Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:35, реферат
Целью курсовой работы является выявление путей повышения эффективности внешнеторговой политики России.
При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия внешнеторговой политики государства
- изучить способы регулирования внешнеторговой политики
- определить тенденции развития и результаты внешнеторговой политики России
- выявить недостатки внешнеторговой политики России
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеторговой политики……………….....5
Сущность и цели внешнеторговой политики……………………………5
Виды внешнеторговой политики……………………………………......10
Глава 2. Особенности внешнеторговой политики России……………………17
2.1. Способы регулирования внешнеторговой политики …………………....17
2.2. Тенденции развития и результаты внешнеторговой политики
России…………………………………………………………………………….21
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию внешнеторговой политики страны…27
3.1. Негативные стороны внешнеторговой политики России………………..27
3.2. Пути совершенствования внешнеторговой политики…………………....29
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приведенные выше нетарифные и налоговые меры, оказывая воздействие на ценообразование, стоимость товара, носят экономический характер, поэтому их причисляют к экономическим мерам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы. Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенные пошлины бывают:
адвалорные - начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические - начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные - сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
специальные; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;
антидемпинговые - применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;
компенсационные
- применяются в случае ввоза товаров,
при производстве или вывозе которых
прямо или косвенно использовались
субсидии, если такой ввоз наносит
или может нанести материальный
ущерб отечественным
сезонные - устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. Ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются в период действия сезонных пошлин;
особые виды пошлин - действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшествовать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.
Тарифная льгота (тарифная преференция) – предоставляемая на условиях взаимности или применяемая в одностороннем порядке при реализации внешнеэкономической политики страны льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от ее уплаты, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара. Порядок предоставления льгот, установленных законодательством, и само решение об их предоставлении определяются исключительно правительством.
2.2. Тенденции и результаты развития внешнеторговой политики России
В настоящее время мировая экономика становится все более единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Это явление обусловлено следующими факторами:
масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;
организационно-технологический - качественно
новый уровень средств
научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;
социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;
политический - выражающийся в ослаблении
жесткости государственных
Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.
Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.
Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции
В-третьих, усиливаются
В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.
В-пятых, происходящие процессы универсализации,
унификации, стандартизации распространяются
на всю экономическую и
Статистика
внешнеторгового оборота
Товары, подлежащие таможенной обработке, в мировой статистической практике относятся к категории видимых товаров. Статистика внешнеторгового оборота "видимыми товарами" является составной частью статистики внешнеэкономических связей, которая помимо учета экспорта и импорта указанных выше товаров осуществляет учет и других операций, например, внешнюю торговлю услугами.
Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.
Внешнеторговый оборот России в 2011 году составил 822,1 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,3%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 698,8 млрд. долларов США (на 30,7 %), со странами СНГ – 123,3 млрд. долларов США (на 35,0 %). В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья в 2011 году приходилось 85,0%, на долю стран СНГ – 15,0%. [17]
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта в РФ (млрд. долл. США).
На данном графике отображено, что экспорт России в январе-декабре 2011 года составил 516 миллиардов долларов и по сравнению с январем-декабрем 2010 года увеличился на 30%. Импорт в 2011 году составил 305,3 миллиарда долларов, увеличившись на 33,4% по сравнению с 2010 годом.
Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 437,8 миллиарда долларов (рост на 29,7%), в страны СНГ - 78,2 миллиарда долларов (рост на 31,3%). Увеличение стоимостного объема экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, тогда как индекс его физического объема - 97,8%.
В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,9%) среди товаров топливно-энергетического комплекса был обеспечен нефтью сырой, физические объемы поставок которой снизились по сравнению с 2010 годом на 4,3%, а стоимостные объемы возросли на 34,7%.
Среди товаров ТЭК возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья автомобильного бензина - на 31,5%, природного газа - на 9%. При этом сократились объемы экспорта каменного угля - на 2,5%, кокса - на 3%, дизельного топлива - на 14,7%, жидких топлив - на 1,1%.
Таблица 1.
Экспорт важнейших товаров.
Январь – сентябрь 2012 г. |
Январь – сентябрь 2011 г. | |
В % к январю – сентябрю 2011 г. |
В % к январю – сентябрю 2010 г. | |
Экспорт |
103,2 |
130,7 |
из него: |
||
топливно-энергети- |
104,1 |
135,7 |
металлы и изделия |
98,7 |
113,9 |
продукция химичес- |
97,1 |
137,2 |
древесина и целлю- |
88,3 |
120,5 |
Источник: Росстат (2011-2012 гг.)
По данным этой таблицы видно, что в январе-сентябре 2012г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 630,8 млрд.долларов США (103,3% к январю-сентябрю 2011г.), в том числе экспорт - 390,4 млрд.долларов (103,5%), импорт - 240,4 млрд.долларов (103,0%). [17]
Импорт России в 2011 году из стран дальнего зарубежья составил 261 миллиард долларов.
Рис. 2. Товарооборот с основными торговыми партнёрами России в 2011 году. (%)
Проанализировав данные рисунка можно прийти к выводу, что основными торговыми партнерами России в 2011 году среди стран дальнего зарубежья были Китай, Германия, Нидерланды, Италия, Турция, США, Япония, Франция, Республика Корея.
В настоящее время положение России во внешней торговле не соответствует ее природному, производственному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалам. Мощная природно-ресурсная база, имеющая мировое значение, сохранившийся несмотря на существенные потери производственный, научно-технический и технологический потенциал, высокий уровень образования и квалификации кадров во всех основных сферах деятельности - эффективное использование всех этих факторов может обеспечить стремительный экономический рост и тогда Россия из сырьевого придатка может превратиться в страну с хорошо развитой промышленностью и производством.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию внешнеторговой политики страны
3.1. Негативные стороны внешнеторговой политики России
В настоящее время состояние экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее связана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.
Одной из весомых проблем внешнеторговой экономики страны является внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий. С одной стороны, во многих сферах производства невозможно обеспечить конкуренцию без импорта товаров, а с другой - полагаться только на внутреннюю конкуренцию - значит ограничивать воздействие на экономику стимулов развития научно-технического прогресса, связанных с мировым рынком. [12]
Россия имеет огромную нерациональную зависимость от внешних рынков. В нашей стране большая доля импорта оборудования и технологий, закупок продуктов питания. России необходимо обеспечить технико-экономическую неуязвимость многих отраслей экономики. [11]
Информация о работе Оценка эффективности внешнеторговой политики России