Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:45, доклад
Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело право ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой. В этих условиях непосредственные производители не были заинтересованы в международной конкурентоспособности своей продукции и были обособлены от системы мировой торговли. Но при наличии коренных пороков, неповоротливости и бюрократизма, государственная монополия внешней торговли обеспечивала учет и контроль движения товаров и валюты через границу.
Внешнеторговая политика - это государственная экономическая политика, политика экспорта и импорта, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.
Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело право ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой. В этих условиях непосредственные производители не были заинтересованы в международной конкурентоспособности своей продукции и были обособлены от системы мировой торговли. Но при наличии коренных пороков, неповоротливости и бюрократизма, государственная монополия внешней торговли обеспечивала учет и контроль движения товаров и валюты через границу.
С принятием ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были закреплены важнейшие результаты реформ во внешнеэкономической сфере, в результате которых была ликвидирована монополия государства на осуществление внешнеэкономической деятельности. Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями этого закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России.1
Отказ
от государственной монополии
Внешнеторговая политика России может быть определена как целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки.
Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. При формировании внешнеторговой политики учитываются два основных подхода к проблеме государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Протекционизм - курс на использование различного рода ограничений, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренний рынок и, как следствие, снижающий конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Основные направления протекционизма:
а) Селективный протекционизм - защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;
б) Отраслевой протекционизм - защита отрасли производства;
в) Коллективный протекционизм - взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;
г) Скрытый протекционизм - нетаможенные методы протекционизма.2
Свобода торговли (фритредерство) - курс на устранение ограничений в международной торговле с целью активизации внешнеторгового оборота и международных экономических отношений.
Внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
На практике внешнеторговый политический курс обычно сочетает в себе элементы протекционизма и фритредерства. При этом меры внешнеторговой политики, имеющие протекционистскую направленность, как правило, носят внутренний характер и оформляются актами национального (внутреннего) права, а меры по либерализации внешней торговли чаще всего являются результатами двусторонних или многосторонних международных переговоров.
Для достижения целей внешнеторговой политики государство использует богатый инструментарий: разнообразные экономические, организационно-правовые, политические средства, которые применяются для внешнеторгового регулирования.
Внешнеторговая политика государства проявляется во внешнеторговом режиме данной страны, под которым понимается совокупность мер (действий всех ветвей государственной власти), применяемых в данный момент времени для регулирования доступа товаров иностранного происхождения на национальный внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров на внешние рынки.
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внешней политикой государства в целом. В статье 4 Закона закреплено, что одним из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является принцип единства внешнеторговой политики как составной части внешнеторговой политики Российской Федерации. Связана она и с отдельными направлениями экономической (внешнеэкономической) политики государства.
Участниками внешнеторговой политики, носителями соответствующих экономических и политических интересов могут быть:
- государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти в соответствии с объемом закрепленных за ними законодательством полномочий во внешнеторговой сфере;
-
различные негосударственные
-
субъекты международного права
(иностранные государства,
- сами участники внешнеторговой деятельности.
Цели,
меры, инструменты и сроки
Методы
внешнеторговой политики России учитывают
международную практику и особенности
социально-экономической
Нетарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Лицензирование - разрешение на ввоз/вывоз товаров, свободное перемещение которых через границу не допускается. Лицензии бывают разовые, генеральные и исключительные. Лицензия привязывается к коду товара. Владелец, до перемещения товара должен зарегистрировать лицензию (оригинал) либо в таможне оформления лицензии либо в таможне, КУГИ-адрес которой в регионе лицензии. Необходимо делать отчеты в МЭРТ о выпуске в счет лицензии. 3
Лицензии требуются на:
- специфические товары: разовая (выдает МЭРТ, привязка к коду, до года), генеральная (по Постановлению Правительства, до года), исключительная (по Постановлению Правительства).
-
товары двойного применения (выдает
Федеральная служба по
-
товары военного назначения (выдает
Федеральная служба по военно-
Квотирование
- временные ограничения или
Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке (обычно - конкурс или аукцион).
Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры (то есть меры по ограничению возросшего импорта) и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Компенсационная
пошлина - пошлина, которая применяется
при введении компенсационной меры
(то есть меры по нейтрализации воздействия
специфической субсидии иностранного
государства (союза иностранных государств)
на отрасль российской экономики) и взимается
таможенными органами РФ независимо от
взимания ввозной таможенной пошлины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Мировая экономика и международная торговля/Под ред. Л.М.Капустиной. - Екатеринбург, 2003. - 400 с.
2. Трошкина, Т.Н. Современный механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в. Российской Федерации /Т.Н.Трошкниа // Право и политика. -2006. - №2. - С.36-53.
3. Щебарова Н.Н. Внешнеторговая политика / Н.Н.Щебарова.2003.- 256 с.