Оценка эффективности внешнеторговой политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:35, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление путей повышения эффективности внешнеторговой политики России.
При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия внешнеторговой политики государства
- изучить способы регулирования внешнеторговой политики
- определить тенденции развития и результаты внешнеторговой политики России
- выявить недостатки внешнеторговой политики России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеторговой политики……………….....5
Сущность и цели внешнеторговой политики……………………………5
Виды внешнеторговой политики……………………………………......10
Глава 2. Особенности внешнеторговой политики России……………………17
2.1. Способы регулирования внешнеторговой политики …………………....17
2.2. Тенденции развития и результаты внешнеторговой политики
России…………………………………………………………………………….21
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию внешнеторговой политики страны…27
3.1. Негативные стороны внешнеторговой политики России………………..27
3.2. Пути совершенствования внешнеторговой политики…………………....29
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

оценка эффективности внешнеторговой россии.docx

— 81.52 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Обнинский институт атомной энергетики

Социально – экономический факультет

Кафедра экономики, экономико-математических методов

и информатики  

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Экономика отраслевых рынков»

на тему «Оценка эффективности внешнеторговой политики России»

 

Исполнитель:

 

Студент  IV  курса Экн-б-09 группы  очной формы обучения

_______________                                                      Бабий А. С.

личная  подпись                                                         фамилия, инициалы

 

Руководитель:

 

к.э.н., доцент                  _________________           Кобылина Е.В.

ученая  степень,звание        личная подпись          фамилия, инициалы

 

 

 

 

                                                                  Обнинск

2012г.

 

 

 

            Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  аспекты внешнеторговой политики……………….....5

    1. Сущность и цели внешнеторговой политики……………………………5
    2. Виды внешнеторговой политики……………………………………......10

Глава 2. Особенности  внешнеторговой политики России……………………17

2.1. Способы  регулирования внешнеторговой политики  …………………....17

2.2. Тенденции  развития и результаты внешнеторговой политики

России…………………………………………………………………………….21

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию внешнеторговой политики страны……………………………………………………………………………27

3.1. Негативные  стороны внешнеторговой политики  России………………..27

3.2. Пути совершенствования  внешнеторговой политики…………………....29

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Введение

 

             Одной из самых старых форм международных отношений является международная торговля. Внешняя торговля – это основа международных экономических отношений, это связано с тем, что рост межхозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, которое соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Для эффективного экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. В последние годы именно внешняя торговля является отраслью, которая формирует весомые отчисления в государственный бюджет.

          Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику

          Внешнеторговая политика – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

         В настоящее время внешнеторговая политика России находится на стадии развития, постепенно формируется законодательная база, рассматриваются пути повышения эффективности, решаются вопросы по устранению существенных проблем в организации внешнеторговой политики.

          Внешнеторговая политика является  важным звеном в экономике  государства, она формирует статус  страны на мировом рынке, грамотная  внешнеторговая деятельность является  залогом роста благосостояния  населения страны – этим обуславливается  актуальность темы работы.

          Целью курсовой работы является выявление путей повышения эффективности внешнеторговой политики России.

При выполнении данной работы были поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть  сущность понятия внешнеторговой  политики государства

- изучить  способы регулирования внешнеторговой  политики

- определить  тенденции развития и результаты  внешнеторговой политики России

- выявить  недостатки внешнеторговой политики  России

- рассмотреть  возможные пути повышения эффективности процесса внешней торговли страны

          Объектом данной работы является  внешнеторговая политика государства, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России.

          Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики.

          Проблемам внешней торговли и ее государственного регулирования посвящено большое число трудов как отечественных, так и зарубежных ученых. Неоценимый вклад в понимание сущности торгового взаимодействия стран внесли А. Смит, Д. Рикардо, Д. Милль., В. Ленин, К. Маркс. Современные особенности экономического развития, связанные, прежде всего с научно-техническим прогрессом, отражены в теориях внешней торговли С. Линдера, П. Линдерта, Ч. Киндельбергера, Р. Вернона, Л. Уэлса, А. Льюиса, X. Минта, С. Робока, К. Симмондса, М. Портера, Я. Тинбергена, В.Леонтьева, Р. Нурксе, А. Хиршмана, Т. Рыбчинского и многих др.

          При выполнении курсовой работы  были использованы следующие  методы: статистического анализа, описательный, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.

         Данная работа может использоваться  на семинарах в учебных заведениях  и для самообразовательной деятельности.

 

 

           Глава 1. Теоретические аспекты внешнеторговой политики

    1. Сущность и цели внешнеторговой политики

 

Внешнеторговая политика является самостоятельным  направлением внешнеэкономической политики, которое связано с государственным регулирование внешней торговли с помощью  налогов и прямых ограничений на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике, например, такие как растущая интернационализация производства и капитала, которая усиливает экономическую взаимозависимость государств, также - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Влияние внешней торговли на экономическое развитие представляет собой один из наиболее существенных вопросов, имеющих принципиальное значение для реализации эффективной экономической политики во многих развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. Это связано с особой ролью внешнеэкономического сектора в экономике данных стран: расширение емкости внутреннего рынка за счет экспорта, обеспечение внутреннего производства за счет импорта необходимого сырья и оборудования. К негативным влияниям внешнеторговой политики на экономику можно отнести такие моменты, как стимулирование сырьевой направленности развивающихся экономик, деиндустриализация переходных экономических систем. Во внешнеэкономической сфере развивающихся стран для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо выбрать одну из двух политик: импортозамещения или экспортоориентации.

Стратегия импортозамещения в большинстве  стран выбирается исходя из нескольких теоретических предпосылок, например, таких, как : ориентированность структуры производства развивающихся стран на производство сырьевых товаров. Политика свободной торговли в таком случае не будет способствовать развитию национальных технологий и человеческого капитала. Ещё одной предпосылкой является низкая эластичность спроса на сырьевые товары, а следовательно доходы от экспорта сырьевых товаров не могут расти очень быстро, что тормозит расширение импорта высокопродуктивного оборудования и технологий. Важным фактором также является то, что рабочая сила в развивающихся странах занята в основном в сельском хозяйстве, где производительность труда низкая. Для ее повышения необходима ускоренная индустриализация. Развитие импортозамещения в большинстве стран мира проходило в две фазы. В первой развивались отрасли промышленности, основанные на относительно простых технологиях. Во второй - ставилась задача развития производства инвестиционных товаров. При этом возникали серьезные проблемы, связанные с узостью национальных рынков. В результате снизилась степень конкурентности среды под воздействием протекционизма и роста монополизации, так как внутренний рынок не мог вместить многих производителей. Это дестимулировало инновации и постепенно привело к стагнации. Импортозамещение часто зависит от динамики внутреннего потребления, что сильно ограничивает рост сбережений, а значит и инвестиции. Такая политика отрицательно влияет на развитие сельского хозяйства и экспорта стран, поставлявших ресурсы для импортозамещающей индустриализации. Это приводило к несоответствию темпов роста населения и сельскохозяйственного производства, что способствовало повышению зависимости страны от импорта продовольствия, падению спроса сельского населения на промтовары, сохранению сбережений на селе. Все это затем негативно отражалось на развитии промышленности. Таким образом, имел место замкнутый цикл. Для импортозамещающей политики характерны также трудности: проблемы со сбытом продукции из-за низкого платежеспособного обменного курса национальной валюты: нарастание незагруженных мощностей, что снижает рентабельность производства; невысокий объем иностранных инвестиций из-за ограниченной конвертации по сравнению со странами с аналогичной экономикой, но с более открытой внешнеторговой политикой; увеличение рабочих мест происходит медленно; сокращение официальных международных резервов и рост в государстве внешнего долга и расходов на его обслуживание. Индустриальное и сельскохозяйственное производства должны развиваться параллельно. Сельское хозяйство должно рассматриваться не только как поставщик финансовых ресурсов для промышленности, но и как источник динамического экономического роста, как источник продуктов питания для увеличивающегося числа промышленных работников, источник сырьевых материалов, источник сбережений для поддержки других секторов экономики. [2]

В свою очередь экспортоориентированное развитие экономики позволит достичь повышения качества управления на всех уровнях экономики, так как обострится конкуренция, усилится необходимость устранять любые внутренние диспропорции и искать неиспользованные резервы; уменьшения искажения цен товаров. Экспортноориентированное развитие даст возможность через устойчивые наращивания обеспечить устойчивый экономический рост; создать большое количество рабочих мест, чем при импортозамещении, то есть наиболее конкурентоспособными окажутся трудоемкие производства. Благодаря экспортноориентированию  увеличивается экономия на масштабе производства за счет большей важности рынка, что приведет к более глубокой специализации, а через нее - к интеграции в мировую экономику, ускоряется технологическое развитие и повышается качество «человеческого капитала», сокращаются официальные международные резервы и рост государственного внешнего долга и расходов на его обслуживание.

 Для успешной реализации той или иной внешнеторговой политики (экспортоориентации, импортозамещения, либерализации внешней торговли и т.п.) необходимо понимание влияния внешней торговли на экономическое развитие в принципе, то есть представление о тех факторах воздействия и эффектах открытости на экономику, которые обусловливают эффективность, или наоборот, деструктивность, тех или иных форм управления государством внешним сектором своей экономики. [8]

Самая старая форма международных отношений  – это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных  экономических отношений, так как  рост мирохозяйственных связей ускорил  процесс формирования международного разделения труда, что соединяет  все страны в единое хозяйственное  целое. Для экономического роста  и развития стран в постоянно  развивающейся мировой экономике  очень большое значение имеет  внешняя торговля.

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов  всего объема международных экономических  отношений. Современные международные экономические отношения характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Органы регулирования можно разделить на органы общей компетенции и специальные. К первым относятся Президент, Федеральное собрание, Правительство России. Центральным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной социально-экономической политики в целом, определяет и разрабатывает эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и контролирует выполнение федеральных программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней торговли, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом. [11]

Объектами внешнеторговой политики страны являются: экспорт, импорт и транзит.

Методы  воздействия на внешнеэкономическую деятель-ность разделяются на две группы: экономические и административные.

Под экономическими методами понимают все принимаемые меры, которые приводят к удорожанию импортного товара, снижают его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с отечественным товаром, так называемые тарифные барьеры.

К административным методам относятся любые меры правительства, которые ограничивают экспорт и импорт товаров – нетарифные барьеры.

Государства, проводя свою политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам регулирования внешней торговли относятся: тарифные методы государственного регулирования – методы, основанные на использовании таможенных тарифов (таможенный тариф, таможенные пошлины, тарифные квоты); нетарифные – методы, связанные с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничений в сфере внешнеторговой деятельности. [4]

Основная  задача государства в области внешней торговли – поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке. [3]

Внешнеторговая  политика представляет собой часть внешнеторговой политики, целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Внешнеторговая политика имеет ряд важных целей, достижение которых является залогом успешного развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом, основными из  них являются такие, как: изменение степени и способа включения данной страны в МРТ; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией.)изменение соотношения экспортных и импортных цен.

 

1. 2. Виды внешнеторговой политики

Исторически сложились два противоположных  вида внешнеторговой политики: протекционизм  и свободная торговля.

Свободная торговля – представляет собой политику государства, базирующуюся на принципе сравнительных издержек, направленную на создание благоприятного торгово-экономического климата с  целью эффективного размещения ресурсов и роста благосостояния страны. За счёт  свободной торговли, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального  благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Протекционизм - барьеры на пути свободной торговли - уменьшают или сводят, на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.[16]

Информация о работе Оценка эффективности внешнеторговой политики России