Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:29, реферат
Само понятие конъюнктура было впервые использовано в 17 веке немецким экономистом Адольфом Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить об экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.
ность, вызванная сезонным
изменением спроса и предложения, жизненными
циклами товаров (выведение товаров на
рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной
Факторы нециклического харак
В данном разделе исследовано понятие конъюнктуры, установлено различие между конъюнктурной рынка и конъюнктуры торговли. Также рассмотрены методы и этапы изучения конъюнктуры.
2.Виды конъюнктурной
Сбор информации – важнейший
этап изучения конъюнктуры. Не существует
единого источника информации о конъюнктуре, который содержал
бы все сведения об изучаемых процессах.
При исследовании используются различные
виды информации, полученные из различных
источников. Различают информацию: общую,
Общая информация включает данные, характеризующие
рыночную ситуацию в целом, в увязке с
развитием отрасли или данного производства.
Источниками ее получения являются данные
государственной и отраслевой статистики,
официальные формы учета и
Коммерческая информация – это данные,
извлекаемые из деловой документации
предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой
продукции и получаемые от партнеров в
порядке информационного обмена. К ним
относятся:
- заявки и заказы
- материалы служб
Специальная информация представляет
данные, полученные в результате специальных
мероприятий по изучению рынка (опросов
населения, покупателей, специалистов
торговли и промышленности, экспертов,
выставок-продаж, конъюнктурных совещаний),
а также материалы научно-исследовательских
Специальная информация имеет особую
ценность, поскольку содержит сведения,
которые нельзя получить другим путем.
Поэтому при изучении конъюнктуры рынка
особое внимание надо уделять получению
обширной специальной информации.
Таким образом, в целях изучения рыночной
конъюнктуры наряду с использованием
государственной и внутрифирменной отчетности
широко применяются методы опроса (интервьюирования
и анкетирования) как специалистов, так
и потенциальных покупателей. Для конъюнктурных
оценок, особенно в случаях, когда невозможно
получить непосредственную информацию
о каком-либо процессе или явлении, целесообразно
использовать методы экспертных оценок.
В практике конъюнктурного анализа применяют
Дельфи-метод, метод «мозгового штурма»
(brainstorming), метод синектики и некоторые другие.
Сущность Дельфи-метода
(от античного города Дельфы, известного
своим оракулом) заключается в следующем.
Исходной предпосылкой этого метода является
гипотеза, что соответствующим образом
обработанное коллективное мнение экспертов,
обобщающее их индивидуальные оценки,
обладает необходимой степенью надежности
и достоверности. Надежность полученных
оценок в значительной степени зависит
от правильного выбора экспертов, от их
квалификации, эрудиции, информированности
в изучаемых вопросах. Их знания предмета
и их аналитические способности проверяются
путем тестирования. Точность результата
зависит от статистической обработки
результатов исследования.
Метод «мозгового
штурма» считается более оперативным
и достаточно надежным для конъюнктурных
оценок. В данном случае также отбирается
группа квалифицированных специалистов,
но оценки и выводы делаются в ходе заседания.
Все присутствующие разделяются на две
группы: первая концентрирует или генерирует
идеи и оценки; вторая – их анализирует.
Поощряется свободный обмен мнениями,
при этом запрещается высказывать любые
критические замечания относительно ценности
идеи или характеристики. Руководитель
должен быть беспристрастным и направлять
дискуссию в нужное русло. Чем больше вариантов,
тем выше вероятность появления действительно
ценной идеи или надежной характеристики
и прогноза, с которой согласится большинство
участников.
Иногда практикуется метод синектики
(соединения различных и заведомо не соответствующих
друг другу элементов). Собираются специалисты
из разных сфер деятельности. Каждый из
участников воспринимает совещание как
состязание и вносит задуманную заранее
идею или характеристику. Принимается
наиболее реальная идея, получившая поддержку
большинства. В оперативном анализе рыночной
ситуации практикуются конъюнктурные совещания,
представляющие собой упрощенный вариант
«мозгового штурма». Участники конъюнктурного
совещания под руководством главы предприятия
(или главы маркетинговой службы) вырабатывают
согласованные оценки состояния и развития рынка.
Конъюнктурная информация может быть
выделена особо. В нее входят оценки, осуществляемые
с помощью конъюнктурных индикаторов,
то есть показателей, характеризующих
основные параметры рынка, их состояние
и изменения (такие, как объем продаж, цены,
товарные запасы, степень сбалансированности
спроса и предложения). Часто для получения
такой непрерывной информации
При изучении конъюнктуры рынка ставится
задача не только определения состояния
рынка на тот или иной момент, но и предсказания
вероятного характера дальнейшего его
развития, по крайней мере, на один – два
квартала, но не более чем на полтора года,
то есть прогнозирование.
Существует много различных видов конъюнктурной информации, но самыми основными являются следующие:
содержит отдельные цифровые материалы и факты, характеризующие конъюнктуру торговли текущего дня
освещают состояние торговли по отдельным группам товаров или ограниченному кругу товаров вопросов торговли (ход реализации товара или изменении цен)
отражают все основные условия торговой деятельности организации и особенности развития рынка отдельных групп и видов товаров
это документ, содержащий оперативную информацию, которая как бы сигнализирует об отдельных процессах, происходящих в конъюнктуре рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.
это основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного потребления. В нем анализируются динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры, проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции и выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.
документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. В нем выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблемы конкретного товарного рынка.
Рассмотрены виды конъюнктурной информации и даны их характеристики.
При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор.
В России очень много предприятий, производящих продовольственные товары, выпускают соковую продукцию. Для анализа (табл.1) выбраны только 5 основных предприятий, которые являются основными производителями данного вида продукта.
Что касается анализа основными вопросами, которые решаются при конъюнктурном обзоре являются следующие:
Так поэтапно необходимо проанализировать каждый из вопросов.
По объемам поставок все эти поставщики одинаковы (минимальная партия поставки 10 тонн).
Все эти соки являются 100% натуральными.
Табл.1
Анализ коммерческих предложений о поставке соковой продукции
Потенциа льные поставщи ки |
ОПФ |
Юридический адрес |
Мин. партии поставки |
Цена за ед. |
Характеристика товара |
Способ отгрузки |
Условия оплаты | |
1.Мултон |
ЗАО |
г. Санкт-Петербург, ул.Софийская, 14, ООО Мултон |
10 т |
36 руб. |
Напиток, упакованный в картонную упаковку, имеет более 20 вкусов и видов, 100% соки, нектары и морсы |
доставка |
Безналичный и наличный расчет | |
2. ОРС |
ООО |
630020, Новосибирская обл, г. Новосибирск, ул.Объединения, 20 |
10 т |
47 руб. |
100% натуральные соки |
доставка |
Безналичный и наличный расчет | |
3.Вимм-Билль-Данн Продукты Питания |
ООО |
г. Москва, ул. Солянка, д. 13, стр. 2 |
10 т |
40 руб. |
Натуральные 100% соки, без сахара и консервантов производителей по уникальным технологиям, с применением пастеризации в потоке |
доставка |
Безналичный и наличный расчет | |
|
ЗАО |
г. Санкт-Петербург, ул.Софийская, 14, ООО Мултон |
10 т |
81 руб. |
100% натуральные соки |
доставка |
Безналичный и наличный расчет | |
|
ОАО |
Липецкая обл., г. Лебедянь, ул.Матросова,7 |
10 т |
51 руб. |
премиальные высококачествен ные 100% соки и нектары, мах-но сохранив шие вкус и аромат свежих фруктов, имеющие более 14 видов фруктовых соков и нектаров и 4 вида натураль ных ягодных морсов |
доставка |
Безналичный и наличный расчет |
В таблице было проанализировано 5 поставщиков соков. Анализ показал, что самый дешевый по цене сок можно купить у производителя соков «Добрый» по цене 36 рублей за литр, а самый дорогой по цене сок – у производителя соков «Rich».
В данном разделе представлен конъюнктурный обзор на примере продаж соковой продукции. Также выявлены основные факторы, влияющие на конъюнктуру торговли соковой продукцией.
Также стоит отметить большой
потенциал сегмента сокосодержащих напитков:
по прогнозам, этот сегмент рынка может
стать лидирующим к 2015 году. Однако, по
вопросу, какой же сегмент будет лидировать
к 2015 году – натуральные соки или сокосодержащие
напитки – мнения экспертов расходятся.
В будущем специалисты прогнозируют рост
себестоимости производства соков – в
первую очередь, в связи с увеличением
цен на соковые концентраты, в особенности на апельсиновый.
Без сомнения, среди факторов влияния
на российский рынок соков особое место
занимает вхождение России в ВТО. Присоединение
поможет России выйти из «дискриминационного
статуса», обеспечит доступ на экспортные
рынки высокотехнологичных товаров, изменит
баланс экономики в сторону уменьшения
зависимости от экспорта одних только
энергоносителей и т. д. Однако мнение
экспертов о возможном влиянии этих изменений
на отдельные отрасли экономики РФ разняться.
Ряд экспертов даже говорят о том, что
подешевевший импорт просто раздавит
отдельные сектора нашей промышленности,
например, сельское хозяйство или автомобильный сектор.
4.Прогноз торговой конъюнктуры
Анализ конъюнктуры является фундаментом, на котором строится прогноз. Прогноз - наиболее важная часть конъюнктурного исследования. Прогнозы конъюнктуры должны давать ответы на вопросы: где, когда и сколько, на какой рынок, в какое время и с каким размером поставок выходить на интересующий фирму рынок.
При прогнозировании дается оценка конъюнктуры конкретного мирового рынка, рынка отдельных стран, импортирующих или экспортирующих данный товар; оценка анализа конъюнктуры стран, имеющих наибольшее значение для рынка этого товара, а также оценка степени нестабильности конъюнктуры изучаемого рынка.
При прогнозировании развития конъюнктуры товарных рынков используется обширный статистический материал, содержащий огромное количество различных показателей, о которых подробно говорилось во втором разделе данной главы.
При составлении прогноза следует учитывать, что он является относительно точной оценкой эффекта и его не следует учитывать в качества директивы. Слепое следование рекомендациям прогноза может значительно снизить эффективность работы.