Новая экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Советское государство в первые годы нэпа устанавливало месячные, квартальные и годовые бюджеты, текущие плановые задания отдельным отраслям промышленности, планы посевных кампаний, топливные и продовольственные планы, программы перевозок и т.д. С 1925 г. стали составляться контрольные цифры развития народного хозяйства, превратившиеся затем в годовые народнохозяйственные планы. В контрольных цифрах развития народного хозяйства разрозненные производственные программы предприятий и отраслей начали координироваться и увязываться в единый народнохозяйственный план.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 96.57 Кб (Скачать)

 

Советское государство, опираясь на общественную собственность на основные средства производства и используя  огромные природные богатства, постепенно изменяло структуру народного хозяйства  и территориальное размещение производительных сил; при этом государство учитывало  объективные законы экономического развития общества. Планирование хозяйственных  пропорций основано на правильном учете  потребностей общества и реальных возможностей и ресурсов, какими располагает в  данное время общество, внешних и  внутренних условий его развития.

 

Обеспечение необходимых  народнохозяйственных пропорций, т.е. слаженной и согласованной работы отраслей народного хозяйства, недопущение  диспропорций, является одной из важнейших  задач социалистического планирования. «Все планы отдельных отраслей производства, — указывал В. И. Ленин, — должны быть строго координированы, связаны  и вместе составлять тот единый хозяйственный  план, в котором мы так нуждаемся»148. В директивах партии постоянно подчеркивается важность правильной увязки развития отраслей народного хозяйства, указываются  задачи обеспечения необходимых  пропорций хозяйственного развития. В резолюции XI съезда РКП(б) отмечалось, что «ведение планового хозяйства и необходимость согласования всех сторон хозяйственной жизни являются особенностью пролетарского государства». В решениях XII съезда партии указывалось, что «общесоюзная плановая работа должна состоять прежде всего в правильном учете и направлении работы отдельных областей и в органическом объединении областных планов и хозяйственных задач общесоюзного порядка в единый план СССР». XIII партийная конференция потребовала усиления работы по согласованию отдельных отраслей народного хозяйства, прежде всего отраслей социалистического сектора в их взаимодействии как между собой, так и с рынком149. В отчетном докладе ЦК на XIV съезде партии на конкретном анализе важнейших хозяйственных пропорций данного периода показана необходимость правильного учета реальных условий и ресурсов при определении соотношений и темпов развития отраслей народного хозяйства.

 

После разгрома буржуазных и  оппортунистических теорий планирования, рассчитанных на увековечение в народном хозяйстве старых пропорций, стал все  шире применяться в плановой работе балансовый метод, основанный на марксистской теории воспроизводства. Это способствовало определению в планах правильных пропорций в развитии народного  хозяйства, ликвидации диспропорций, подтягиванию отстающих участков хозяйственного строительства, выявлению и использованию  резервов растущего советского хозяйства.

 

Важнейшей проблемой планового  руководства народным хозяйством было обеспечение правильных взаимоотношений  промышленности и сельского хозяйства, смычки между ними. Постоянная связь  и обмен продуктами между промышленностью  и сельским хозяйством являлись основой  советской экономики в переходный период от капитализма к социализму. «Основа нашего плана, — говорил  Ф. Э. Дзержинский в мае 1925 г., —  укрепление союза рабочих и крестьян…  Наше планирование — это есть процесс, это длительная борьба за выявление  всех сил и элементов под углом  зрения этого основного союза»150.

 

В указаниях партии плановым и хозяйственным ведомствам много  внимания уделялось вопросам комплексного развития экономики республик и  районов. «Мне кажется, — писал В. И. Ленин в августе 1921 г., — одна из крупных ошибок в Донбассе, т.е. во всей работе по восстановлению Донбасса, состоит в том, что нет надлежащей согласованности в местной работе — промышленной, земледельческой  и торговой»151. Коммунистам Азербайджана Ленин советовал ставить вопрос о нефти с точки зрения согласования разных сторон народного хозяйства. «Ведь край богатейший: леса, плодородная (при орошении) земля и т.п. Качаем воду (с нефтью) и не употребляем  эту воду на орошение, которое бы дало гигантские урожаи сена, риса, хлопка? Не используем «норда» для ветряных двигателей? Но главное, конечно, продовольствие, орошение. Можно ли развить нефтепромышленность, не развивая орошения и земледелия вокруг Баку? Думает ли кто и работает ли кто над этим как следует?»152

 

После перехода к нэпу, когда  борьба социалистического и капиталистического хозяйства переносилась на экономическую  почву, на рынок, Советское государство  должно было овладеть рынком и постепенно взять в свои руки регулирование  денежного обращения и товарооборота  между городом и деревней. Эта  трудная и сложная задача была решена; государство успешно овладело новыми формами и методами хозяйственной  деятельности и планового руководства  в период нэпа, используя торговлю, деньги, кредит, финансы в интересах  социалистического строительства.

 

Большое значение для налаживания  планового руководства хозяйством в первый период нэпа, для развития и упрочения смычки между городом  и деревней имело создание твердой  советской валюты. В первые годы восстановительного периода неустойчивость валюты затрудняла планирование хозяйства, развитие товарооборота между городом  и деревней, между промышленностью  и сельским хозяйством, между различными районами страны. Переход к устойчивой валюте в результате проведения денежной реформы 1922—1924 гг. и обеспечение  твердого денежного обращения создали  прочную базу для развития экономической  связи между городом и деревней, для усиления государственного регулирования  торговли и цен, для укрепления плановости в народном хозяйстве.

 

Одним из главных рычагов  планового руководства хозяйством был государственный бюджет —  основной финансовый план страны. Планомерная  мобилизация накоплений социалистического  сектора, привлечение средств населения, все более значительное изъятие через налоги накоплений капиталистических элементов создавали централизованный фонд ресурсов, который использовался государством для восстановления и развития социалистической промышленности и кооперации, помощи трудящемуся крестьянству, для развертывания культурного строительства, укрепления обороноспособности страны.

 

XIII партийная конференция  в январе 1924 г. отметила, что «ныне  мы достигли значительных успехов  в создании основных предпосылок  планового руководства». Эти предпосылки  успешного планирования заключались  в создании твердой валюты; в  организации кредита; в накоплении  материальных фондов, допускающих  маневрирование ими; в осуществлении  и укреплении определенных форм  организации хозяйства (тресты  и т.д.); «в наличии ряда отдельных,  построенных на основе опыта,  планов, в первую очередь реальных  бюджетных планов, и т.п.»153.

 

В условиях многоукладной  экономики переходного периода  планирование народного хозяйства  осуществлялось в борьбе с анархией товарно-капиталистического рынка, с  мелкобуржуазной частнособственнической стихией. В первый период нэпа имел место абсолютный рост частного капитала, в особенности в торговле, при  относительном падении его удельного  веса, отмечался некоторый рост капиталистических  кулацких хозяйств в деревне и  новой буржуазии в городах. Капиталистические  элементы оказывали ожесточенное сопротивление  наступлению социализма на экономическом  фронте. Процесс расширенного социалистического  воспроизводства совершался при  известных противоречиях между  социализмом и мелкотоварным  хозяйством.

 

В первый период нэпа реальное планирование экономики складывалось постепенно на основе опыта советского хозяйствования, практической увязки и согласования работы разных отраслей народного хозяйства, в меру действительного  роста организованности народного  хозяйства и увеличивающихся  возможностей точного учета ресурсов страны на основе растущего обобществления экономики154.

 

В условиях, когда в сельском хозяйстве преобладало раздробленное  мелкотоварное производство, а частный  капитал занимал еще большое  место в товарообороте и мелкой промышленности, советские хозяйственные  планы нередко нарушались. Сельское хозяйство тогда в значительной степени зависело от природных условий, и страна не была гарантирована от недородов. Промышленность была связана  с колебаниями внутреннего рынка, которым государство тогда еще  неполностью овладело, а внешняя торговля (советский экспорт и импорт) испытывала известные трудности, связанные со сложной международной обстановкой; иностранные капиталисты зачастую проводили бойкот советских товаров, замаскированную блокаду и т.д. Были также отдельные просчеты и ошибки советских планирующих органов.

 

При плановом хозяйствовании каждая заминка в производстве и  торговле, каждый просчет наносили ущерб народному хозяйству. Ленин  в докладе на XI Всероссийском  съезде Советов указывал, что наши плановые просчеты усугубляют хозяйственные трудности. В частности, серьезный просчет в топливном плане на первую половину 1921 г. обострил затруднения в топливоснабжении, ухудшил и без того тяжелое положение транспорта. Топливные и транспортные трудности весны 1921 г. были вызваны не только недостатком материальных средств, но и тем, что были допущены ошибки в отдельных отраслевых планах155. Коммунистическая партия и Советское правительство добивались того, чтобы в советских хозяйственных планах было меньше просчетов, чтобы систематически улучшалось планирование народного хозяйства.

 

*

Советское государство в  первые годы нэпа устанавливало месячные, квартальные и годовые бюджеты, текущие плановые задания отдельным  отраслям промышленности, планы посевных кампаний, топливные и продовольственные  планы, программы перевозок и  т.д. С 1925 г. стали составляться контрольные  цифры развития народного хозяйства, превратившиеся затем в годовые  народнохозяйственные планы. В контрольных  цифрах развития народного хозяйства  разрозненные производственные программы  предприятий и отраслей начали координироваться и увязываться в единый народнохозяйственный план.

 

В 1921—1925 гг. был накоплен значительный опыт перспективного планирования. В Госплане и ВСНХ разрабатывались  варианты пятилетних планов развития народного хозяйства. Этот опыт был  использован в дальнейшем при  подготовке плана первой пятилетки  на 1928—1932 гг.


Информация о работе Новая экономическая политика