничная цена соков именуется Росстатом потребительской ценой. Потребительская цена определяется путем выборочных наблюдений за ценами розничной торговли. Росстат не определяет среднюю цену для всей товарной группы, а лишь проводит мониторинг наиболее распространенных товаров. Так:
  • сок «Добрый» стоит в среднем 36 рублей за литр;
  • сок  «Любимый» - 40 рублей/литр;
  • сок «Сады Придонья» - 47 рублей/литр;
  • сок «Я» - 51 рубль/литр;
  • сок «Rich» - 81 рубль/литр.
  1. Сейчас очень модно быть здоровыми, поэтому востребованы натуральные соки. Многие производители предлагают большой выбор натуральных соков среди которых достойное место занимают овощные соки, содержание в которых витаминов и минеральных веществ очень высокое, а калорийность минимальная, что делает их очень интересными для потребителей. Так как спрос на соковую продукцию высок, то и производители предлагают большой ассортимент товаров хорошего качества по различным ценам.

Табл.1

Анализ коммерческих предложений о поставке соковой продукции

Потенциа

льные поставщи

ки

ОПФ

Юридический адрес

Мин. партии поставки

Цена за ед.

Характеристика товара

Способ отгрузки

Условия оплаты

   1.Мултон

ЗАО

г. Санкт-Петербург, ул.Софийская, 14, ООО Мултон

10 т

36 руб.

Напиток, упакованный в картонную упаковку, имеет более 20 вкусов и видов, 100% соки, нектары и морсы

доставка

Безналичный и наличный расчет

2. ОРС

ООО

630020, Новосибирская обл, г. Новосибирск, 

ул.Объединения, 20

10 т

47 руб.

100% натуральные соки

доставка

Безналичный и наличный расчет

 3.Вимм-Билль-Данн Продукты Питания

ООО

г. Москва, ул. Солянка, д. 13, стр. 2

10 т

40 руб.

Натуральные 100% соки, без сахара и консервантов производителей по уникальным технологиям, с применением пастеризации в потоке

доставка

Безналичный и наличный расчет

  1. Мултон

ЗАО

г. Санкт-Петербург, ул.Софийская, 14, ООО Мултон

10 т

81 руб.

100% натуральные соки

доставка

Безналичный и наличный расчет

  1. Лебедянский

ОАО

Липецкая обл.,

г. Лебедянь,

ул.Матросова,7

10 т

51 руб.

премиальные высококачествен

ные 100% соки и нектары, мах-но сохранив

шие вкус и аромат свежих фруктов, имеющие более 14 видов фруктовых соков и нектаров и 4 вида натураль

ных ягодных морсов

доставка

Безналичный и наличный расчет




 

В таблице было проанализировано 5 поставщиков соков. Анализ показал, что самый дешевый по цене сок можно купить у производителя соков «Добрый» по цене 36 рублей за литр, а самый дорогой по цене сок – у производителя соков «Rich».

В данном разделе представлен конъюнктурный обзор на примере продаж соковой продукции. Также выявлены основные факторы, влияющие на конъюнктуру торговли соковой продукцией.

Также стоит отметить большой потенциал сегмента сокосодержащих напитков: по прогнозам, этот сегмент рынка может стать лидирующим к 2015 году. Однако, по вопросу, какой же сегмент будет лидировать к 2015 году – натуральные соки или сокосодержащие напитки – мнения экспертов расходятся.  
В будущем специалисты прогнозируют рост себестоимости производства соков – в первую очередь, в связи с увеличением цен на соковые концентраты, в особенности на апельсиновый. 
Без сомнения, среди факторов влияния на российский рынок соков особое место занимает вхождение России в ВТО. Присоединение поможет России выйти из «дискриминационного статуса», обеспечит доступ на экспортные рынки высокотехнологичных товаров, изменит баланс экономики в сторону уменьшения зависимости от экспорта одних только энергоносителей и т. д. Однако мнение экспертов о возможном влиянии этих изменений на отдельные отрасли экономики РФ разняться. Ряд экспертов даже говорят о том, что подешевевший импорт просто раздавит отдельные сектора нашей промышленности, например, сельское хозяйство или автомобильный сектор. 
 

 

 

4.Прогноз торговой конъюнктуры

Анализ конъюнктуры является фундаментом, на котором строится прогноз. Прогноз - наиболее важная часть конъюнктурного исследования. Прогнозы конъюнктуры должны давать ответы на вопросы: где, когда и сколько, на какой рынок, в какое время и с каким размером поставок выходить на интересующий фирму рынок.

При прогнозировании дается оценка конъюнктуры конкретного мирового рынка, рынка отдельных стран, импортирующих или экспортирующих данный товар; оценка анализа конъюнктуры стран, имеющих наибольшее значение для рынка этого товара, а также оценка степени нестабильности конъюнктуры изучаемого рынка.

При прогнозировании развития конъюнктуры товарных рынков используется обширный статистический материал, содержащий огромное количество различных показателей, о которых подробно говорилось во втором разделе данной главы.

При составлении прогноза следует учитывать, что он является относительно точной оценкой эффекта и его не следует учитывать в качества директивы. Слепое следование рекомендациям прогноза может значительно снизить эффективность работы.

Информация о работе Конъюнктура рынка