Новая экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Советское государство в первые годы нэпа устанавливало месячные, квартальные и годовые бюджеты, текущие плановые задания отдельным отраслям промышленности, планы посевных кампаний, топливные и продовольственные планы, программы перевозок и т.д. С 1925 г. стали составляться контрольные цифры развития народного хозяйства, превратившиеся затем в годовые народнохозяйственные планы. В контрольных цифрах развития народного хозяйства разрозненные производственные программы предприятий и отраслей начали координироваться и увязываться в единый народнохозяйственный план.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 96.57 Кб (Скачать)

 

После объединения в 1922 г. советских республик в единое союзное государство — Союз Советских  Социалистических Республик — республики стали совместно, по общему плану  использовать объединенные ресурсы, планомерно осваивать природные богатства. На основе единого государственного хозяйственного плана производилось  правильное разделение труда между  республиками и районами, совместными  усилиями свободных и равноправных народов Советской страны восстанавливалось  и развивалось народное хозяйство. При помощи русского народа национальные республики преодолевали унаследованную от прошлого экономическую и культурную отсталость; создавались и реализовывались  предпосылки для хозяйственного и культурного подъема всех республик  Советского Союза. Единое плановое руководство  хозяйственной жизнью страны усиливало  экономическое могущество СССР в  условиях капиталистического окружения.

 

Обстановка мирного хозяйственного строительства вызвала изменение  форм и методов управления и планирования хозяйства в духе последовательного  проведения принципа демократического централизма. Введенная на время  войны система жесткой централизации  планирования и управления производством  и распределением (система «главкизма») не отвечала новым условиям и задачам хозяйственного строительства. Для успешного решения новых задач необходимо было наряду с укреплением государственного планового руководства хозяйством предоставить местным Советам и их экономическим органам широкие права для развертывания инициативы в хозяйственном строительстве. Советы рабочих и крестьянских депутатов превращались в практических руководителей хозяйственной жизни на местах.

 

Вскоре после организации  Госплана были созданы плановые комиссии при губернских и областных исполкомах, а также система планово-экономических  органов в хозяйственных наркоматах и ведомствах. Для объединения и усиления хозяйственной деятельности местных органов Советской власти и привлечения их к выполнению местных и общегосударственных задач, развития их инициативной работы при губернских исполкомах были созданы Экономические совещания (а в областях — Экономические советы), на которые было возложено согласование деятельности местных органов экономических наркоматов (ВСНХ, Наркомзем, Наркомпрод, Наркомтруд и Наркомфин). В ленинском «Наказе от СТО (Совета Труда и Обороны) местным советским учреждениям»138 были поставлены важные вопросы дальнейшего развития принципа демократического централизма: согласование работы центра и мест в области хозяйственного строительства; усиление планового руководства народным хозяйством на основе единого плана и широкое развитие местного почина; координация работы местных хозяйственных органов, правильные взаимоотношения уездов и губерний, областей.

 

Все это помогало развертыванию  инициативы местных Советов, вело к  повышению их роли в хозяйственном  строительстве. Этому способствовали также мероприятия по экономическому районированию страны. Уже в плане  ГОЭЛРО была намечена схема разделения территории страны на ряд экономических  районов с учетом природных и  экономических условий, а также  национальных особенностей различных  частей страны. Эти принципы послужили  основой всей последующей работы по новому административно-территориальному делению страны.

 

Основным условием правильного  планирования народного хозяйства  является активное участие трудящихся «во всех плановых органах пролетарского  государства, в выработке хозпланов, программ производства и расходования фондов материального снабжения», указано в постановлении ЦК РКП(б) от 12 января 1922 г. Необходимо, говорится в этой директиве, все шире втягивать рабочий класс, трудящиеся массы в строительство социалистического хозяйства, знакомя их со всем кругом хозяйственной жизни, со всем кругом промышленной работы, «начиная от заготовки сырья и кончая реализацией продукта». Широкие массы трудящихся должны иметь «конкретное представление как о едином государственном плане социалистического хозяйства, так и о практической заинтересованности рабочего и крестьянина в осуществлении этого плана»139

 

Важную роль в развертывании  массового участия трудящихся в  управлении и планировании народного  хозяйства играют профсоюзы, которые  объединяют в своих рядах почти  всех рабочих и служащих. «Будучи  школой коммунизма вообще, профсоюзы должны быть, в частности, школой управления социалистической промышленностью (а затем постепенно и земледелием) для всей массы рабочих, а затем и для всех трудящихся»140. С каждым годом профсоюзы — под руководством партии — усиливали работу по привлечению миллионов трудящихся к управлению хозяйственным и культурным строительством, социалистическим производством, к разработке и реализации хозяйственных планов, в развертывании социалистического соревнования.

 

Ленинская теория социалистического  планирования, наряду с учетом достижений науки и техники, требует изучения и распространения передового опыта  социалистических предприятий, лучших образцов работы советских людей. Широко и всесторонне вопросы учета  и распространения опыта хозяйственного строительства были поставлены и  разработаны в «Наказе от СТО (Совета Труда и Обороны) местным советским учреждениям». Одно из главных зол, которым мы страдаем, говорится в Наказе, состоит «в недостатке изучения практического опыта, обмена опытом, взаимоконтроля — распоряжений центра практикой мест и практики мест руководством центра». Наказ требовал «всероссийского осведомления и учета опыта», широкого освещения и распространения передового опыта. Ленин указывал, что это поможет периодически получать точную картину того, что делается в экономике страны, своевременно улавливать важнейшие назревающие процессы, вовремя их подхватывать и направлять по надлежащему руслу141.

 

Ленин учил повседневно бороться за план, проверять его выполнение: «…надо, чтобы экономисты, литераторы, статистики не болтали о плане  вообще, а детально изучали выполнение наших планов, наши ошибки в этом практическом деле, способы исправления  этих ошибок. Без такого изучения мы слепые»142. Проверка выполнения государственного плана, по мысли Ленина, — это прежде всего борьба за экономию в народном хозяйстве. В письме в ЦСУ в июне 1921 г. Ленин советовал «заняться в первую голову» такими вопросами, как изучение рациональности распределения и использования ресурсов государства, в особенности продовольствия, с точки зрения повышения производительности труда. Необходимо выработать «способы проверки соответствия между количеством выдаваемого государством продовольствия и итогами работы, размером производства»143.

 

Организованный учет выполнения перспективных и текущих народнохозяйственных планов помогает предупреждать возникновение  диспропорций в народном хозяйстве, раскрывать резервы для ускорения  поступательного движения социалистической экономики.

 

Определяя основные принципы ведения хозяйства после победы социалистической революции, Ленин  на первое место выдвинул экономию народных средств, труда — разумное и расчетливое использование  материальных и финансовых ресурсов. Основной принцип хозяйствования —  режим экономии — Ленин неразрывно связывал с использованием товарно-денежных отношений, стоимостных инструментов. Хозяйничать экономно, вести аккуратно  и добросовестно счет денег —  это основа хозяйственного расчета, получившего широкое применение после перехода к новой экономической  политике. В трудах Ленина, в решениях партии, посвященных разработке и  обоснованию новой экономической  политики, были конкретизированы принципы социалистического хозяйствования, основанные на использовании товарно-денежных отношений.

 

Большое значение в условиях нэпа приобрели экономические методы руководства. Хозрасчетная, товарно-денежная организация становится преобладающей и повсеместной формой экономической деятельности социалистических предприятий; хозяйственный расчет, основанный на экономической заинтересованности и материальной ответственности предприятий и объединений, требовал безубыточного, рентабельного хозяйствования144. IX Всероссийский съезд Советов указал, что единство плана и хозрасчета — непременное условие научного руководства народным хозяйством: «Хозяйственный расчет и общегосударственный план промышленности, основанный на точном учете ресурсов производства и бюджета каждого государственного предприятия в отдельности и всех их вместе, должны лежать в основе ведения всей государственной промышленности»145.

 

Уже в первые годы социалистического  строительства Ленин настойчиво добивался широкого применения во всех отраслях народного хозяйства принципа материальной заинтересованности трудящихся в развитии производства. Личная заинтересованность поднимает производство; поэтому  «надо построить всякую крупную  отрасль народного хозяйства  на личной заинтересованности»146. Надо суметь заинтересовать, без личной заинтересованности ничего не выйдет — это требование, адресованное хозяйственникам, Ленин повторял много  раз.

 

*

Социалистическое планирование в условиях нэпа развивалось в  ожесточенной классовой борьбе. Буржуазные специалисты, работавшие в плановых учреждениях, старались сорвать  государственное планирование народного  хозяйства, вложить капитулянтское содержание в советские хозяйственные  планы. Они отождествляли закономерности советского хозяйства с экономическими законами капитализма. Идеологи буржуазии (а вместе с ними и оппортунисты) считали закон стоимости регулятором  развития переходной экономики. Однако при обобществлении основных средств производства закон стоимости уже в условиях экономики восстановительного периода потерял всеобъемлющий характер. В результате социалистической национализации были изъяты из сферы частного оборота, не могли продаваться и покупаться фабрики и заводы, земля, банки, железные дороги. В социалистическом секторе перестала быть товаром рабочая сила. Все это ограничивало сферу действия закона стоимости.

 

Советское государство использовало закон стоимости и связанные  с ним инструменты — деньги, кредит, торговлю, финансы в интересах  социализма, в организации экономного хозяйствования. Овладение законом  стоимости в плановой и хозяйственной  работе помогает правильно учитывать  реальные экономические возможности  предприятий и отраслей, выявлять и полнее использовать резервы социалистического  хозяйства, постоянно улучшать методы производства, снижать себестоимость  продукции, последовательно осуществлять хозяйственный расчет и режим  экономии, повышать рентабельность предприятий.

 

Прикрываясь маской «объективной»  науки, буржуазные плановики (Громан, Базаров, Кондратьев и др.) утверждали, будто советский хозяйственный план может быть лишь простым прогнозом (предвосхищением) будущего на основе изучения тенденций развития в прошлом; планирование ограничивалось догадкой о том, что получилось бы на основе стихийного развития экономики. Они объявляли бесполезными любые плановые мероприятия пролетарского государства: все равно в конечном счете «имманентная закономерность» (под которой подразумевалась рыночная стихия) возьмет верх над планом. Социалистическое строительство буржуазные плановики расценивали как насилие над объективной действительностью, обреченное на провал. В дискуссиях, которые велись в советской экономической литературе в первые годы нэпа, идеологи капиталистической реставрации нападали на целевые установки в планировании народного хозяйства, якобы несовместимые с объективными законами развития общества; они считали единственно научным «примат генетики над телеологией», подразумевая под генетикой стихийное развитие экономики по пути капитализма. Таким образом, плановая «наука» громановцев и кондратьевцев была направлена на подрыв социализма и усиление капитализма в переходной экономике.

 

Подобные же установки  в планировании хозяйства защищали и троцкисты. Характеризуя первые контрольные  цифры народного хозяйства, Троцкий  утверждал, что планирование состоит  в сочетании контролируемых и  направляемых хозяйственных процессов  с теми, которые идут рыночным самотеком, что советские хозяйственные  планы должны «увязывать» эти  тенденции и «вскрывать равнодействующую развития» экономики. Вместе с буржуазными  экономистами троцкисты считали, что  закономерности советского народного  хозяйства не отличаются от закономерности развития дореволюционной российской экономики.

 

По примеру ориентировочных  предположений в области развития хозяйства, какие составляются в  капиталистических странах, буржуазные экономисты пытались свести советские  планы к таким же ориентировкам  и прогнозам, к пассивному предвосхищению стихийных процессов. Основным методом  планирования они объявляли метод  экстраполяции стихийного роста  за прошлые годы (дореволюционного периода) на будущее время с некоторыми поправками на основе «экспертных» оценок вероятной в этом будущем емкости  рынка, возможного накопления и т.д. Плановые проекты, подготовляемые буржуазными  экономистами и техниками, были рассчитаны на реставрацию старых пропорций, капиталистических  отношений в народном хозяйстве.

 

Коммунистическая партия показала теоретическую несостоятельность  буржуазных теорий планирования, отождествляющих  советские хозяйственные планы  с плановыми ориентировками капиталистических  государств. Центральный Комитет  в отчетном докладе XV съезду партии раскрыл принципиальную разницу  этих планов и показал, что составляемые в капиталистических странах  хозяйственные планы являются лишь планами-догадками, которые ни для  кого не обязательны и на основе которых невозможно руководить хозяйством страны. Советские планы, планы-директивы, которые «определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны»147.

 

Основанные на познании и  практическом использовании экономических  закономерностей развития общества, советские хозяйственные планы  учитывают назревшие потребности  материальной жизни общества и реальные возможности для их осуществления. Они являются конкретным воплощением  программы строительства социализма, системой заданий, которая обеспечивает единство цели в практической деятельности строителей социализма.

Социалистическое планирование народного хозяйства развивалось  в борьбе с антимарксистскими  теориями «равновесия секторов»  и «самотека» в хозяйственном  строительстве, которые выдвигали  правые оппортунисты. Вместе с буржуазными  экономистами они утверждали, что  «равновесие», т.е. сохранение старой структуры  народного хозяйства, есть «высший  постулат», нарушение которого может расстроить и погубить экономику. Теория равновесия использовалась буржуазными экономистами и правыми оппортунистами для доказательства невозможности и губительности перестройки народного хозяйства, создания новых пропорций, отвечающих потребностям строящегося социализма дореволюционные пропорции народного хозяйства объявлялись непреложными и для развития советского хозяйства. Это означало, что наша страна должна была оставаться технически отсталой и аграрной. Исходя из теории равновесия, громановцы и бухаринцы требовали подчинить планирование «закону минимума», который означал равнение на отстающие участки и «узкие места» в народном хозяйстве, т.е. был направлен против социалистического переустройства экономики.

Информация о работе Новая экономическая политика