Оценка эффективности внешнеторговой политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:35, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление путей повышения эффективности внешнеторговой политики России.
При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия внешнеторговой политики государства
- изучить способы регулирования внешнеторговой политики
- определить тенденции развития и результаты внешнеторговой политики России
- выявить недостатки внешнеторговой политики России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеторговой политики……………….....5
Сущность и цели внешнеторговой политики……………………………5
Виды внешнеторговой политики……………………………………......10
Глава 2. Особенности внешнеторговой политики России……………………17
2.1. Способы регулирования внешнеторговой политики …………………....17
2.2. Тенденции развития и результаты внешнеторговой политики
России…………………………………………………………………………….21
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию внешнеторговой политики страны…27
3.1. Негативные стороны внешнеторговой политики России………………..27
3.2. Пути совершенствования внешнеторговой политики…………………....29
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

оценка эффективности внешнеторговой россии.docx

— 81.52 Кб (Скачать)

Выгода от свободной торговли заключается  в том, что последняя стимулирует  конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных  фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям  с более низкими издержками. Это  также вынуждает вводить новшества  и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции  и используя новые методы производства, и таким образом содействовать  экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность  выбора из более широкого ассортимента продукции. Причины, по которым следует  отдать предпочтение торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать  конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее  большинство экономистов оценивает  свободную торговлю как экономически обоснованное явление. [5]

Существует ряд важных преимуществ свободы торговли, они достаточно многогранны и доказываются как теорией, так и практикой, Свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможности международной специализации производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого от международной торговли. Классики предлагали измерять этот выигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод - определение величины излишков (прибылей) производителей и потребителей продукции. Свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими странами. Этот факт в конечном счете способствует повышению качества выпускаемой продукции.

Свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска товаров, выгодного потребителям. Свободная торговля служит основой оптимизации распределения производственных ресурсов между странами и такой их международной комбинации, которая значительно повышает эффективность их использования. [3]

Вторым  видом внешнеторговой политики является протекционизм. Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.

Протекционизм развивающихся стран носит принципиально  иной характер. Их внешнеэкономическая  политика направлена на защиту формирующихся  отраслей национального хозяйства  от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

Сторонники  протекционизма утверждают, что все  усилия во внешней торговле должны быть направлены на защиту новых, только что появившихся отраслей национальной экономики, не способных пока выдержать международную конкуренцию. Большое внимание должно уделяться защите отраслей, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности. Важным фактором является увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест.  Есть и ещё аргументы. Однако необходимо учесть, что ряд отраслей экономики нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности.

Протекционизм – это система ограничений  импорта, когда вводятся высокие  таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции  иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары. Протекционизм  бывает полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость  определяется как показатель, учитывающий  средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность  количественных ограничений.

Относительно  открытым признается режим страны, у которой средний уровень  таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями  охвачено не более 25% импорта и при  этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно  регистрационный характер. [9]

Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых  подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.

Средний уровень нетарифных ограничений  рассчитывается как стоимостная  доля импорта/экспорта, подпадающая  под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.

В различные  периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в  другую сторону, однако никогда не принимала  ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е  годы для международной экономики  был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации  и свободы внешней торговли. С  начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали "отгораживаться" друг от друга все более изощренными  тарифными и особенно нетарифными  барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется  в относительно узких областях. В  отношениях развитых стран между  собой это области сельского  хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся  стран между собой - товары традиционного  экспорта.

Выделяют  несколько форм протекционизма, среди них такие, как селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров. Отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма. Коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих.  Скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства: во-первых, экономический выигрыш для отрасли или фирмы в виде прироста объема производства, прибыли или создания дополнительных рабочих мест. Во-вторых, направления и объемы изменения бюджета государства при применении конкретного метода внешнеторговой политики. В-третьих, изменение внутренних цен или потребления товара в стране, где применяется данная мера. В-четвёртых, изменение структуры рынка данного товара и конкуренции на нем. В-пятых, Способствует ли данная мера структурной перестройке отрасли и выведению ее на конкурентоспособный уровень или консервирует ее технологическую отсталость. В-шестых, как влияет на смежные отрасли производства. В-седьмых, какова может быть реакция другой страны на данную меру. И ещё одним из самых важных моментов является соответствует ли данная мера обязательствам страны перед партнерами по многосторонним и двусторонним соглашениям. В МТ принято считать, что идет постоянный процесс ослабления протекционизма - либерализация торговли.

Протекционизм может быть агрессивным, если его  применяют более развитые государства  по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике. Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

Страна  сама формирует концепции и стратегии  развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и  экономических интересов. В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В рамках международно-экономических отношении  на внешнеторговую политику влияют такие факторы как: геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства; колебания валютных курсов, особенно по отношению к мировым валютам доллару и евро; различия в уровне жизни стран, особенно приграничных; миграция населения и кризисы в МЭ: циклические, структурные, финансовые.

Внешнеторговая  политика является важной частью внешнеэкономической  политики, от грамотного управления внешней  торговли зависит успешное развитие внешнеэкономических связей и экономики  страны в целом. Внешнеторговая политика подразделяется на два вида: протекционизм – политика, поддерживающая  развитие отечественного производства, и свободную торговлю - направленную на формирование благоприятного торгово-экономического климата для эффективного развития благосостояния страны и распределения ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

            Глава 2. Особенности внешнеторговой политики России

            2.1. Способы регулирования внешнеторговой политики

Меры  нетарифного ограничения представляют собой запрет, ограничение и контроль ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров  и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ.

К ним  относятся лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые в установленном порядке до таможенных органов РФ. Принятию защитных мер внутреннего рынка РФ должны предшествовать расследования, проводимые Министерством торговли России, с предоставлением материалов таких расследований Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле. Примером косвенных защитных мер может служить установление Государственным таможенным комитетом России перечня пунктов пропуска на таможенной границе РФ, через которые только могут вводиться подакцизные товары, подлежащие маркировке, - алкогольные товары и табачные изделия.

Другим  примером косвенных защитных мер  может служить сертификация соответствия ряда товаров стандартам безопасности и качества. Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования включают комплекс мер экономического, административного и технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих (ограничивающих) свободную торговлю между государствами. К нетарифным ограничениям экономического характера в мировой практике принято относить:

Антидемпинговую меру – это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Налог на добавленную стоимость, который взимается в размере 20% с импортируемых на территорию РФ товаров. Не облагается НДС товарный вклад в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также безвозмездная и гуманитарная помощь. По экспорту НДС облагаются посреднические операции (фирм, не производящих данные товары). НДС начисляется на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза (если товар подакцизный).

Акцизы  – как форма государственного налога взимаются с импортных  товаров, перечень которых устанавливается  в законодательном порядке (около 40 товаров): алкогольные, табачные, ювелирные  изделия, автомобили и др.

Квотирование – внешнеторговая квота – количественное ограничение объема экспорта и импорта определенных товаров.

Лицензирование  – метод ограничения вывоза или  ввоза товара на основе выдачи государством лицензии, представляющей собой разрешение (право) на экспорт или импорт и  выделяется в отдельный перечень товаров.

Контингентирование  – вид лицензирования, предполагающий ограничение номенклатуры товаров  по экспорту или импорту в пределах устанавливаемых государством количественных или стоимостных квот на определенный период времени.

Контроль  за выдачей квот ведется также через предоставление лицензий. В настоящее время в РФ не применяется.

Добровольное  самоограничение экспорта – добровольный отказ экспортера от расширения поставок или обязательство по их ограничению  в страну импортера в результате неофициальной договоренности между  страной экспортера и страной  импортера. К техническим и другим специальным требованиям, затрудняющим свободную торговлю между государствами, относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров.

Таможенный  кодекс и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации включают в себя осуществление мер нетарифного  регулирования внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности. Это применяемые государством меры экономического и административного воздействия на импорт. Они неоднородны по своему характеру и составу, поэтому следует их дифференцировать.

Налоговое регулирование, соответствии с ним осуществляется начисление и взимание таможенными органами налогов, таможенных сборов и других платежей (за исключением таможенных пошлин или наряду с ними) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Это налог на добавленную стоимость и акцизный налог, сбор за выдачу лицензий, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, за таможенное оформление, хранение товаров и др.

Информация о работе Оценка эффективности внешнеторговой политики России